Сколько стоит сходить в театр в Москве и Минске
07.04.2018 08:48:19
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
После того как в начале февраля оперная певица Анна Нетребко возмутилась ценой билетов на совместный с мужем концерт в Зале им. Чайковского, тему стали активно обсуждать.
«Все билеты проданы», но неизвестно кому
Тогда Нетребко написала в соцсетях: «Уважаемые устроители концертов! Менеджеры и перекупщики – если я ЕЩЕ РАЗ услышу, что цены на мои концерты зашкаливают за 100.000 российских рублей, – я просто не приеду больше... всем спасибо!» Правда, через несколько дней свой пост она удалила. Видимо, потому, что Анна Юрьевна немного ошиблась, продешевила: цена на билет на тот концерт у перекупщиков доходила до 250.000 росс. рублей. Конечно, на самые лучшие места. Хотя устроители мероприятия уверяли меня, что по просьбе самой певицы самый дорогой билет в кассе стоил около 10.000 росс. рублей.
Но даже официальные цены на некоторые драматические спектакли порой очень удивляют. Например, на сайте театра «Современник» или в самой кассе спектакль «Амстердам» стоит до 17 тысяч росс. рублей за билет. А в «Мастерской Петра Фоменко» за возможность посетить «Одну абсолютно счастливую деревню» просят до 20 тысяч росс. рублей. Платите и будьте счастливы.
С учетом того, что многие белорусы, оказываясь в Москве по личным или служебным делам, стараются посетить известные театры, нам показалось любопытным узнать, как строится в них билетная политика. И почем, собственно, искусство для народа.
Анна Нетребко с мужем Юсифом Эйвазовым
Кто придумывает цены?
– По сегодняшнему российскому законодательству стоимость билетов театр определяет самостоятельно, – рассказывает директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок. – Никто нам цену не диктует. Обычно в расчет берутся те расходы, которые несет театр в связи с эксплуатацией спектакля, а также учитывается его востребованность у публики. Если мы видим, что на тот или иной спектакль билеты раскупаются быстрее, чем на другой репертуар, и за этим спектаклем в кассу выстраиваются огромные очереди, то театр может себе позволить поднять цену. Понимаете, театр живет в условиях рынка, и ничего с этим не поделаешь.
Но мы, конечно же, учитываем социальный статус всех наших зрителей. Поэтому билет на любой спектакль в наш театр можно купить и за 100 росс. рублей. Это будут места на откидных стульях или в бельэтаже, на балконе. Их можно приобрести и за два-три дня до спектакля. Вы заходите на сайт нашего театра и приобретаете. У нас на сайте единая система с кассой театра, поэтому цены одинаковые. Безусловно, эти билеты могут купить и перекупщики. Но поверьте мне, что ни один перекупщик не покупает билеты по 100 росс. рублей. Как правило, они приобретают дорогие билеты в партер. Их они и перепродают.
Виноваты только барыги?
На февральских концертах известного дирижера Теодора Курентзиса в Большом зале консерватории имени Чайковского самый дорогой билет в партер официально стоил 22 тысячи росс. рублей, а самый дешевый входной (без места) – от 2 тысяч. При этом в фойе молодые люди, которые называли себя работниками концертного зала, продавали как раз дешевые билеты – за 6 тысяч и более.
К сожалению, наш запрос по поводу ценовой билетной политики сотрудники Большого зала консерватории проигнорировали. Между тем картину, когда сначала стоит человек, скупающий билеты, а метров через десять – продающий, можно наблюдать, например, перед поп-концертами в самом центре Москвы, в подземном переходе у касс Кремлевского дворца.
