На Славгородчине завершается строительство переправы через Сож, которую живущие на левом берегу реки ждали всю жизнь
28.10.2019 23:11:00
Ольга КИСЛЯК
Четыре года назад для активизации социально-экономического развития юго-восточного региона Могилевской области был подписан указ Президента и принята специальная программа, направленные на создание благоприятных условий проживания населения в Славгородском, Климовичском, Краснопольском, Кричевском, Чериковском и Хотимском районах.
Сейчас на Славгородчине завершается строительство моста через Сож, который решит давнюю проблему: свяжет левую и правую части района, разделенные рекой. Для сельчан, живущих на левобережье, это архиважно, ведь большую часть года они были отрезаны от «большой земли». А еще мост соединит Славгородчину и Краснопольщину, улучшит логистику транспортного сообщения с Россией.
На строительстве нового моста в Славгородском районе: бетонщик Дмитрий Каралек и электрик Юрий Бубенцов.
В Старой Каменке когда-то было 100 дворов. Теперь 23 человека. Как шутят старожилы, самых стойких, выдержавших испытание рекой. Среди них 60-летняя Любовь Маркевич:
— В юности через Сож переправлялись на лодках, пароме. Зимой пешком — по льду. Сегодня нам, пенсионерам, это уже не по силам. Вот и сидим по хатам. Автолавка и «скорая» из Краснополья, за 60 километров приезжают. Появится стационарный мост — транспортное сообщение со Славгородом будет круглый год. Сможем к детям в город добираться, и они на малой родине будут чаще.
62-летний Владимир Кузьмицкий, когда работал в колхозе, бывало, на тракторе через замерзший Сож ездил на работу: «Рисковал. А что делать? Надо было корм на фермы подвозить, скотина ж голодной не останется…»
Одинокая 84-летняя Зинаида Андросова уже и не верила, что доживет до того дня, когда сможет выбраться в райцентр:
— Там мой племянник — единственная родная душа. Пока понтонный мост стоит, он меня по выходным навещает. Наконец и я у него погощу.
Геодезист Алексей Сенченко.
— У моего племянника Лени двое детей. Так их сперва в детсад в Краснопольский район возили, потом в школу. Ради двух учеников ежедневно гоняли сюда школьный автобус. А 3 года назад предложили перебраться в Славгород, выделили комнату в общежитии. Они переехали, а я на хозяйстве остался. Жаль дом бросать, добротный. Уверен: откроют мост — местные обратно потянутся.
Сегодня на левобережье постоянно проживает человек 80. Но кое-кто из коренных обитателей, некогда покинувших этот край, подумывает о возвращении. Прицениваются к участкам и горожане.
— Уже лет 15 мы сюда 2 — 3 раза в год приезжаем, — рассказывают рыбаки из Могилева, расположившиеся на берегу озера. — Плотва, щука, лещ водятся. И до известного не только в Беларуси источника «Голубая криница» рукой подать. Бывали бы тут чаще, да по осени Сож путь отрезает. А если через Краснополье в объезд рулить, рыбка выйдет золотая: это ж в одну сторону уже не 80 километров, а все 140! Теперь все изменится, на берегу уже начали обустраивать зону отдыха, отдыхающие сюда потянутся.
Старый понтонный мост через реку Сож.
На мосту, которого на Славгородчине ждали столько лет, вовсю кипит работа. Хотя официально его планируют открыть в июле 2020 года, легковой транспорт по нему пустят уже вот-вот — как только грянут первые заморозки и снимут понтонную переправу.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Борис Иванов, главный инженер РУП «Могилевавтодор»:
— Деньги на объект выделяет республиканский бюджет — всего 40 миллионов рублей. Сам мост особенный. Во-первых, самый длинный на Могилевщине — 500 метров. Во-вторых, здесь впервые в стране использовали уникальные технологии транспортировки и монтажа пролетов. Их демонтировали в Кричеве и речным транспортом доставили на Славгородчину. А весит каждая конструкция около 240 тонн!
КОМПЕТЕНТНО
Александр Осмоловский, заместитель председателя Славгородского райисполкома:
— Из-за проблем с переправой долгие годы в села, что на левом берегу Сожа, приходилось пускать в объезд школьный автобус, автолавку, «скорую». Если за день автолавка летом наматывала 85 километров, то зимой уже 220. Появление стационарного моста значительно улучшит жизнь людей левобережья, поможет экономическому развитию района. Круглогодичное прямое транспортное сообщение со Славгородом, Краснопольем, Россией — это возможность эффективно развивать туристический потенциал. «Голубую криницу» только на Маковей в августе ежегодно посещает около 50 тысяч паломников, в том числе иностранцев. Отсутствие нормального транспортного сообщения не позволяло им бывать тут чаще. Стационарный мост закроет эту проблему. Надеемся, появление переправы повлечет за собой и более активное развитие предпринимательства, фермерства на этом берегу.
kislyak@sb.by
Сейчас на Славгородчине завершается строительство моста через Сож, который решит давнюю проблему: свяжет левую и правую части района, разделенные рекой. Для сельчан, живущих на левобережье, это архиважно, ведь большую часть года они были отрезаны от «большой земли». А еще мост соединит Славгородчину и Краснопольщину, улучшит логистику транспортного сообщения с Россией.
На строительстве нового моста в Славгородском районе: бетонщик Дмитрий Каралек и электрик Юрий Бубенцов.
