В Беларуси нашли похищенную из российского музея картину Ивана Шишкина
25.01.2017 08:00:00
Белорусские милиционеры при задержании лидера преступной группы обнаружили уникальную картину Ивана Шишкина «Лес. Ели». Полотно, которое, как выяснили оперативные работники, вот–вот должно было уйти некоему нелегальному покупателю, в 2013 году похитили из историко–художественного музея города Вязники Владимирской области. Тем летом грабители, связав сторожа, вынесли также работы не менее известных художников — «Рыболов» Константина Коровина и пейзаж Станислава Жуковского «Первый снег».
Фото Виталия ГИЛЯ.
Кражи произведений искусств раскрываются крайне редко: обычно полотна безвестно пропадают, оседая в закрытых частных коллекциях. Российские полицейские до сих пор ищут налетчиков. Однако с помощью белорусских коллег почти безнадежное дело сдвинулось с мертвой точки.
В 2013–м это дерзкое ограбление прогремело на всю Россию. По предварительной версии, произошло следующее. Шедевры мирового искусства в небольшом музее под Владимиром охраняла сторож–пенсионерка. Трое неизвестных пришли под видом посетителей. Они, как оказалось, спрятались в одной из комнат и в 23.00, когда в здании оставалась только 62–летняя охранница, вышли на «охоту». Налетчики в масках приковали старушку наручниками к батарее и приказали молчать под угрозой расправы. Затем быстро сняли нужные картины и прямо в рамах вынесли из здания... Сразу после случившегося дирекция учреждения заявила: «Помещения оборудованы сигнализацией, и она была исправна. Но поскольку сработала она лишь в тот момент, когда бандиты уже стали скрываться, поймать их приехавшей полиции не удалось».
В Вязниковском историко–художественном музее довольно обширная экспозиция полотен ХIX — XX веков. Только из частной коллекции фабриканта С.И.Сенькова там хранится 70 картин. Всего же в экспозиции 110 известных работ. Среди них есть особо ценные, например, произведения Маковского, Верещагина... Однако злоумышленники почему–то сняли лишь три вышеназванных полотна. Вполне логичным кажется предположение, что бандиты могли работать на заказ — цена уворованных произведений на нелегальных аукционах в последнее время растет.
И хоть уголовное дело по факту возбудили три года назад, в музее уже не надеялись вернуть пропавшие культурные ценности. До недавнего звонка из Беларуси. Я в кабинете начальника отдела по противодействию межгосударственному наркотрафику главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Александра Высоцкого. На кадрах оперативной видеосъемки, которые показывает мне полковник милиции, — задержание того самого лидера группы К., изъятие товара и картины. Их К. собирался сбыть. Офицер рассказывает:
Александр Высоцкий.
Фото Владимира ШЛАПАКА.
— Несколько месяцев назад мы вышли на белорусскую преступную группу. Дельцы через курьеров и российских «коллег» поставляли в Беларусь и продавали здесь наркотики. Лидера группы при участии спецподразделения «Алмаз» задержали в Минском районе (параллельно с К. задержали и других предполагаемых участников группы). В арендуемом К. гараже обнаружили крупные партии нарковеществ, а у пособников — при передаче от курьера курьеру — похищенное в Вязниковском музее полотно Шишкина. Есть данные, что картину собирались продать иностранцу за 100 тысяч долларов и 3 килограмма кокаина. Так и ушла бы в тайные закрома подпольного коллекционера.
В нашу страну это произведение тоже ввезли для показа зарубежному покупателю. Однако в цене не сошлись, и товар снова пришлось выставить на нелегальную продажу. Кстати, белорусские оперативники также выяснили: работа «Лес. Ели» несколько лет назад выставлялась на европейских подпольных интернет–аукционах, цена ее тогда доходила до 2 млн долларов.
Алексей Хоряк: «У нас нет фактов, которые бы опровергли авторство Шишкина».
