25.by: Как создавались революционный пакет документов по либерализации условий ведения бизнеса и Декрет № 7
25.05.2019 09:09:00
Полтора года назад по поводу этого события и документа в СМИ чаще всего мелькало слово «революционный». Причем исходило оно в равной степени часто как со стороны власти, так и деловых кругов. Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», а также сопутствующий пакет документов по либерализации условий ведения бизнеса, возможно, не решили одним махом все вопросы, необходимые для эффективной работы предпринимателей. Однако выполнили, пожалуй, самую важную цель: отсекли мешающие работе анахронизмы, сократили проверки и облегчили ряд требований, создали самую благоприятную почву для начинающих предпринимателей. О том, как шла работа над декретом, «Р» рассказали непосредственные разработчики документа и представители бизнес-союзов.
На долю малого и среднего бизнеса в прошлом году пришлось более половины всего товарного экспорта.
— Эта работа не была какой-то конъюнктурной и сиюминутной необходимостью. Путь к ней был достаточно тернистый и длинный. И важно подчеркнуть роль и позицию Президента в построении экономики суверенной Беларуси. Мы все знаем, что после распада СССР все страны бывшего Союза оказались в сложной экономической ситуации. И в экономике молодой суверенной Беларуси необходимо было навести порядок и железную дисциплину. Это, если так можно сравнить, как в семье, где рождается ребенок: сначала ты его воспитываешь, учишь правилам жизни, а потом в какой-то момент отпускаешь. Соответственно, на определенном этапе нашего развития стало ясно, что установленные жесткие правила игры «воспитали» участников экономических отношений и настала необходимость ослабить пресс в части контроля государства за бизнесом, но при этом обеспечить его ответственность перед личностью, обществом и государством. Тем более что со стороны делового сообщества шли сигналы: предприниматели, субъекты хозяйствования поднимали вопросы о сложности и несистемности действующего законодательства, основой которого была в том числе и советская правовая система. То есть было очевидно: нужно ситуацию серьезно менять. И необходимо упомянуть 2010 год, когда Президент подписал Директиву № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»: именно в этом документе заложили важные посылы — снижать требования государства к бизнесу и устранять барьеры в экономике, поэтому определенная работа велась все это время.
Однако именно 2017 год стал знаменательным, когда в январе Глава государства потребовал дальнейшей активной и результативной работы по созданию единых, простых и понятных правил для бизнеса. В связи с этим распоряжением Президента 13 января 2017 года была создана рабочая группа высокого уровня под руководством Главы Администрации Президента Натальи Кочановой. В нее вошли представители ключевых госорганов, обеспечивающих реализацию государственной политики в экономической сфере, а также бизнес-сообщества. Именно в этом, в высоком уровне ответственности по реализации поручения, а также качественном составе рабочей группы, обращает внимание Вадим Ипатов, и заключалась ее уникальность.
14 февраля 2017-го Александр Лукашенко лично провел совещание с членами рабочей группы по вопросам исключения устаревших, не соответствующих времени требований к бизнесу и совершенствования контрольно-надзорной деятельности, на котором поставил группе конкретные задачи. Президент сказал, что рабочая группа призвана разрубить гордиев узел и поставить точку в разговорах о давлении государства на представителей бизнеса в плане зарегулированности экономической сферы:
— Результатом нашей общей работы должна стать не просто корректировка правовых актов. Нам необходимо добиться реального улучшения условий для деловой активности в Беларуси, которое будет подтверждаться положительной оценкой со стороны субъектов хозяйствования. Мы стали не просто проповедовать, но и развивать новую экономику. Цель ее, что я абсолютно поддерживаю и признаю и на что хотел бы всегда делать упор, — эта экономика должна в деловом плане раскрепостить человека. Если он хочет и может работать, заработать своей семье, родным, близким и это будет приносить пользу государству, в котором он живет, ради бога, — молиться надо на подобных людей. Еще одна большая и больная для нас тема — упрощение требований к ведению бизнеса. Речь идет о лицензировании, но в первую очередь об административных процедурах, которых у нас сегодня более девятисот. Необходимо пересмотреть весь этот массив требований к субъектам хозяйствования, которые порой вообще нереально выполнить.
Президент поставил очень четкую и конкретную задачу: «Давайте будем не мешать, а помогать развиваться малому бизнесу. Нельзя обременять его кучей условных, ненужных требований, каждое из которых — это зацепка для контролера и повод наказать предприятие».
В конце февраля 2018 года начала действовать норма об уведомительном порядке начала бизнеса.
