Как в Минске и регионах проходит эксперимент по новому наполнению карты учащегося
05.04.2021 21:13:00
Еще лет десять назад сложно было поверить в то, что школа так быстро сможет встать на электронные рельсы. Концепция информатизации системы образования, подготовленная уже в далеком 2013 году, дала отсчет переменам, озвучив основные цели, задачи, направления информатизации системы образования страны. И это не только создание образовательной среды на основе облачных технологий, но и внедрение таких хорошо известных сегодня сервисов, как электронные журнал и дневник, а также карта учащегося. Но время и технологии не стоят на месте, а электронные сервисы активно прирастают новыми возможностями.
Школа №9 Минска, которая в числе первых учреждений столицы стала использовать карту учащегося, к новациям готова.
— Подобная карта как минимум удобна, ведь не нужно носить с собой множество документов — они собраны в одном. «Пристегивать» их к паспорту нецелесообразно, потому что паспорт не мусорный ящик. А карта учащегося, студента в хорошем смысле может быть этим ящиком. Или аналогом женской сумочки, где есть все, что нужно для жизни.
Кроме того, программное обеспечение карты таково, что хорошо «нанизывает» дополнительные функции, как в детской пирамидке. Так было когда-то с функциями проезда в общественном транспорте, которая появилась не сразу, оплатой обедов. Но есть, по словам ученого, и задел на будущее:
— Почему это так важно? Дело в том, что пока система воспринимает ученика и ученика-пациента как двух разных людей. Так что с вводом единой карты некоторое количество виртуальных людей мы сократили, — обращает внимание заместитель директора ОИПИ.
В 2019 году апробацию состыковать карты учащегося с системой «Электронный рецепт» анонсировали в Московском районе столицы. Начальник отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Марина Илющеня отмечала: произведена настройка необходимого ПО для функционирования карт учащегося пилотных школ и поликлиники. Первыми стали школы № 9 и 25, а также детская поликлиника № 6. Важной составляющей новации было то, чтобы врач, к которому школьник пришел на прием, посредством общего сервиса имел данные, например, о вакцинации ребенка. А медицинский работник поликлиники, который трудится на базе школы, мог владеть ситуацией о профилактическом осмотре, а также в случае необходимости напомнить о нем ученику, говорит директор школы № 9 Тамара Касьянова:
— То есть если ребенок делает прививки в учреждениях здравоохранения, информация автоматически вносится в базу данных. И мы это можем видеть на уровне школы. Что касается прохождения медосмотров и наличия медицинских справок, они необходимы не только чтобы посещать наше учреждение образования, но и для деления ребят на группы по здоровью. Ведь без таких сведений ребенок не будет посещать занятия по физкультуре. Это тоже очень удобно, поскольку можно избежать вопросов с родителями. Ведь это в автоматическом режиме мы могли бы наблюдать в общей с медучреждением базе.
Тем не менее по одному из сервисов карты — электронному рецепту — не обошлось без вопросов, говорят медики. И в первую очередь это вопрос возрастного ценза, ведь по закону покупать лекарства ребенку разрешено лишь с 15 лет. Однако интерес к новинке как со стороны школы, так и со стороны поликлиники был неподдельным. Ведь, как справедливо отмечает Тамара Касьянова, зачастую новшества кажутся ненужной тратой времени лишь поначалу:
— Это происходит потому, что приходится выполнять дополнительную работу. Но если сделать ее качественно, со временем понимаешь, что это новшество идет тебе на пользу. Оно помогает учреждению функционировать более энергично.
Тем не менее, заверяет Тамара Касьянова, школа, которая в числе первых учреждений столицы стала использовать карту учащегося, к новациям готова. Здесь признают: сам сервис исключительно удобен.
Что ж, проекты на то и проекты, чтобы выявлять и устранять недочеты. И вполне вероятно, после этого и школы, и поликлиники получат обновленный удобный сервис карты. А пока, если судить из новостных ресурсов, возможности карты школьника заинтересовали Казахстан. И здесь сервисом, посредством которого можно будет фиксировать посещение школы, оплачивать питание, заменить проездной билет в транспорте, планируют охватить свыше 200 государственных школ.
arteaga@sb.by
Школа №9 Минска, которая в числе первых учреждений столицы стала использовать карту учащегося, к новациям готова.
Говорят, ко всему хорошему привыкаешь быстро. Так в свое время случилось и с картой учащегося. А ведь еще какую-нибудь пятилетку назад на этот кусок пластика смотрели с большим сомнением. Как это, чтобы и проездной, и удостоверение, и платежный документ в одном «флаконе»? Но жизнь показала: все более чем реально. И школы, например, Минска без этой карточки представить сложно. Более того, есть школьники, которые даже не думают, что когда-то жизнь была другой. Постепенно возможности пластика растут и ширятся. Что мы можем получить на перспективу, узнавала журналист «Р».
