Корреспонденты «Знамя юности» отправились в сплав на байдарках по Западной Двине
17.05.2024 13:18:00
Ирина ЛУКАШИК
Клуб любителей активного отдыха «Байдарочники Полотчины» устраивает ночные, дневные и даже недельные сплавы по красотам большой воды. Корреспонденты «Знаменки» взяли весла и отправились за романтикой.
– В «салатовые вездеходы» уселись аккуратно, уже хорошо. Весло держим на ширине плеч. Если не получается его отцентровать, кладем на голову – поможет определить середину. Мозоли на руках нужны?
– Никак нет! – синхронно отвечаем.
– В таком случае берем весло так, чтобы большие пальцы рук были сверху. Так, а запасную одежду с собой не брали? Тогда кладем на ноги клеенку, чтобы вы и ваша аппаратура случайно не прошли боевое крещение.
Вместе с уровнем воды в Двине поднялся на водную гладь и мусор
– Как говорится, любишь кататься, люби и саночки возить! – интригует группу Николай. – Сезон только стартовал, поднялся уровень воды, а вместе с ним и весь мусор, который лежит у берегов реки. Он спускается вниз и скапливается на воде. Поэтому сплав начнем с уборки, все согласны?
– Единогласно!
Разделились на две группы: мы искали «клад» на воде, а активисты БРСМ из Полоцкого государственного аграрно-технического колледжа, которые вызвались на подмогу, пешком обследовали берег. Вооружившись плотными пакетами, граблями и рыболовными сачками, приступаем к «рыбалке».
Журналисты собирали мусор в воде, а активисты БРСМ – на берегу
– Парни, заберите у нас пакеты, уже полные.
– Я вам не завидую, – между делом признается первокурсник Никита Вруновский. – По себе знаю, что у берега трудиться намного проще, чем с байдарок, особенно в труднодоступных местах среди деревьев и кустов. Сам два года ходил в матросах.
– И где?
– По Полоте, один раз даже перевернулся. То был мой первый сплав и, наверное, самый запоминающийся. Инструктор сразу же сориентировался, поднял и байдарку, и весло, которое чуть не утонуло. Зато теперь мне никакие волны не страшны!
На страже чистоты учащиеся Полоцкого государственного аграрно-технического колледжа
После нескольких часов уборки мы на воде тоже многому научились. Например, держать равновесие, хотя этот навык новичкам нелегко дается. Самые частые находки – пластиковые и стеклянные бутылки. Но были и совсем неожиданные предметы...
– Мне кажется или это женская сумочка? – достаю веслом коричневый предмет.
– Вот и на шопинг сходили, – улыбается команда и готовится принимать эксклюзив.
– Это еще ладно. Во время одной из таких акций мы нашли 15-килограммовое пушечное ядро времен Наполеона, холодильник, кровать и матрас… Зато улучшили экологию и эстетику города. Теперь смело можно отправляться в поход и не переживать, что набредем на затор.
Вместе работать веселей
Матрос на байдарке – глаза. Поэтому нам с коллегами в своих экипажах нужно замечать препятствия и предупреждать о них капитанов. Капитан – двигатель судна, управляет байдаркой, но и матросов от гребли никто не освобождал. Я в паре с Марией Аниськович. На «гражданке» девушка замдиректора по воспитательной работе в полоцкой школе № 10, а на воде – капитан почти с трехлетним стажем. Мария наплавала уже больше 300 километров по Витебской области, а в этом сезоне мечтает добавить в копилку водоемы Карелии.
– Ирочка, знаешь, что мы делаем? На первых порах главная помощь от тебя – не мешать, – смеется девушка.
– Это я умею!
– Сейчас мы с тобой стартанем, потом войдешь во вкус…
Палящее солнце жарит плечи, у воды собираются чайки, от наслаждения почти летней картинкой отвлекает байдарка, которая покачивается от каждого движения. Тут же вспоминаю напутствие капитана: «Наклоняться можно только вперед, про повороты вправо и влево напрочь забываем». Проплывая Покровскую церковь, слышу от Марии долгожданную фразу:
– Хочешь поработать веслом?