— Перед нами (рабочей группой) стояла уникальная задача: в очень сжатые сроки подготовить пакет важных системных документов. Планировалось, что с 1 января 2018 года все должно работать. Это был жесткий срок. Но как показала практика — возможный и стимулирующий, — вспоминает Вадим Ипатов. — Его исполнению помогла четкая организация работы: постановка задач на уровне Президента, руководство группой Натальей Кочановой — все это стало связующим началом, которое позволило направить работу в нужное русло и не заниматься отвлеченными вопросами. Помимо критичного анализа действующего законодательства, члены указанных 12 подгрупп активно работали с предпринимателями, в целом с бизнес-сообществом: посетили более 100 предприятий в различных отраслях экономики, в регионах страны. Среди них были как крупные бюджетообразующие компании, так и менее прибыльные сельхозпредприятия, небольшие СТО, мастерские и магазины.
Эксперты изучали правоприменительную практику всего массива законодательства, который является основой для ведения бизнеса. Выезжали посмотреть, как работают подобные документы в Эстонии, Польше и Литве. Комплексно изучить имеющиеся проблемы помог и сбор предложений от граждан и организаций в интернете — всего поступило более 200 предложений. В результате в достаточно короткие сроки — 6—7 месяцев — рабочая группа подготовила пакетным принципом 10 документов, самым главным из которых стал Декрет № 7. При этом в порядке правового эксперимента эксперты впервые задействовали механизм «регуляторной гильотины».
Работа 12 подгрупп выявила основные проблемы, с которыми сталкивался бизнес. Прежде всего это излишнее административное вмешательство госорганов в работу предпринимателей, большое количество согласований, требований и ненужных административных процедур, чрезмерный контроль за деятельностью добросовестных компаний, вопросы лицензирования, избыточные санкции за правонарушения.
— В результате впервые на уровне государства в рамках Декрета № 7 установили общие (единые) требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования и требования в области охраны окружающей среды. Все они максимально систематизированы и сокращены. Например, из 586 пунктов правил пожарной безопасности, 7 приложений и 13 таблиц сохранено лишь 62 пункта. А огромный пласт санитарных требований (14 документов, включающих более 1100 пунктов) удалось сократить до 81 пункта. Это и есть та самая «регуляторная гильотина». Остальные технические требования в соответствии с предписаниями названного акта Главы государства носят рекомендательный характер. Это действительно большое упрощение для бизнеса.
О каждом из 10 документов руководители соответствующих министерств и ведомств лично докладывали Президенту, чтобы предметно и системно донести информацию о готовящихся изменениях и выполнении поставленных задач. Нельзя было принять сырые документы, чтобы через несколько месяцев увидеть, что они не работают.
— Я думаю, подписанный пакет документов вместе с Декретом № 7 действительно можно назвать революционным. К примеру, на тот момент, когда рабочая группа начала свою деятельность, еще действовала часть технических нормативно-правовых актов периода существования СССР и БССР. И мы обнаружили, что они являются блокираторами нормальной и эффективной работы. Поэтому решение было четкое: с момента вступления в силу пакета документов все формальное и архаичное окончательно и безоговорочно отсекалось. Таким образом нам удалось подвести своеобразную черту и отсечь все лишнее, что объективно устарело.
После издания Декрета № 7 работа по совершенствованию делового климата в стране продолжается, констатирует Вадим Ипатов. Останавливаться на достигнутом однозначно нельзя.
— Директива № 4 была одним из первых документов, который так плотно прорабатывался с бизнес-сообществом. Тогда был подготовлен план по реализации норм директивы, однако впоследствии в какой-то момент бизнес и власть разошлись. Деловые круги считали, что директива до конца не реализована. Эти разногласия, возможно, и стали своеобразным импульсом для Президента, который констатировал: государство готово работать в плане либерализации условий для бизнеса.
В рабочую группу от республиканских бизнес-объединений вошел сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, при этом остальные представители делового сообщества также вели активную работу. Так, после совещания у Президента (14 февраля 2017 года. — Прим. авт.) Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского проинициировал сбор предложений от частного бизнеса: их поступило более 200 по разным направлениям. Аналитическая группа сделала вывод: необходимо вносить изменения минимум в 100 различных нормативных актов. Все поступившие предложения и аналитические материалы союз направил в Администрацию Президента, Министерство экономики, НЦЗПИ.