Научный подход
Карта постепенно шла в учреждения образования. Если еще в марте 2019 года этим сервисом пользовались около 100 столичных школ, то сейчас, по данным Центра систем идентификации, это уже более 140 учреждений. А еще Минское суворовское военное училище. За пределами города новинку применяют еще четыре школы — две в Могилеве, по одной в Бобруйске и Кричеве. Тут ребят уже не удивишь тем, что нужно приложить карту к валидатору, чтобы войти в школу. И что ею же можно заплатить за сок в буфете, на нее оформить библиотечную книжку и так далее. Удобно, просто. А с учетом того количества умных гаджетов, с которыми сегодня имеет дело ребенок, еще и привычно.
И это неудивительно, ведь непосредственное отношение к карте учащегося имеют ученые. В частности, Объединенный институт проблем информатики НАН, говорит заместитель директора ОИПИ Сергей Кругликов. В целом ученый называет сервис многофункциональным комплексом. Но особо отмечает, что регионы в цифре пока хромают, нужно бы их подтянуть:
— Подобная карта как минимум удобна, ведь не нужно носить с собой множество документов — они собраны в одном. «Пристегивать» их к паспорту нецелесообразно, потому что паспорт не мусорный ящик. А карта учащегося, студента в хорошем смысле может быть этим ящиком. Или аналогом женской сумочки, где есть все, что нужно для жизни.
Кроме того, программное обеспечение карты таково, что хорошо «нанизывает» дополнительные функции, как в детской пирамидке. Так было когда-то с функциями проезда в общественном транспорте, которая появилась не сразу, оплатой обедов. Но есть, по словам ученого, и задел на будущее:
— Еще хотим туда внести систему электронного считывания местонахождения. Но ни в коем случае не для того, чтобы ущемлять права ребенка, а чтобы знать его местонахождение. Это его безопасность. А данные будут доступны его родителям.
Программное обеспечение карты учащегося хорошо «нанизывает» дополнительные функции.
Новшество на пользу
Но и это не все, говорит Сергей Кругликов. Несколько лет назад у ученых и разработчиков появилась идея: а почему бы не совместить сервисы от образования и медицины?
Если еще в марте 2019-го картой учащегося пользовались около 100 столичных школ, то сейчас, по данным Центра систем идентификации, это уже более 140 учреждений.
— Почему это так важно? Дело в том, что пока система воспринимает ученика и ученика-пациента как двух разных людей. Так что с вводом единой карты некоторое количество виртуальных людей мы сократили, — обращает внимание заместитель директора ОИПИ.
В 2019 году апробацию состыковать карты учащегося с системой «Электронный рецепт» анонсировали в Московском районе столицы. Начальник отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Марина Илющеня отмечала: произведена настройка необходимого ПО для функционирования карт учащегося пилотных школ и поликлиники. Первыми стали школы № 9 и 25, а также детская поликлиника № 6. Важной составляющей новации было то, чтобы врач, к которому школьник пришел на прием, посредством общего сервиса имел данные, например, о вакцинации ребенка. А медицинский работник поликлиники, который трудится на базе школы, мог владеть ситуацией о профилактическом осмотре, а также в случае необходимости напомнить о нем ученику, говорит директор школы № 9 Тамара Касьянова:
Тем не менее по одному из сервисов карты — электронному рецепту — не обошлось без вопросов, говорят медики. И в первую очередь это вопрос возрастного ценза, ведь по закону покупать лекарства ребенку разрешено лишь с 15 лет. Однако интерес к новинке как со стороны школы, так и со стороны поликлиники был неподдельным. Ведь, как справедливо отмечает Тамара Касьянова, зачастую новшества кажутся ненужной тратой времени лишь поначалу:
— Это происходит потому, что приходится выполнять дополнительную работу. Но если сделать ее качественно, со временем понимаешь, что это новшество идет тебе на пользу. Оно помогает учреждению функционировать более энергично.
Плюсы и минусы
Как рассказали в детской поликлинике № 6, в рамках пилотного проекта на базе медучреждения и двух школ района был отработан ряд возможностей сервиса. Например, сообщила главный врач Анна Котова, возможность посредством карты учащегося заказать талон или воспользоваться сервисом электронного рецепта.
Что касается баз данных школы и медучреждения, и они в теории готовы к интеграции. Но вопросы у участников процесса выявились сразу. В их числе, говорит Тамара Касьянова, территориальный, ведь далеко не все школьники, а их здесь обучается более 2 тысяч ребят, относятся к одной поликлинике. Как быть с ними? В свою очередь медики обращают внимание на столь важный аспект, который может помешать такой интеграции, — врачебную тайну.
Тем не менее, заверяет Тамара Касьянова, школа, которая в числе первых учреждений столицы стала использовать карту учащегося, к новациям готова. Здесь признают: сам сервис исключительно удобен.
— С его помощью мы можем отследить посещаемость учащихся. Благодаря ему отсутствует необходимость выдавать школьнику справку для предъявления при проезде, что существенно сокращает документооборот. Это очень удобно, — акцентирует директор школы № 9.
Что ж, проекты на то и проекты, чтобы выявлять и устранять недочеты. И вполне вероятно, после этого и школы, и поликлиники получат обновленный удобный сервис карты. А пока, если судить из новостных ресурсов, возможности карты школьника заинтересовали Казахстан. И здесь сервисом, посредством которого можно будет фиксировать посещение школы, оплачивать питание, заменить проездной билет в транспорте, планируют охватить свыше 200 государственных школ.
arteaga@sb.by