– В некоторых театрах администрация как бы сращивается с перекупщиками, – считает режиссер Андрей Житинкин. – Там есть своего рода тайный союз. С одной стороны, конечно, театру хорошо, потому что не надо прикладывать дополнительных усилий по реализации: билеты уже куплены – нет никакой головной боли. Другое дело, что нормальный зритель, который хочет купить перед спектаклем билет, к сожалению, вынужден доплачивать. Истинные любители театра, у которых не так много денег, очень часто не попадают туда, куда они хотят попасть. В советское время по активности перекупщиков можно было составить единственный объективный рейтинг популярности театра. Когда появлялись у касс эти «жучки» с билетами для перепродажи, директора и художественные руководители театров могли спокойно выдохнуть: зрители в театр ходят. То есть перекупщики – это и раньше для театра было престижно.
Эффективного рецепта борьбы с барыгами никто еще не выработал. В некоторых театрах, например, продают не более двух-трех билетов в руки. Но, сами понимаете, это как в свое время давали по две бутылки водки на человека, но вставали несколько раз в очередь и набирали полные сумки. Есть идеи продавать по паспорту, но если человек пришел в театр с чужим билетом, его не имеют права не пустить. Образец строжайшего контроля демонстрирует FIFA, продающая билеты на чемпионат мира по футболу в России. Спрос колоссальный, билеты и так дорогие, цена на черном рынке могла бы доходить до заоблачных высот. Чтобы подорвать бизнес спекулянтов, все билеты именные и нужно еще оформлять паспорт болельщика. Но то – особое мероприятие. А билеты на концерты и в театры порой дарят, да и усложнять схему для мероприятий, проходящих ежедневно, смысла нет.
Интернет тоже обманет?
В наше время люди чаще покупают билеты в интернете. Тем более у всех театров и у концертных залов сейчас есть официальные сайты, где можно купить билет по такой же цене, как и в обычной кассе. Тут небольшой совет: подпишитесь на новости театра, и вам будут приходить уведомления, когда открывается продажа на тот или иной спектакль.
Но вообще и в интернете можно обмануться. Дело в том, что, если вы наберете в поисковой системе, скажем, «купить билеты в Большой театр», вам выдадут список нескольких сайтов, в адресах которых будет так или иначе значиться слово «Большой» и обязательно указываться, что билеты официальные. Причем эти сайты даже внешне будут похожи на официальный. Но все они никакого отношения к главному театру страны не имеют. Пользователь нажимает на первые попавшиеся ссылки и… покупает билет в две-три-четыре цены выше номинала. Ссылку на настоящий Большой театр вы найдете на пятой-шестой позиции (на всякий случай: bolshoi.ru). Так и с другими театрами и концертными залами. Однако есть сайты крупных билетных агентств, с которыми театры сотрудничают официально. Тут уже сами выбираете, у кого цены ниже.
– Театр продает агентству билеты, чаще не на самые топовые спектакли, – рассказывает в анонимной беседе бывший сотрудник одного из таких театральных интернет-агентств. – Мы накручиваем десять процентов сервисного сбора и продаем через интернет. Конечно, официально с этого платим налоги. Но кто же знает, за какую цену мы эти билеты закупили? Театр втайне от всех может отдать нам их за меньшую сумму или «за откат» сотруднику, чтобы билеты все-таки продались. Смотря какой спектакль. А мы указываем в налоговых документах номинал. Криминально? Да. Но как заработать честному сайту? Его же содержать надо, а этих денег не хватает. Сейчас вообще полный бардак в продаже билетов через интернет. За этим ведь никто не следит.
Цены на некоторые популярные спектакли в Москве (в росс. рублях)
Комментарий
Роспотребнадзор о сайтах-двойниках
– В нашу компетенцию входит защита прав потребителя, в данном же случае это спор двух хозяйствующих субъектов, – говорит руководитель пресс-службы Анна Брычева. – Действительно, многие сайты почти копируют адреса театров или концертных залов и продают их билеты, причем дороже. Тут уже потребитель должен сам выбирать, какая цена ему подходит. Если же тот или иной театр, концертный зал против, чтобы такой сайт существовал, то должны обратиться в суд с просьбой заблокировать этот ресурс. На этом основании мы можем подключиться. Но пока нарушений прав потребителя я не вижу.