Важен первый шаг
О необходимости строительства стационарного моста через Сож говорили еще при Союзе. Но к возведению приступили лишь 3 года назад. Для жителей 8 сел на левом берегу Сожа это событие, ведь они ждали его, без преувеличения, всю жизнь! Капитального моста тут никогда не было. Понтонный ставили в конце весны, а осенью убирали — чтобы лед не повредил переправу. Поэтому жителям левобережья фактически на протяжении 7 месяцев, чтобы, к примеру, добраться до Славгорода, который от них в 10 — 15 километрах, приходилось ехать по кругу — через соседние Чериков, Краснополье, более сотни километров в одну сторону.В Старой Каменке когда-то было 100 дворов. Теперь 23 человека. Как шутят старожилы, самых стойких, выдержавших испытание рекой. Среди них 60-летняя Любовь Маркевич:
— В юности через Сож переправлялись на лодках, пароме. Зимой пешком — по льду. Сегодня нам, пенсионерам, это уже не по силам. Вот и сидим по хатам. Автолавка и «скорая» из Краснополья, за 60 километров приезжают. Появится стационарный мост — транспортное сообщение со Славгородом будет круглый год. Сможем к детям в город добираться, и они на малой родине будут чаще.
62-летний Владимир Кузьмицкий, когда работал в колхозе, бывало, на тракторе через замерзший Сож ездил на работу: «Рисковал. А что делать? Надо было корм на фермы подвозить, скотина ж голодной не останется…»
Одинокая 84-летняя Зинаида Андросова уже и не верила, что доживет до того дня, когда сможет выбраться в райцентр:
— Там мой племянник — единственная родная душа. Пока понтонный мост стоит, он меня по выходным навещает. Наконец и я у него погощу.
Геодезист Алексей Сенченко.
Возвращаться — хорошая примета
Левобережье Сожа сильно пострадало от Чернобыля: часть сел захоронили, часть отселили. Постепенно и другие стали пустеть: люди устали чувствовать себя отшельниками. 82-летний Владимир Журавлев рассказывает:— У моего племянника Лени двое детей. Так их сперва в детсад в Краснопольский район возили, потом в школу. Ради двух учеников ежедневно гоняли сюда школьный автобус. А 3 года назад предложили перебраться в Славгород, выделили комнату в общежитии. Они переехали, а я на хозяйстве остался. Жаль дом бросать, добротный. Уверен: откроют мост — местные обратно потянутся.
Сегодня на левобережье постоянно проживает человек 80. Но кое-кто из коренных обитателей, некогда покинувших этот край, подумывает о возвращении. Прицениваются к участкам и горожане.
— Уже лет 15 мы сюда 2 — 3 раза в год приезжаем, — рассказывают рыбаки из Могилева, расположившиеся на берегу озера. — Плотва, щука, лещ водятся. И до известного не только в Беларуси источника «Голубая криница» рукой подать. Бывали бы тут чаще, да по осени Сож путь отрезает. А если через Краснополье в объезд рулить, рыбка выйдет золотая: это ж в одну сторону уже не 80 километров, а все 140! Теперь все изменится, на берегу уже начали обустраивать зону отдыха, отдыхающие сюда потянутся.
Новый центр притяжения
— Наш край перспективный для туристического бизнеса, — уверен координатор проекта «Мост как пилотная экобизнес-модель для местного и регионального экономического роста» Сергей Колеснев. — Проект реализуется за счет Евросоюза, выделившего 590 тысяч евро, и Славгородского райисполкома и рассчитан на 3 года. На левом берегу Сожа появится экопарк «Амулет Присожья» с зонами отдыха, экотропами, веломаршрутами, в том числе до «Голубой криницы», центром сельского развития и предпринимательства. В Старой Каменке отремонтируем неиспользуемые здания бывшего клуба, сельсовета и библиотеки, откроем конференц-зал, хостел на 20 мест, мини-гостиницу. В Дубно и Александровке-2, что рядом с криницей, — туристические стоянки. В планах — создать медовый маркет, проводить фестивали. Уже опробовали гастрономический фестиваль «Спадарыня «Крынiца» запрашае», экоэтнофестиваль «Песни о криницах», велофестиваль. Хотим еще организовать фотоэкопленэр, пригласить мастеров не только из Беларуси, но и из соседней России. Ведь с появлением стационарного моста до той же «Голубой криницы», популярной не только у соотечественников, добраться можно будет в любое время года.Старый понтонный мост через реку Сож.
На мосту, которого на Славгородчине ждали столько лет, вовсю кипит работа. Хотя официально его планируют открыть в июле 2020 года, легковой транспорт по нему пустят уже вот-вот — как только грянут первые заморозки и снимут понтонную переправу.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Борис Иванов, главный инженер РУП «Могилевавтодор»:
— Деньги на объект выделяет республиканский бюджет — всего 40 миллионов рублей. Сам мост особенный. Во-первых, самый длинный на Могилевщине — 500 метров. Во-вторых, здесь впервые в стране использовали уникальные технологии транспортировки и монтажа пролетов. Их демонтировали в Кричеве и речным транспортом доставили на Славгородчину. А весит каждая конструкция около 240 тонн!
КОМПЕТЕНТНО
Александр Осмоловский, заместитель председателя Славгородского райисполкома:
— Из-за проблем с переправой долгие годы в села, что на левом берегу Сожа, приходилось пускать в объезд школьный автобус, автолавку, «скорую». Если за день автолавка летом наматывала 85 километров, то зимой уже 220. Появление стационарного моста значительно улучшит жизнь людей левобережья, поможет экономическому развитию района. Круглогодичное прямое транспортное сообщение со Славгородом, Краснопольем, Россией — это возможность эффективно развивать туристический потенциал. «Голубую криницу» только на Маковей в августе ежегодно посещает около 50 тысяч паломников, в том числе иностранцев. Отсутствие нормального транспортного сообщения не позволяло им бывать тут чаще. Стационарный мост закроет эту проблему. Надеемся, появление переправы повлечет за собой и более активное развитие предпринимательства, фермерства на этом берегу.
kislyak@sb.by