Стоит ли нагнетать обстановку по поводу обязательного распределения
30.03.2018 11:28:23
Ольга БЕБЕНИНА
Несколько вопросов по поводу распределения
В нынешнем году выпускников вузов бюджетной формы обучения ждет стопроцентное распределение, о чем недавно упомянул вице-премьер Василий Жарко. Новость вызвала бурные обсуждения, причем не всегда аргументированные. Как работает система, в чем состоит главная задача распределения и почему предоставление первого рабочего места — вовсе не наказание, а привилегия? Об этом наш разговор с начальником Главного управления профессионального образования Министерства образования Сергеем Касперовичем.
- Чтобы рассуждать на такую важную тему, как распределение выпускников, нужно хотя бы представлять себе, как работает вся система прогнозирования и планирования потребности экономики и социальной сферы в кадрах. Но, как правило, “эксперты” этим не утруждаются. В результате складывается впечатление, что государство заставляет выпускников вузов, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования отрабатывать “повинность” в течение двух лет (или одного года) на заведомо не выгодных для них условиях. Но так ли это на самом деле?
В сложившейся на рынке труда непростой ситуации распределение (а правильнее было бы говорить — предоставление первого рабочего места) является привилегией. Обратимся к реальным фактам. Начнем с того, что сейчас практически везде главным требованием является опыт. Но откуда он возьмется у вчерашних студентов? Ведь большинство из них посвящает время накоплению теоретических знаний. Исключение составляют разве что специальности, по которым подготовка ведется для сферы информационных технологий (здесь студенты уже на последних курсах, а иногда и раньше работают в конкретных организациях) и некоторые другие.
Идеальная картинка, складывающаяся в головах многих граждан, что сразу после получения диплома можно трудоустроиться без проблем, не соответствует действительности.
И молодые люди, оказавшись в такой ситуации, с высокой степенью вероятности могут пополнить число соискателей на бирже труда. Распределение же дает сразу и гарантированное трудоустройство, и возможность наработать опыт. Забегая вперед, могу сказать, что такой возможностью пользуется и значительная часть выпускников платных отделений.
Об этом почему-то мало говорят, но факт остается фактом: ежегодно только в сфере высшего образования около тысячи платников трудоустраиваются именно путем направления на работу.
Выпускникам всегда стараются максимально идти навстречу. Не говоря уже о том, что сам механизм является достаточно гибким и дает право на выбор как в ходе распределения, так и в последующем — путем перераспределения.
— Звучали предложения сделать распределение добровольным или ограничить список направлений, по которым оно проводится, например, “Здравоохранение” или “Сельское хозяйство”. Это возможно?
— Во-первых, это в корне деформирует систему прогнозирования кадровой потребности и обеспечения экономики специалистами. А во-вторых, приведет к ущемлению прав остальных выпускников на первое рабочее место. Не будем забывать и об обязательствах. Предоставляя гражданину возможность получить образование бесплатно, государство тратит значительные средства. Суммы варьируются, но в среднем студент обходится бюджету минимум в 3 тысячи рублей ежегодно. За пятилетний срок обучения — соответственно в 15 тысяч рублей. В некоторых случаях, например, если говорить о медицинских специальностях, это может быть 20 тысяч рублей и больше. Поэтому совершенно естественно, что государство имеет право настаивать на том, чтобы человек работал определенный период времени там, где существует потребность в кадрах. Но что важно — это делается с одновременным предоставлением ему целого ряда социальных льгот и гарантий.
Выпускникам всегда стараются максимально идти навстречу. Не говоря уже о том, что сам механизм является достаточно гибким и дает право на выбор как в ходе распределения, так и в последующем — путем перераспределения. То есть молодой специалист имеет возможность поменять место работы на основании соглашения между нанимателями или по другим уважительным причинам. Предусмотрены и меры дополнительной защиты. Например, ограничены возможности работодателя в части увольнения, перевода на должность, не связанную с полученной специальностью. Запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора, не устанавливается испытательный срок. Неужели это выглядит как кабала? Поддержка государства особенно актуальна сейчас, когда наблюдается снижение спроса на трудовые ресурсы и усиление конкуренции на рынке труда.
К слову, если есть желание возместить затраты и получить свободный диплом, это предусмотрено законом. Причем и здесь созданы максимально благоприятные условия: с декабря 2016 года в законодательство внесена норма, фактически исключающая возмещение суммы выплаченных студенту стипендий за все время обучения.
— Часто говорится о том, что сейчас количество студентов превышает реальные потребности экономики, к примеру, в экономистах и юристах. Соответствует ли это действительности и как работает у нас система государственного заказа кадров?