Фото Виталия ГИЛЯ.
Узнав через россиян о криминальной биографии уникальной находки, МВД передало ее в Национальный художественный музей Беларуси для проведения экспертизы. «Вы даже не представляете, что вы нашли», — это была первая фраза, которую услышал полковник милиции Высоцкий от работников НХМ. Они согласились проверить, является ли вещдок культурной ценностью. «На сегодняшний день мы не располагаем фактами, которые в нашем случае позволили бы опровергнуть авторство Ивана Шишкина. — Алексей Хоряк, завотделом русского и зарубежного искусства, провел меня в помещение, где проводятся исследования. В руках собеседника — уникальное полотно. — Это наиболее ценный экспонат, который когда–либо попадал к нам через правоохранительные органы.
Буквально на днях из Вязниковского музея на наш запрос сообщили данные о похищенной картине, ее инвентарный номер. Его, кстати, грабители попытались закрасить. А поступила эта работа в музей еще в 1918 году из частного собрания вязниковского купца и фабриканта С.Сенькова... Сейчас мы проводим визуальное исследование экспоната, сравним с имеющимися у нас полотнами Шишкина, затем займемся исследованием технико–технологическим».
Оперативная съемка.
Фото предоставлено МВД Беларуси.
Почерк художника хорошо определять, используя рентген, говорят специалисты. Анжелика Мицкевич, завсектором физико–химических исследований: «С помощью рентгенографирования оценим состояние грунта, основы, которую использовал Шишкин. Установим примерное время написания картины. Также увидим, была ли она переписана, а через инфракрасное излучение — настоящая ли подпись внизу холста, датированная 1897 годом. Ультрафиолет даст возможность определить состояние лака и выяснить, проводилась ли реставрация».
Наши искусствоведы рассказывают, что работы Ивана Шишкина были достаточно популярны еще при жизни художника. Некоторые из них оценивают в два миллиона долларов и выше. Кстати, в Национальном художественном музее все экспонаты — под надежной охраной, заверили меня собеседники. А в хранилище временных поступлений — вдвойне, так что постороннему человеку туда ходу нет.
13 июня 2014 года из частной картинной галереи на первом этаже гостиницы «Мариотт Гранд Отель» похитили две картины художников–передвижников Василия Поленова и Константина Маковского. Оба полотна были написаны около 1880 года.
16 июля 2013–го воры, разбив окно, проникли в музей Ван Бюрена в Брюсселе. За несколько минут они похитили десять картин стоимостью около двух млн долларов. Наиболее ценны — «Философ» Кеса ван Донгена и «Креветки и раковины» Джеймса Энсора.
В октябре 2012–го стало известно о краже из музея «Кюнстхал» в Роттердаме. Преступники вынесли работы «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг–Кросс» Клода Моне, «Женщина перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда. В том же году три полотна вынесли из Национальной галереи в Афинах. В их числе — картины Пикассо, Пита Мондриана, Гульельмо Каччиа.
13 января 2011 года подлинники картин Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина и Ильи Репина были выкрадены из дома главы компании «Русское золото» Александра Таранцева в Московской области.
Всплеск таких краж происходил в 2010–м. Из Дагестанского музея изобразительных искусств в Махачкале вор вынес картину «Бурлаки» (1860) кисти Исаака Левитана. Ее оценочная стоимость около 100 тысяч долларов.
Полотна «Маки» Винсента Ван Гога, стоимость которого оценивается в 55 млн долларов, лишился музей в Каире. Кстати, «Маки» уже похищали из этого же музея в 1978 году. Для возвращения картины потребовалось десять лет.
Неизвестные выкрали пять полотен из Парижского музея современного искусства. Грабители взломали замок железной ограды и вырезали оконное стекло в галерею. Так исчезли «Голубь с зеленым горошком» Пабло Пикассо, «Пастораль» Анри Матисса, «Оливы близ Эстака» Жоржа Брака, «Женщина с веером» Амедео Модильяни, «Натюрморт с подсвечниками» Фернана Леже. Кстати, «Голубь с зеленым горошком» оценивается в 23 млн евро, а «Пастораль» — в 15 млн.