– Само собой, – соглашаюсь, но еще со страхом в голосе.
– Наш человек! Весло поочередно опускаем на себя и зачерпываем воду, как лопатой, желательно под углом 45 градусов.
– Уходим влево или мне кажется?
– Быстро учишься, матрос! Все верно, чтобы выровняться, работаем справа.
Дело сделано, можно в большое плавание!
– Что не делать, чтобы не перевернуться?
– Самое распространенное, наверное, 90 процентов таких случаев, – «дрифт» по бревнам на середине реки. Заходить боком к препятствию ни при каких условиях нельзя. Можно носом, а лучше всего обойти издалека, поэтому их нужно высматривать заранее. Если не повезло, первое правило – не паниковать. Во-вторых, нужно помнить, что байдарка – спасательный плот, она не тонет и за нее стоит держаться. И ждать помощи от капитана и других экипажей. Весной на реках опаснее всего...
– А почему вы об этом не сказали, когда я садился в байдарку? – с волнением спрашивает мой коллега Андрей.
– Не переживайте, Двина сейчас более спокойная, самое то для новичков. Широкая, и препятствий почти нет. С непривычки будет трудно, а потом приучитесь-приспособитесь. Это как кататься на велосипеде.
– Капитан, у нас по курсу поплавок, – докладываю. – Сейчас рыбаку весь улов распугаем.
– Ничего страшного, мы его не затронем!
Три часа в байдарке мы провели в довольно комфортных условиях. Ногам места хватает, сидеть на мягкой подушке удобно, а поясницу поддерживает жилет. Чтобы промокнуть, еще нужно постараться, хотя брызги от весла то и дело попадают на одежду. До Богоявленского собора у нас в байдарке было сухо – подбросил экстрима неожиданный барьер из веток: как будто мы попали в шторм, байдарки стало бросать из стороны в сторону, нас накрыли речные капли. Пару минут грохота, и мы вновь ловим водяную гладь. Николай, едва касаясь воды, быстро обгоняет все экипажи и уходит далеко вперед. Вот что значит больше 15 тысяч километров за плечами! Для нас, новичков, маршрут можно сравнить с днем пути пешком. Только его нужно было пройти не ногами, а руками!
– Болит все: от плеч до кончиков пальцев, – не скрываем с коллегами прелести сплава на финише.
Спустя день ныли даже мышцы спины и, как ни удивительно, колени. Но это того стоило, никто из матросов не пожалел о пройденном квесте. В этом сплаве мы сделали для себя несколько выводов: лучше плыть первым, чем последним, хвататься за ветки деревьев нельзя, а вот не попробовать хотя бы раз маршруты полоцкой воды просто непозволительно!
lukashik@sb.by,
![](https://storage01.sb.by/iblock/e79/e79e5380c578e1af1620997f1c2898ef/a038ad3e38d497bd483b1a223952935b.jpg)
Салатовый вездеход
Раннее утро, база ОСВОДа в Полоцке. Экипаж «Эдельвейса», «Европы» и «Софии» уходит в плавание. Нас ждет семикилометровый сплав по Западной Двине. Спойлер: мы одолели даже больше запланированного расстояния, в качестве бонуса испытали головокружительные эмоции. Первым делом – инструктаж, предупреждает, видя наши горящие глаза, один из основателей клуба Николай Марченко:– В «салатовые вездеходы» уселись аккуратно, уже хорошо. Весло держим на ширине плеч. Если не получается его отцентровать, кладем на голову – поможет определить середину. Мозоли на руках нужны?
– Никак нет! – синхронно отвечаем.
– В таком случае берем весло так, чтобы большие пальцы рук были сверху. Так, а запасную одежду с собой не брали? Тогда кладем на ноги клеенку, чтобы вы и ваша аппаратура случайно не прошли боевое крещение.