— На втором этапе мы активно включились в работу: нас по различным направлениям приглашали на заседания рабочих групп, «круглые столы». Ряд предложений, которые мы подготовили, показал: бизнесу нужен не один документ, а целый пакет. Если говорить об эффекте, то мы были услышаны, — с удовлетворением констатирует Жанна Тарасевич. — Помимо Декрета № 7, появилось еще много наработок, которые впоследствии были реализованы. В частности, я говорю о новой редакции Налогового кодекса. Ведь основы его были как раз заложены в Декрете № 7. По сути, случилась цепная реакция: мы увидели изъяны и анахронизмы, которые нужно устранять. Кроме того, формат диалога в рабочих группах, которые создавались на самом высоком уровне, привел впоследствии и к более эффективной работе общественно-консультативных советов при министерствах и ведомствах, серьезно активизировал деятельность Совета по развитию предпринимательства при Президенте и в регионах.
После издания Декрета № 7 работа по совершенствованию делового климата в стране продолжается.
Работа над пакетом документов по либерализации условий ведения бизнеса оголила ряд проблемных тем, ведется она и сегодня. В частности, речь идет о вопросах лицензирования, поправках в Гражданский и Трудовой кодексы, доработке того же Налогового кодекса. Что касается реакции самого бизнеса на подписанные документы, она, по словам Жанны Тарасевич, была разной. Начинающие предприниматели и потенциальные бизнесмены — а пакет документов прежде всего был направлен именно на создание нового бизнеса — встретили на ура. Реакция давно работающих на рынке компаний была более сдержанной.
— В любом случае Декрет № 7 всколыхнул предпринимательскую активность и придал импульс совместной работе бизнеса и власти. При этом мы видим направления, в которых нужно двигаться дальше: например, в вопросах конкуренции, развития бизнеса в регионах. Деловое сообщество ждет совместной реализации Стратегии по развитию предпринимательства до 2030 года. То есть изначально появился небольшой горный ручеек, который превращается в реку из совместных инициатив бизнеса и власти. Более того, мы даже ощущаем нехватку экспертного заключения и эффективного участия со стороны деловых кругов в диалоге с властью. Государство готово слышать наши предложения, но они должны быть взвешенными и аргументированными. Раньше мы работали по принципу пожарной команды: сначала принимался тот или иной документ, потом бизнес начинал возмущаться, что принятие было несогласованным. Сегодня все происходит наоборот: нас регулярно приглашают к обсуждению и практически все решения принимаются совместно.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий МАТУСЕВИЧ, заместитель министра экономики:
— Основные положения Декрета № 7 вступили в силу в самом конце февраля 2018 года. Но его идеологическое влияние, или, иными словами, PR-эффект, было ощутимо еще в 2017-м, причем даже до ноября, когда декрет был подписан. Сам факт подготовки такого документа с беспрецедентно широким обсуждением с общественностью и бизнес-кругами оказал стимулирующее влияние как на активность предпринимателей, так и на ключевые госорганы, которые активно включились в работу по трансформации законодательства в соответствии с нормами и духом Декрета № 7.
Что касается оцифрованного эффекта. Например, в конце февраля 2018 года начала действовать норма об уведомительном порядке начала бизнеса. Она предоставила юрлицам и индивидуальным предпринимателям возможность начинать свое дело по 19 самым распространенным видам деятельности, просто уведомив исполнительные органы об этом. Хотя бы обыкновенным письмом. За 10 месяцев действия этой нормы в 2018 году открылось более пяти тысяч новых бизнесов в сферах розничной и оптовой торговли, автоперевозки пассажиров, общественного питания, предоставления бытовых услуг и ремонта автомобилей. Это хороший результат.
И с прямым, и с идеологическим действием Декрета № 7 мы связываем еще один важнейший тренд развития сектора малого и среднего предпринимательства в 2018 году — его качественный рост. На долю малого и среднего бизнеса в прошлом году пришлось более половины товарного экспорта нашей страны (2018 г. — 50,5 процента) и около 40 процентов в общем объеме экспорта услуг. А доля налоговых поступлений от них в бюджет в прошлом году составила 34,8 процента, что на 2,5 процентного пункта выше, чем в 2017-м.
СПРАВОЧНО
На долю малого и среднего бизнеса в прошлом году пришлось более половины всего товарного экспорта.