Олег Перанов.
А как у нас?
В отличие от Москвы поход в любой театр Беларуси для горожан и туристов обходится без жертв и длинных очередей у билетных касс. Перекупщиков здесь тоже не сыщешь: цены на репертуарные спектакли вполне адекватные, а потому спекулировать на квитках билетной «мафии» совсем не выгодно. Стоимость билетов на каждый из спектаклей администрация театров определяет самостоятельно. Самые бюджетные постановки — детские, они же утренние. Билеты — от 2 рублей. Самые дорогие квитки традиционно на гастрольные постановки. Театралы со стажем советуют: чтобы попасть на громкую премьеру и не разориться, нужно внимательно следить за стартом продаж и успеть купить билеты, едва только откроется бронь. Это же касается и театральных хитов, на них билеты также разлетаются очень быстро.
Стоимость билетов на некоторые популярные спектакли в Минске
Большой театр оперы и балета.
Спектакль: «Лебединое озеро».
Цена вопроса: от 6 до 140 рублей.
Национальный академический театр имени Янки Купалы.
Спектакль: «Рэвiзор».
Цена вопроса: от 4 до 30 рублей, однако на март и апрель билетов в кассах уже нет.
Национальный академический драматический театр имени Максима Горького.
Спектакль: «Зойкина квартира».
Цена вопроса: от 6 до 18 рублей — в кассах театра, от 8 до 20 рублей — на сайтах билетных операторов.
Республиканский театр белорусской драматургии.
Спектакль: «Сiндром Медэi».
Цена вопроса: 12 — 13 рублей.
Театр: Белорусский государственный молодежный театр.
Спектакль: «Чехов. Комедия. Чайка».
Цена вопроса: от 6 до 10 рублей.
Белорусский государственный академический музыкальный театр.
Спектакль: «Голубая камея».
Цена вопроса: на сайтах билетных операторов остались квитки за 15 и 16 рублей.
Юлиана ЛЕОНОВИЧ.
leonovich@sb.by
«Все билеты проданы», но неизвестно кому
Тогда Нетребко написала в соцсетях: «Уважаемые устроители концертов! Менеджеры и перекупщики – если я ЕЩЕ РАЗ услышу, что цены на мои концерты зашкаливают за 100.000 российских рублей, – я просто не приеду больше... всем спасибо!» Правда, через несколько дней свой пост она удалила. Видимо, потому, что Анна Юрьевна немного ошиблась, продешевила: цена на билет на тот концерт у перекупщиков доходила до 250.000 росс. рублей. Конечно, на самые лучшие места. Хотя устроители мероприятия уверяли меня, что по просьбе самой певицы самый дорогой билет в кассе стоил около 10.000 росс. рублей.
Но даже официальные цены на некоторые драматические спектакли порой очень удивляют. Например, на сайте театра «Современник» или в самой кассе спектакль «Амстердам» стоит до 17 тысяч росс. рублей за билет. А в «Мастерской Петра Фоменко» за возможность посетить «Одну абсолютно счастливую деревню» просят до 20 тысяч росс. рублей. Платите и будьте счастливы.
С учетом того, что многие белорусы, оказываясь в Москве по личным или служебным делам, стараются посетить известные театры, нам показалось любопытным узнать, как строится в них билетная политика. И почем, собственно, искусство для народа.
Анна Нетребко с мужем Юсифом Эйвазовым
Кто придумывает цены?
– По сегодняшнему российскому законодательству стоимость билетов театр определяет самостоятельно, – рассказывает директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок. – Никто нам цену не диктует. Обычно в расчет берутся те расходы, которые несет театр в связи с эксплуатацией спектакля, а также учитывается его востребованность у публики. Если мы видим, что на тот или иной спектакль билеты раскупаются быстрее, чем на другой репертуар, и за этим спектаклем в кассу выстраиваются огромные очереди, то театр может себе позволить поднять цену. Понимаете, театр живет в условиях рынка, и ничего с этим не поделаешь.