Сплав начинается с уборки
Нам выделили по веслу и надели спасательные жилеты – вылитые матросы! Правда, на один день, но с чего-то же нужно начинать? Наша команда готова сплавляться на байдарках по Двине, но почему не стартуем?![](https://storage01.sb.by/iblock/dbf/dbf9c24de7a3461f91f034c4f4bd3312/96beb50d900f9cf8b62dde1decc2106b.jpg)
– Как говорится, любишь кататься, люби и саночки возить! – интригует группу Николай. – Сезон только стартовал, поднялся уровень воды, а вместе с ним и весь мусор, который лежит у берегов реки. Он спускается вниз и скапливается на воде. Поэтому сплав начнем с уборки, все согласны?
– Единогласно!
Разделились на две группы: мы искали «клад» на воде, а активисты БРСМ из Полоцкого государственного аграрно-технического колледжа, которые вызвались на подмогу, пешком обследовали берег. Вооружившись плотными пакетами, граблями и рыболовными сачками, приступаем к «рыбалке».
![](https://storage01.sb.by/iblock/8c9/8c9fa079d143d57e99077932f0b587a4/e169586ecd64bf41c0a5dfd2f84bd5de.jpg)
– Парни, заберите у нас пакеты, уже полные.
– Я вам не завидую, – между делом признается первокурсник Никита Вруновский. – По себе знаю, что у берега трудиться намного проще, чем с байдарок, особенно в труднодоступных местах среди деревьев и кустов. Сам два года ходил в матросах.
– И где?
– По Полоте, один раз даже перевернулся. То был мой первый сплав и, наверное, самый запоминающийся. Инструктор сразу же сориентировался, поднял и байдарку, и весло, которое чуть не утонуло. Зато теперь мне никакие волны не страшны!
![](https://storage01.sb.by/iblock/685/68547157f26c36ae76b7abdfd2aebe29/c1a6c29df3e168f5e2544e43a76bd87e.jpg)
После нескольких часов уборки мы на воде тоже многому научились. Например, держать равновесие, хотя этот навык новичкам нелегко дается. Самые частые находки – пластиковые и стеклянные бутылки. Но были и совсем неожиданные предметы...
– Мне кажется или это женская сумочка? – достаю веслом коричневый предмет.
– Вот и на шопинг сходили, – улыбается команда и готовится принимать эксклюзив.
– Это еще ладно. Во время одной из таких акций мы нашли 15-килограммовое пушечное ядро времен Наполеона, холодильник, кровать и матрас… Зато улучшили экологию и эстетику города. Теперь смело можно отправляться в поход и не переживать, что набредем на затор.
![](https://storage01.sb.by/iblock/8e4/8e4dfe4c369a4adf3e98a95fdfa1befd/902b5814aff5ad82bdd5913806c69719.jpg)
Залипательные виды
По городу у клуба проложено несколько маршрутов. Один из них как раз проходит по Двине. С большой воды открываются удивительные красоты... Софийский и Богоявленский соборы, музеи, Художественная галерея, Покровская и Успенская церкви – на пути основные достопримечательности города, которые можно увидеть прямо с реки.Матрос на байдарке – глаза. Поэтому нам с коллегами в своих экипажах нужно замечать препятствия и предупреждать о них капитанов. Капитан – двигатель судна, управляет байдаркой, но и матросов от гребли никто не освобождал. Я в паре с Марией Аниськович. На «гражданке» девушка замдиректора по воспитательной работе в полоцкой школе № 10, а на воде – капитан почти с трехлетним стажем. Мария наплавала уже больше 300 километров по Витебской области, а в этом сезоне мечтает добавить в копилку водоемы Карелии.
– Ирочка, знаешь, что мы делаем? На первых порах главная помощь от тебя – не мешать, – смеется девушка.
– Это я умею!