«Давайте будем не мешать»
Директор Национального центра законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) Вадим Ипатов входил в группу, которая вела работу по оптимизации контрольно-надзорной деятельности. Сегодня в его кабинете мы говорим о том, как все начиналось и что предшествовало появлению революционного декрета. Возможно, кто-то удивится, но определяющим словом стало «порядок».— Эта работа не была какой-то конъюнктурной и сиюминутной необходимостью. Путь к ней был достаточно тернистый и длинный. И важно подчеркнуть роль и позицию Президента в построении экономики суверенной Беларуси. Мы все знаем, что после распада СССР все страны бывшего Союза оказались в сложной экономической ситуации. И в экономике молодой суверенной Беларуси необходимо было навести порядок и железную дисциплину. Это, если так можно сравнить, как в семье, где рождается ребенок: сначала ты его воспитываешь, учишь правилам жизни, а потом в какой-то момент отпускаешь. Соответственно, на определенном этапе нашего развития стало ясно, что установленные жесткие правила игры «воспитали» участников экономических отношений и настала необходимость ослабить пресс в части контроля государства за бизнесом, но при этом обеспечить его ответственность перед личностью, обществом и государством. Тем более что со стороны делового сообщества шли сигналы: предприниматели, субъекты хозяйствования поднимали вопросы о сложности и несистемности действующего законодательства, основой которого была в том числе и советская правовая система. То есть было очевидно: нужно ситуацию серьезно менять. И необходимо упомянуть 2010 год, когда Президент подписал Директиву № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»: именно в этом документе заложили важные посылы — снижать требования государства к бизнесу и устранять барьеры в экономике, поэтому определенная работа велась все это время.
Однако именно 2017 год стал знаменательным, когда в январе Глава государства потребовал дальнейшей активной и результативной работы по созданию единых, простых и понятных правил для бизнеса. В связи с этим распоряжением Президента 13 января 2017 года была создана рабочая группа высокого уровня под руководством Главы Администрации Президента Натальи Кочановой. В нее вошли представители ключевых госорганов, обеспечивающих реализацию государственной политики в экономической сфере, а также бизнес-сообщества. Именно в этом, в высоком уровне ответственности по реализации поручения, а также качественном составе рабочей группы, обращает внимание Вадим Ипатов, и заключалась ее уникальность.
14 февраля 2017-го Александр Лукашенко лично провел совещание с членами рабочей группы по вопросам исключения устаревших, не соответствующих времени требований к бизнесу и совершенствования контрольно-надзорной деятельности, на котором поставил группе конкретные задачи. Президент сказал, что рабочая группа призвана разрубить гордиев узел и поставить точку в разговорах о давлении государства на представителей бизнеса в плане зарегулированности экономической сферы:
— Результатом нашей общей работы должна стать не просто корректировка правовых актов. Нам необходимо добиться реального улучшения условий для деловой активности в Беларуси, которое будет подтверждаться положительной оценкой со стороны субъектов хозяйствования. Мы стали не просто проповедовать, но и развивать новую экономику. Цель ее, что я абсолютно поддерживаю и признаю и на что хотел бы всегда делать упор, — эта экономика должна в деловом плане раскрепостить человека. Если он хочет и может работать, заработать своей семье, родным, близким и это будет приносить пользу государству, в котором он живет, ради бога, — молиться надо на подобных людей. Еще одна большая и больная для нас тема — упрощение требований к ведению бизнеса. Речь идет о лицензировании, но в первую очередь об административных процедурах, которых у нас сегодня более девятисот. Необходимо пересмотреть весь этот массив требований к субъектам хозяйствования, которые порой вообще нереально выполнить.
Президент поставил очень четкую и конкретную задачу: «Давайте будем не мешать, а помогать развиваться малому бизнесу. Нельзя обременять его кучей условных, ненужных требований, каждое из которых — это зацепка для контролера и повод наказать предприятие».
Метод «регуляторной гильотины»
После совещания группа приступила к работе, и 16 февраля 2017 года Наталья Кочанова утвердила план ее деятельности: от анализа материалов судебной, прокурорской и адвокатской практик до личного общения с руководителями предприятий. Позже создали 12 подгрупп, чтобы системно и комплексно изучить все без исключения вопросы.В конце февраля 2018 года начала действовать норма об уведомительном порядке начала бизнеса.
— Перед нами (рабочей группой) стояла уникальная задача: в очень сжатые сроки подготовить пакет важных системных документов. Планировалось, что с 1 января 2018 года все должно работать. Это был жесткий срок. Но как показала практика — возможный и стимулирующий, — вспоминает Вадим Ипатов. — Его исполнению помогла четкая организация работы: постановка задач на уровне Президента, руководство группой Натальей Кочановой — все это стало связующим началом, которое позволило направить работу в нужное русло и не заниматься отвлеченными вопросами. Помимо критичного анализа действующего законодательства, члены указанных 12 подгрупп активно работали с предпринимателями, в целом с бизнес-сообществом: посетили более 100 предприятий в различных отраслях экономики, в регионах страны. Среди них были как крупные бюджетообразующие компании, так и менее прибыльные сельхозпредприятия, небольшие СТО, мастерские и магазины.