Но мы, конечно же, учитываем социальный статус всех наших зрителей. Поэтому билет на любой спектакль в наш театр можно купить и за 100 росс. рублей. Это будут места на откидных стульях или в бельэтаже, на балконе. Их можно приобрести и за два-три дня до спектакля. Вы заходите на сайт нашего театра и приобретаете. У нас на сайте единая система с кассой театра, поэтому цены одинаковые. Безусловно, эти билеты могут купить и перекупщики. Но поверьте мне, что ни один перекупщик не покупает билеты по 100 росс. рублей. Как правило, они приобретают дорогие билеты в партер. Их они и перепродают.
Виноваты только барыги?
На февральских концертах известного дирижера Теодора Курентзиса в Большом зале консерватории имени Чайковского самый дорогой билет в партер официально стоил 22 тысячи росс. рублей, а самый дешевый входной (без места) – от 2 тысяч. При этом в фойе молодые люди, которые называли себя работниками концертного зала, продавали как раз дешевые билеты – за 6 тысяч и более.
К сожалению, наш запрос по поводу ценовой билетной политики сотрудники Большого зала консерватории проигнорировали. Между тем картину, когда сначала стоит человек, скупающий билеты, а метров через десять – продающий, можно наблюдать, например, перед поп-концертами в самом центре Москвы, в подземном переходе у касс Кремлевского дворца.
– В некоторых театрах администрация как бы сращивается с перекупщиками, – считает режиссер Андрей Житинкин. – Там есть своего рода тайный союз. С одной стороны, конечно, театру хорошо, потому что не надо прикладывать дополнительных усилий по реализации: билеты уже куплены – нет никакой головной боли. Другое дело, что нормальный зритель, который хочет купить перед спектаклем билет, к сожалению, вынужден доплачивать. Истинные любители театра, у которых не так много денег, очень часто не попадают туда, куда они хотят попасть. В советское время по активности перекупщиков можно было составить единственный объективный рейтинг популярности театра. Когда появлялись у касс эти «жучки» с билетами для перепродажи, директора и художественные руководители театров могли спокойно выдохнуть: зрители в театр ходят. То есть перекупщики – это и раньше для театра было престижно.
Эффективного рецепта борьбы с барыгами никто еще не выработал. В некоторых театрах, например, продают не более двух-трех билетов в руки. Но, сами понимаете, это как в свое время давали по две бутылки водки на человека, но вставали несколько раз в очередь и набирали полные сумки. Есть идеи продавать по паспорту, но если человек пришел в театр с чужим билетом, его не имеют права не пустить. Образец строжайшего контроля демонстрирует FIFA, продающая билеты на чемпионат мира по футболу в России. Спрос колоссальный, билеты и так дорогие, цена на черном рынке могла бы доходить до заоблачных высот. Чтобы подорвать бизнес спекулянтов, все билеты именные и нужно еще оформлять паспорт болельщика. Но то – особое мероприятие. А билеты на концерты и в театры порой дарят, да и усложнять схему для мероприятий, проходящих ежедневно, смысла нет.
Интернет тоже обманет?
В наше время люди чаще покупают билеты в интернете. Тем более у всех театров и у концертных залов сейчас есть официальные сайты, где можно купить билет по такой же цене, как и в обычной кассе. Тут небольшой совет: подпишитесь на новости театра, и вам будут приходить уведомления, когда открывается продажа на тот или иной спектакль.