– Сейчас мы с тобой стартанем, потом войдешь во вкус…
Палящее солнце жарит плечи, у воды собираются чайки, от наслаждения почти летней картинкой отвлекает байдарка, которая покачивается от каждого движения. Тут же вспоминаю напутствие капитана: «Наклоняться можно только вперед, про повороты вправо и влево напрочь забываем». Проплывая Покровскую церковь, слышу от Марии долгожданную фразу:
– Хочешь поработать веслом?
– Само собой, – соглашаюсь, но еще со страхом в голосе.
– Наш человек! Весло поочередно опускаем на себя и зачерпываем воду, как лопатой, желательно под углом 45 градусов.
– Уходим влево или мне кажется?
– Быстро учишься, матрос! Все верно, чтобы выровняться, работаем справа.
![](https://storage01.sb.by/iblock/e88/e8860f1be2035ebf934293247e76cbfc/d7476ec4cae7a4e7660e9aae693eca05.jpg)
Самая частая ошибка – «дрифт» по бревнам
В речной одиссее я впервые, поэтому шанс уйти на дно сразу после отплытия очень высокий. Для своего успокоения подгребаю к Николаю, чтобы задать жизненно важный вопрос.– Что не делать, чтобы не перевернуться?
– Самое распространенное, наверное, 90 процентов таких случаев, – «дрифт» по бревнам на середине реки. Заходить боком к препятствию ни при каких условиях нельзя. Можно носом, а лучше всего обойти издалека, поэтому их нужно высматривать заранее. Если не повезло, первое правило – не паниковать. Во-вторых, нужно помнить, что байдарка – спасательный плот, она не тонет и за нее стоит держаться. И ждать помощи от капитана и других экипажей. Весной на реках опаснее всего...
– А почему вы об этом не сказали, когда я садился в байдарку? – с волнением спрашивает мой коллега Андрей.
– Не переживайте, Двина сейчас более спокойная, самое то для новичков. Широкая, и препятствий почти нет. С непривычки будет трудно, а потом приучитесь-приспособитесь. Это как кататься на велосипеде.
Двина экзаменует
С первого взгляда кажется, что рулить байдаркой – та еще наука. На деле пара-тройка километров – и уже ловишь синхрон с капитаном. Табаним, проще говоря, притормаживаем правой лопастью – байдарка разворачивается вправо, если нужно влево, притормаживаем левой стороной весла – так широкая Двина меня экзаменует. Полпути пройдено, мы на подъезде к Софийскому собору – «полет нормальный»!– Капитан, у нас по курсу поплавок, – докладываю. – Сейчас рыбаку весь улов распугаем.
– Ничего страшного, мы его не затронем!
Три часа в байдарке мы провели в довольно комфортных условиях. Ногам места хватает, сидеть на мягкой подушке удобно, а поясницу поддерживает жилет. Чтобы промокнуть, еще нужно постараться, хотя брызги от весла то и дело попадают на одежду. До Богоявленского собора у нас в байдарке было сухо – подбросил экстрима неожиданный барьер из веток: как будто мы попали в шторм, байдарки стало бросать из стороны в сторону, нас накрыли речные капли. Пару минут грохота, и мы вновь ловим водяную гладь. Николай, едва касаясь воды, быстро обгоняет все экипажи и уходит далеко вперед. Вот что значит больше 15 тысяч километров за плечами! Для нас, новичков, маршрут можно сравнить с днем пути пешком. Только его нужно было пройти не ногами, а руками!
– Болит все: от плеч до кончиков пальцев, – не скрываем с коллегами прелести сплава на финише.
Спустя день ныли даже мышцы спины и, как ни удивительно, колени. Но это того стоило, никто из матросов не пожалел о пройденном квесте. В этом сплаве мы сделали для себя несколько выводов: лучше плыть первым, чем последним, хвататься за ветки деревьев нельзя, а вот не попробовать хотя бы раз маршруты полоцкой воды просто непозволительно!
lukashik@sb.by,