Эксперты изучали правоприменительную практику всего массива законодательства, который является основой для ведения бизнеса. Выезжали посмотреть, как работают подобные документы в Эстонии, Польше и Литве. Комплексно изучить имеющиеся проблемы помог и сбор предложений от граждан и организаций в интернете — всего поступило более 200 предложений. В результате в достаточно короткие сроки — 6—7 месяцев — рабочая группа подготовила пакетным принципом 10 документов, самым главным из которых стал Декрет № 7. При этом в порядке правового эксперимента эксперты впервые задействовали механизм «регуляторной гильотины».
Работа 12 подгрупп выявила основные проблемы, с которыми сталкивался бизнес. Прежде всего это излишнее административное вмешательство госорганов в работу предпринимателей, большое количество согласований, требований и ненужных административных процедур, чрезмерный контроль за деятельностью добросовестных компаний, вопросы лицензирования, избыточные санкции за правонарушения.
— В результате впервые на уровне государства в рамках Декрета № 7 установили общие (единые) требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования и требования в области охраны окружающей среды. Все они максимально систематизированы и сокращены. Например, из 586 пунктов правил пожарной безопасности, 7 приложений и 13 таблиц сохранено лишь 62 пункта. А огромный пласт санитарных требований (14 документов, включающих более 1100 пунктов) удалось сократить до 81 пункта. Это и есть та самая «регуляторная гильотина». Остальные технические требования в соответствии с предписаниями названного акта Главы государства носят рекомендательный характер. Это действительно большое упрощение для бизнеса.
Революционный пакет
Помимо Декрета № 7, в названном пакете также актуальным является Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В результате работы над документом удалось оптимизировать перечень контролирующих (надзорных) органов: право проводить проверки сохранилось у 39 из 60 наделенных им. А число сфер контрольной деятельности сократилось с 170 до 95.О каждом из 10 документов руководители соответствующих министерств и ведомств лично докладывали Президенту, чтобы предметно и системно донести информацию о готовящихся изменениях и выполнении поставленных задач. Нельзя было принять сырые документы, чтобы через несколько месяцев увидеть, что они не работают.
— Я думаю, подписанный пакет документов вместе с Декретом № 7 действительно можно назвать революционным. К примеру, на тот момент, когда рабочая группа начала свою деятельность, еще действовала часть технических нормативно-правовых актов периода существования СССР и БССР. И мы обнаружили, что они являются блокираторами нормальной и эффективной работы. Поэтому решение было четкое: с момента вступления в силу пакета документов все формальное и архаичное окончательно и безоговорочно отсекалось. Таким образом нам удалось подвести своеобразную черту и отсечь все лишнее, что объективно устарело.
После издания Декрета № 7 работа по совершенствованию делового климата в стране продолжается, констатирует Вадим Ипатов. Останавливаться на достигнутом однозначно нельзя.
«Нас услышали»
Оценить процесс разработки документа, а также то настроение, с которым бизнес воспринял Декрет № 7, мы попросили директора Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанну Тарасевич. Несмотря на то что Жанна Казимировна изначально не входила ни в одну из подгрупп, вместе с предпринимательским сообществом она принимала самое активное участие в разработке документа:— Директива № 4 была одним из первых документов, который так плотно прорабатывался с бизнес-сообществом. Тогда был подготовлен план по реализации норм директивы, однако впоследствии в какой-то момент бизнес и власть разошлись. Деловые круги считали, что директива до конца не реализована. Эти разногласия, возможно, и стали своеобразным импульсом для Президента, который констатировал: государство готово работать в плане либерализации условий для бизнеса.
В рабочую группу от республиканских бизнес-объединений вошел сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, при этом остальные представители делового сообщества также вели активную работу. Так, после совещания у Президента (14 февраля 2017 года. — Прим. авт.) Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского проинициировал сбор предложений от частного бизнеса: их поступило более 200 по разным направлениям. Аналитическая группа сделала вывод: необходимо вносить изменения минимум в 100 различных нормативных актов. Все поступившие предложения и аналитические материалы союз направил в Администрацию Президента, Министерство экономики, НЦЗПИ.