— В прошлом году, даже с учетом “двойного” выпуска, мы распределили практически всех бюджетников. Понятное дело, что вопросы трудоустройства всех без исключения платников в компетенцию учреждений образования не входят. Кстати, в последние годы набор в вузы сокращался — с 87,4 тысячи человек в 2010 году до 57,8 тысячи в 2017-м.
Система государственного заказа на данный момент работает следующим образом. Есть база данных, в которую предприятия и организации (обращаю внимание на то, что здесь нет разграничений по форме собственности) вносят заявки на тех или иных специалистов. Заказ на подготовку специалистов и рабочих по востребованным социально-экономическим комплексом страны направлениям формируют также органы государственного управления. С учетом этих данных (а вовсе не ректорами) формируются контрольные цифры приема в вузы, учреждения среднего специального и профессионально-технического образования. По окончании учебы молодые люди распределяются по предприятиям. Кстати, если студент приносит индивидуальную заявку от конкретного работодателя, который есть в общем списке организаций-заказчиков кадров, то она, как правило, удовлетворяется.
— Есть ли новшества в работе системы государственного заказа кадров начиная с нынешнего года?
— Система госзаказа постоянно совершенствуется — это нормальный процесс. Министерством экономики будет разрабатываться демографический прогноз, учитывающий не только рождаемость, но и перемещение работоспособного населения, другие показатели. Исходя из этого, Министерство труда и соцзащиты сделает прогноз баланса трудовых ресурсов, опираясь в том числе на результаты анкетных опросов работодателей, расчетов по прогнозным экономико-математическим моделям, описывающим развитие отдельных отраслей и сфер деятельности, изменений в показателях производительности труда. Затем Министерство образования (учитывая данные по отдельным профессионально-квалификационным группам) будет определять цифры набора по высшему, средне-специальному и профессионально-техническому уровням образования, а также в разрезе учреждений образования. Все это позволит более точно учитывать потребности экономики в кадрах на пятилетний период.
— Говорят, что обязательным распределением мы нарушаем свои обязательства, взятые в рамках Болонского процесса. Так ли это?
— Я сказал бы, что это выхваченные из контекста моменты, которые пытаются некорректно ретранслировать. Действительно, “дорожной картой” предусмотрено, что распределение применяется только по отношению к отдельным специальностям, востребованным экономикой. Но именно этот подход у нас сейчас и реализуется — существует государственный заказ, сформированный на основе данных о потребностях в кадрах. И в рамках этого заказа мы осуществляем распределение выпускников, получивших образование на бюджетной форме обучения.
В то же время есть направления, где готовят специалистов только на платной основе (это касается как государственных вузов, так и частных). Такие выпускники не подлежат обязательному распределению, и вопрос трудоустройства остается их личным делом. То есть мы действуем в рамках своих обязательств и не нарушаем их.
bebenina@sb.by
В нынешнем году выпускников вузов бюджетной формы обучения ждет стопроцентное распределение, о чем недавно упомянул вице-премьер Василий Жарко. Новость вызвала бурные обсуждения, причем не всегда аргументированные. Как работает система, в чем состоит главная задача распределения и почему предоставление первого рабочего места — вовсе не наказание, а привилегия? Об этом наш разговор с начальником Главного управления профессионального образования Министерства образования Сергеем Касперовичем.
- Чтобы рассуждать на такую важную тему, как распределение выпускников, нужно хотя бы представлять себе, как работает вся система прогнозирования и планирования потребности экономики и социальной сферы в кадрах. Но, как правило, “эксперты” этим не утруждаются. В результате складывается впечатление, что государство заставляет выпускников вузов, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования отрабатывать “повинность” в течение двух лет (или одного года) на заведомо не выгодных для них условиях. Но так ли это на самом деле?
В сложившейся на рынке труда непростой ситуации распределение (а правильнее было бы говорить — предоставление первого рабочего места) является привилегией. Обратимся к реальным фактам. Начнем с того, что сейчас практически везде главным требованием является опыт. Но откуда он возьмется у вчерашних студентов? Ведь большинство из них посвящает время накоплению теоретических знаний. Исключение составляют разве что специальности, по которым подготовка ведется для сферы информационных технологий (здесь студенты уже на последних курсах, а иногда и раньше работают в конкретных организациях) и некоторые другие.
Идеальная картинка, складывающаяся в головах многих граждан, что сразу после получения диплома можно трудоустроиться без проблем, не соответствует действительности.
И молодые люди, оказавшись в такой ситуации, с высокой степенью вероятности могут пополнить число соискателей на бирже труда. Распределение же дает сразу и гарантированное трудоустройство, и возможность наработать опыт. Забегая вперед, могу сказать, что такой возможностью пользуется и значительная часть выпускников платных отделений.