Но вообще и в интернете можно обмануться. Дело в том, что, если вы наберете в поисковой системе, скажем, «купить билеты в Большой театр», вам выдадут список нескольких сайтов, в адресах которых будет так или иначе значиться слово «Большой» и обязательно указываться, что билеты официальные. Причем эти сайты даже внешне будут похожи на официальный. Но все они никакого отношения к главному театру страны не имеют. Пользователь нажимает на первые попавшиеся ссылки и… покупает билет в две-три-четыре цены выше номинала. Ссылку на настоящий Большой театр вы найдете на пятой-шестой позиции (на всякий случай: bolshoi.ru). Так и с другими театрами и концертными залами. Однако есть сайты крупных билетных агентств, с которыми театры сотрудничают официально. Тут уже сами выбираете, у кого цены ниже.
– Театр продает агентству билеты, чаще не на самые топовые спектакли, – рассказывает в анонимной беседе бывший сотрудник одного из таких театральных интернет-агентств. – Мы накручиваем десять процентов сервисного сбора и продаем через интернет. Конечно, официально с этого платим налоги. Но кто же знает, за какую цену мы эти билеты закупили? Театр втайне от всех может отдать нам их за меньшую сумму или «за откат» сотруднику, чтобы билеты все-таки продались. Смотря какой спектакль. А мы указываем в налоговых документах номинал. Криминально? Да. Но как заработать честному сайту? Его же содержать надо, а этих денег не хватает. Сейчас вообще полный бардак в продаже билетов через интернет. За этим ведь никто не следит.
Цены на некоторые популярные спектакли в Москве (в росс. рублях)
Комментарий
Роспотребнадзор о сайтах-двойниках
– В нашу компетенцию входит защита прав потребителя, в данном же случае это спор двух хозяйствующих субъектов, – говорит руководитель пресс-службы Анна Брычева. – Действительно, многие сайты почти копируют адреса театров или концертных залов и продают их билеты, причем дороже. Тут уже потребитель должен сам выбирать, какая цена ему подходит. Если же тот или иной театр, концертный зал против, чтобы такой сайт существовал, то должны обратиться в суд с просьбой заблокировать этот ресурс. На этом основании мы можем подключиться. Но пока нарушений прав потребителя я не вижу.
Олег Перанов.
А как у нас?
В отличие от Москвы поход в любой театр Беларуси для горожан и туристов обходится без жертв и длинных очередей у билетных касс. Перекупщиков здесь тоже не сыщешь: цены на репертуарные спектакли вполне адекватные, а потому спекулировать на квитках билетной «мафии» совсем не выгодно. Стоимость билетов на каждый из спектаклей администрация театров определяет самостоятельно. Самые бюджетные постановки — детские, они же утренние. Билеты — от 2 рублей. Самые дорогие квитки традиционно на гастрольные постановки. Театралы со стажем советуют: чтобы попасть на громкую премьеру и не разориться, нужно внимательно следить за стартом продаж и успеть купить билеты, едва только откроется бронь. Это же касается и театральных хитов, на них билеты также разлетаются очень быстро.
Стоимость билетов на некоторые популярные спектакли в Минске
Большой театр оперы и балета.
Спектакль: «Лебединое озеро».
Цена вопроса: от 6 до 140 рублей.
Национальный академический театр имени Янки Купалы.
Спектакль: «Рэвiзор».
Цена вопроса: от 4 до 30 рублей, однако на март и апрель билетов в кассах уже нет.
Национальный академический драматический театр имени Максима Горького.
Спектакль: «Зойкина квартира».
Цена вопроса: от 6 до 18 рублей — в кассах театра, от 8 до 20 рублей — на сайтах билетных операторов.
Республиканский театр белорусской драматургии.
Спектакль: «Сiндром Медэi».
Цена вопроса: 12 — 13 рублей.
Театр: Белорусский государственный молодежный театр.
Спектакль: «Чехов. Комедия. Чайка».
Цена вопроса: от 6 до 10 рублей.
Белорусский государственный академический музыкальный театр.
Спектакль: «Голубая камея».
Цена вопроса: на сайтах билетных операторов остались квитки за 15 и 16 рублей.
Юлиана ЛЕОНОВИЧ.
leonovich@sb.by