Кира Муратова: «Человеку свойственно умирать - никуда не денешься»
08.06.2018 08:58:04
Виктория ПОПОВА
6 июня на 84–м году жизни от нас ушла Кира Муратова, лучший режиссер и сценарист в мире. Все ее картины, от «Коротких встреч», «Долгих проводов» и «Астенического синдрома», взявшего Гран–при в Берлине, похожи на свою создательницу — столь же красивы, дерзки и смелы. Многие из них запрещались, кромсались, прятались на полку, но эти фильмы вопреки всему находили свой путь к зрителю. А еще гениальные «Увлеченья», «Три истории» и камерный «Настройщик», к которому Муратова относилась прохладно, отдавая предпочтение своим же «Чеховским мотивам».
Она любила приезжать в Минск, на фестиваль «Лiстапад» — после Одессы, где Муратова жила и несколько раздражалась эклектикой современной архитектуры, в нашем городе ее пленила чистота линий, основательность и... утки в парке Горького, где любила гулять. «Ваши утки — это что–то», — часто повторяла Муратова. У нас же представляла и свои новые ленты, которые создавала, как сама признавалась, мизерными средствами — «Два в одном», «Мелодия для шарманки» и, увы, ее последний фильм «Вечное возвращение» минские поклонники смотрели в одном зале с режиссером, дышали с ней
одним воздухом. А после были творческие встречи, разговоры, во время которых и журналисты, и зрители робели перед этой великой женщиной. Вспоминаю наше последнее с ней свидание на пресс–конференции пять лет назад. Модератор начал со слов: «Господа журналисты, у вас есть возможность задать режиссеру и художнику общие вопросы». Кира Георгиевна насторожилась и тихонько у мужа, художника Голубенко, спросила: «Что значит общие?» А супруг с улыбкой ответил: «Ну, про международное положение». Смеялись...
Директор фестиваля «Лiстапад» Игорь Сукманов, которому посчастливилось много общаться с Кирой Георгиевной, сегодня подавлен точно так же, как и многие:
— Вот теперь и мы остались среди серых камней. «Без кино». «Человеку свойственно болеть, стареть, умирать... Никуда не денешься», — говорила она. Действительно, никуда не денешься, как бы отчужденно, больно, отчаянно ни прозвучала новость о ее уходе. Конечно, фильмы вбирают всю память мира, и пока мы живы и кино живо, трепетно и страстно будем любить картины Киры Георгиевны. И утешать себя тем, что она жива каждой клеточкой кадра. А пока пустота и безудержно жаль себя за это неизбывное сиротство.
viki@sb.by
Она любила приезжать в Минск, на фестиваль «Лiстапад» — после Одессы, где Муратова жила и несколько раздражалась эклектикой современной архитектуры, в нашем городе ее пленила чистота линий, основательность и... утки в парке Горького, где любила гулять. «Ваши утки — это что–то», — часто повторяла Муратова. У нас же представляла и свои новые ленты, которые создавала, как сама признавалась, мизерными средствами — «Два в одном», «Мелодия для шарманки» и, увы, ее последний фильм «Вечное возвращение» минские поклонники смотрели в одном зале с режиссером, дышали с ней
Директор фестиваля «Лiстапад» Игорь Сукманов, которому посчастливилось много общаться с Кирой Георгиевной, сегодня подавлен точно так же, как и многие:
— Вот теперь и мы остались среди серых камней. «Без кино». «Человеку свойственно болеть, стареть, умирать... Никуда не денешься», — говорила она. Действительно, никуда не денешься, как бы отчужденно, больно, отчаянно ни прозвучала новость о ее уходе. Конечно, фильмы вбирают всю память мира, и пока мы живы и кино живо, трепетно и страстно будем любить картины Киры Георгиевны. И утешать себя тем, что она жива каждой клеточкой кадра. А пока пустота и безудержно жаль себя за это неизбывное сиротство.
viki@sb.by