Об этом почему-то мало говорят, но факт остается фактом: ежегодно только в сфере высшего образования около тысячи платников трудоустраиваются именно путем направления на работу.
Выпускникам всегда стараются максимально идти навстречу. Не говоря уже о том, что сам механизм является достаточно гибким и дает право на выбор как в ходе распределения, так и в последующем — путем перераспределения.
— Звучали предложения сделать распределение добровольным или ограничить список направлений, по которым оно проводится, например, “Здравоохранение” или “Сельское хозяйство”. Это возможно?
— Во-первых, это в корне деформирует систему прогнозирования кадровой потребности и обеспечения экономики специалистами. А во-вторых, приведет к ущемлению прав остальных выпускников на первое рабочее место. Не будем забывать и об обязательствах. Предоставляя гражданину возможность получить образование бесплатно, государство тратит значительные средства. Суммы варьируются, но в среднем студент обходится бюджету минимум в 3 тысячи рублей ежегодно. За пятилетний срок обучения — соответственно в 15 тысяч рублей. В некоторых случаях, например, если говорить о медицинских специальностях, это может быть 20 тысяч рублей и больше. Поэтому совершенно естественно, что государство имеет право настаивать на том, чтобы человек работал определенный период времени там, где существует потребность в кадрах. Но что важно — это делается с одновременным предоставлением ему целого ряда социальных льгот и гарантий.
К слову, если есть желание возместить затраты и получить свободный диплом, это предусмотрено законом. Причем и здесь созданы максимально благоприятные условия: с декабря 2016 года в законодательство внесена норма, фактически исключающая возмещение суммы выплаченных студенту стипендий за все время обучения.
— Часто говорится о том, что сейчас количество студентов превышает реальные потребности экономики, к примеру, в экономистах и юристах. Соответствует ли это действительности и как работает у нас система государственного заказа кадров?
— В прошлом году, даже с учетом “двойного” выпуска, мы распределили практически всех бюджетников. Понятное дело, что вопросы трудоустройства всех без исключения платников в компетенцию учреждений образования не входят. Кстати, в последние годы набор в вузы сокращался — с 87,4 тысячи человек в 2010 году до 57,8 тысячи в 2017-м.
Система государственного заказа на данный момент работает следующим образом. Есть база данных, в которую предприятия и организации (обращаю внимание на то, что здесь нет разграничений по форме собственности) вносят заявки на тех или иных специалистов. Заказ на подготовку специалистов и рабочих по востребованным социально-экономическим комплексом страны направлениям формируют также органы государственного управления. С учетом этих данных (а вовсе не ректорами) формируются контрольные цифры приема в вузы, учреждения среднего специального и профессионально-технического образования. По окончании учебы молодые люди распределяются по предприятиям. Кстати, если студент приносит индивидуальную заявку от конкретного работодателя, который есть в общем списке организаций-заказчиков кадров, то она, как правило, удовлетворяется.
— Система госзаказа постоянно совершенствуется — это нормальный процесс. Министерством экономики будет разрабатываться демографический прогноз, учитывающий не только рождаемость, но и перемещение работоспособного населения, другие показатели. Исходя из этого, Министерство труда и соцзащиты сделает прогноз баланса трудовых ресурсов, опираясь в том числе на результаты анкетных опросов работодателей, расчетов по прогнозным экономико-математическим моделям, описывающим развитие отдельных отраслей и сфер деятельности, изменений в показателях производительности труда. Затем Министерство образования (учитывая данные по отдельным профессионально-квалификационным группам) будет определять цифры набора по высшему, средне-специальному и профессионально-техническому уровням образования, а также в разрезе учреждений образования. Все это позволит более точно учитывать потребности экономики в кадрах на пятилетний период.
— Говорят, что обязательным распределением мы нарушаем свои обязательства, взятые в рамках Болонского процесса. Так ли это?
— Я сказал бы, что это выхваченные из контекста моменты, которые пытаются некорректно ретранслировать. Действительно, “дорожной картой” предусмотрено, что распределение применяется только по отношению к отдельным специальностям, востребованным экономикой. Но именно этот подход у нас сейчас и реализуется — существует государственный заказ, сформированный на основе данных о потребностях в кадрах. И в рамках этого заказа мы осуществляем распределение выпускников, получивших образование на бюджетной форме обучения.
В то же время есть направления, где готовят специалистов только на платной основе (это касается как государственных вузов, так и частных). Такие выпускники не подлежат обязательному распределению, и вопрос трудоустройства остается их личным делом. То есть мы действуем в рамках своих обязательств и не нарушаем их.
bebenina@sb.by