— На втором этапе мы активно включились в работу: нас по различным направлениям приглашали на заседания рабочих групп, «круглые столы». Ряд предложений, которые мы подготовили, показал: бизнесу нужен не один документ, а целый пакет. Если говорить об эффекте, то мы были услышаны, — с удовлетворением констатирует Жанна Тарасевич. — Помимо Декрета № 7, появилось еще много наработок, которые впоследствии были реализованы. В частности, я говорю о новой редакции Налогового кодекса. Ведь основы его были как раз заложены в Декрете № 7. По сути, случилась цепная реакция: мы увидели изъяны и анахронизмы, которые нужно устранять. Кроме того, формат диалога в рабочих группах, которые создавались на самом высоком уровне, привел впоследствии и к более эффективной работе общественно-консультативных советов при министерствах и ведомствах, серьезно активизировал деятельность Совета по развитию предпринимательства при Президенте и в регионах.
После издания Декрета № 7 работа по совершенствованию делового климата в стране продолжается.
Работа над пакетом документов по либерализации условий ведения бизнеса оголила ряд проблемных тем, ведется она и сегодня. В частности, речь идет о вопросах лицензирования, поправках в Гражданский и Трудовой кодексы, доработке того же Налогового кодекса. Что касается реакции самого бизнеса на подписанные документы, она, по словам Жанны Тарасевич, была разной. Начинающие предприниматели и потенциальные бизнесмены — а пакет документов прежде всего был направлен именно на создание нового бизнеса — встретили на ура. Реакция давно работающих на рынке компаний была более сдержанной.
— В любом случае Декрет № 7 всколыхнул предпринимательскую активность и придал импульс совместной работе бизнеса и власти. При этом мы видим направления, в которых нужно двигаться дальше: например, в вопросах конкуренции, развития бизнеса в регионах. Деловое сообщество ждет совместной реализации Стратегии по развитию предпринимательства до 2030 года. То есть изначально появился небольшой горный ручеек, который превращается в реку из совместных инициатив бизнеса и власти. Более того, мы даже ощущаем нехватку экспертного заключения и эффективного участия со стороны деловых кругов в диалоге с властью. Государство готово слышать наши предложения, но они должны быть взвешенными и аргументированными. Раньше мы работали по принципу пожарной команды: сначала принимался тот или иной документ, потом бизнес начинал возмущаться, что принятие было несогласованным. Сегодня все происходит наоборот: нас регулярно приглашают к обсуждению и практически все решения принимаются совместно.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий МАТУСЕВИЧ, заместитель министра экономики:
— Основные положения Декрета № 7 вступили в силу в самом конце февраля 2018 года. Но его идеологическое влияние, или, иными словами, PR-эффект, было ощутимо еще в 2017-м, причем даже до ноября, когда декрет был подписан. Сам факт подготовки такого документа с беспрецедентно широким обсуждением с общественностью и бизнес-кругами оказал стимулирующее влияние как на активность предпринимателей, так и на ключевые госорганы, которые активно включились в работу по трансформации законодательства в соответствии с нормами и духом Декрета № 7.
Что касается оцифрованного эффекта. Например, в конце февраля 2018 года начала действовать норма об уведомительном порядке начала бизнеса. Она предоставила юрлицам и индивидуальным предпринимателям возможность начинать свое дело по 19 самым распространенным видам деятельности, просто уведомив исполнительные органы об этом. Хотя бы обыкновенным письмом. За 10 месяцев действия этой нормы в 2018 году открылось более пяти тысяч новых бизнесов в сферах розничной и оптовой торговли, автоперевозки пассажиров, общественного питания, предоставления бытовых услуг и ремонта автомобилей. Это хороший результат.
И с прямым, и с идеологическим действием Декрета № 7 мы связываем еще один важнейший тренд развития сектора малого и среднего предпринимательства в 2018 году — его качественный рост. На долю малого и среднего бизнеса в прошлом году пришлось более половины товарного экспорта нашей страны (2018 г. — 50,5 процента) и около 40 процентов в общем объеме экспорта услуг. А доля налоговых поступлений от них в бюджет в прошлом году составила 34,8 процента, что на 2,5 процентного пункта выше, чем в 2017-м.
СПРАВОЧНО
«Регуляторная гильотина» — масштабный анализ и пересмотр действующих актов законодательства, проводимый государством с участием бизнеса. По результатам анализа нормативные правовые акты сохраняются либо, если установлено, что они являются устаревшими, избыточными и неэффективными, — изменяются или утрачивают силу.