Фото Виталия ГИЛЯ.
Кражи произведений искусств раскрываются крайне редко: обычно полотна безвестно пропадают, оседая в закрытых частных коллекциях. Российские полицейские до сих пор ищут налетчиков. Однако с помощью белорусских коллег почти безнадежное дело сдвинулось с мертвой точки.
***
В 2013–м это дерзкое ограбление прогремело на всю Россию. По предварительной версии, произошло следующее. Шедевры мирового искусства в небольшом музее под Владимиром охраняла сторож–пенсионерка. Трое неизвестных пришли под видом посетителей. Они, как оказалось, спрятались в одной из комнат и в 23.00, когда в здании оставалась только 62–летняя охранница, вышли на «охоту». Налетчики в масках приковали старушку наручниками к батарее и приказали молчать под угрозой расправы. Затем быстро сняли нужные картины и прямо в рамах вынесли из здания... Сразу после случившегося дирекция учреждения заявила: «Помещения оборудованы сигнализацией, и она была исправна. Но поскольку сработала она лишь в тот момент, когда бандиты уже стали скрываться, поймать их приехавшей полиции не удалось».
В Вязниковском историко–художественном музее довольно обширная экспозиция полотен ХIX — XX веков. Только из частной коллекции фабриканта С.И.Сенькова там хранится 70 картин. Всего же в экспозиции 110 известных работ. Среди них есть особо ценные, например, произведения Маковского, Верещагина... Однако злоумышленники почему–то сняли лишь три вышеназванных полотна. Вполне логичным кажется предположение, что бандиты могли работать на заказ — цена уворованных произведений на нелегальных аукционах в последнее время растет.
И хоть уголовное дело по факту возбудили три года назад, в музее уже не надеялись вернуть пропавшие культурные ценности. До недавнего звонка из Беларуси. Я в кабинете начальника отдела по противодействию межгосударственному наркотрафику главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Александра Высоцкого. На кадрах оперативной видеосъемки, которые показывает мне полковник милиции, — задержание того самого лидера группы К., изъятие товара и картины. Их К. собирался сбыть. Офицер рассказывает:
Александр Высоцкий.
Фото Владимира ШЛАПАКА.
— Несколько месяцев назад мы вышли на белорусскую преступную группу. Дельцы через курьеров и российских «коллег» поставляли в Беларусь и продавали здесь наркотики. Лидера группы при участии спецподразделения «Алмаз» задержали в Минском районе (параллельно с К. задержали и других предполагаемых участников группы). В арендуемом К. гараже обнаружили крупные партии нарковеществ, а у пособников — при передаче от курьера курьеру — похищенное в Вязниковском музее полотно Шишкина. Есть данные, что картину собирались продать иностранцу за 100 тысяч долларов и 3 килограмма кокаина. Так и ушла бы в тайные закрома подпольного коллекционера.
В нашу страну это произведение тоже ввезли для показа зарубежному покупателю. Однако в цене не сошлись, и товар снова пришлось выставить на нелегальную продажу. Кстати, белорусские оперативники также выяснили: работа «Лес. Ели» несколько лет назад выставлялась на европейских подпольных интернет–аукционах, цена ее тогда доходила до 2 млн долларов.
Алексей Хоряк: «У нас нет фактов, которые бы опровергли авторство Шишкина».
Фото Виталия ГИЛЯ.
Узнав через россиян о криминальной биографии уникальной находки, МВД передало ее в Национальный художественный музей Беларуси для проведения экспертизы. «Вы даже не представляете, что вы нашли», — это была первая фраза, которую услышал полковник милиции Высоцкий от работников НХМ. Они согласились проверить, является ли вещдок культурной ценностью. «На сегодняшний день мы не располагаем фактами, которые в нашем случае позволили бы опровергнуть авторство Ивана Шишкина. — Алексей Хоряк, завотделом русского и зарубежного искусства, провел меня в помещение, где проводятся исследования. В руках собеседника — уникальное полотно. — Это наиболее ценный экспонат, который когда–либо попадал к нам через правоохранительные органы.
Буквально на днях из Вязниковского музея на наш запрос сообщили данные о похищенной картине, ее инвентарный номер. Его, кстати, грабители попытались закрасить. А поступила эта работа в музей еще в 1918 году из частного собрания вязниковского купца и фабриканта С.Сенькова... Сейчас мы проводим визуальное исследование экспоната, сравним с имеющимися у нас полотнами Шишкина, затем займемся исследованием технико–технологическим».
Оперативная съемка.
Фото предоставлено МВД Беларуси.
Почерк художника хорошо определять, используя рентген, говорят специалисты. Анжелика Мицкевич, завсектором физико–химических исследований: «С помощью рентгенографирования оценим состояние грунта, основы, которую использовал Шишкин. Установим примерное время написания картины. Также увидим, была ли она переписана, а через инфракрасное излучение — настоящая ли подпись внизу холста, датированная 1897 годом. Ультрафиолет даст возможность определить состояние лака и выяснить, проводилась ли реставрация».
Наши искусствоведы рассказывают, что работы Ивана Шишкина были достаточно популярны еще при жизни художника. Некоторые из них оценивают в два миллиона долларов и выше. Кстати, в Национальном художественном музее все экспонаты — под надежной охраной, заверили меня собеседники. А в хранилище временных поступлений — вдвойне, так что постороннему человеку туда ходу нет.
В тему
Громкие кражи картин известных художников
13 июня 2014 года из частной картинной галереи на первом этаже гостиницы «Мариотт Гранд Отель» похитили две картины художников–передвижников Василия Поленова и Константина Маковского. Оба полотна были написаны около 1880 года.
16 июля 2013–го воры, разбив окно, проникли в музей Ван Бюрена в Брюсселе. За несколько минут они похитили десять картин стоимостью около двух млн долларов. Наиболее ценны — «Философ» Кеса ван Донгена и «Креветки и раковины» Джеймса Энсора.
В октябре 2012–го стало известно о краже из музея «Кюнстхал» в Роттердаме. Преступники вынесли работы «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг–Кросс» Клода Моне, «Женщина перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда. В том же году три полотна вынесли из Национальной галереи в Афинах. В их числе — картины Пикассо, Пита Мондриана, Гульельмо Каччиа.
13 января 2011 года подлинники картин Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина и Ильи Репина были выкрадены из дома главы компании «Русское золото» Александра Таранцева в Московской области.
Всплеск таких краж происходил в 2010–м. Из Дагестанского музея изобразительных искусств в Махачкале вор вынес картину «Бурлаки» (1860) кисти Исаака Левитана. Ее оценочная стоимость около 100 тысяч долларов.
Полотна «Маки» Винсента Ван Гога, стоимость которого оценивается в 55 млн долларов, лишился музей в Каире. Кстати, «Маки» уже похищали из этого же музея в 1978 году. Для возвращения картины потребовалось десять лет.
Неизвестные выкрали пять полотен из Парижского музея современного искусства. Грабители взломали замок железной ограды и вырезали оконное стекло в галерею. Так исчезли «Голубь с зеленым горошком» Пабло Пикассо, «Пастораль» Анри Матисса, «Оливы близ Эстака» Жоржа Брака, «Женщина с веером» Амедео Модильяни, «Натюрморт с подсвечниками» Фернана Леже. Кстати, «Голубь с зеленым горошком» оценивается в 23 млн евро, а «Пастораль» — в 15 млн.
gladkaya@sb.by
Советская Белоруссия № 16 (25151). Среда, 25 января 2017