Новая инициатива НАИП — создание программ обучения инвестиционному менеджменту для реализации проектов
30.09.2023 14:52:00
Владимир ВОЛЧКОВ
Как привлечь инвестора в регионы? Далеко не риторический вопрос. В системных документах прописано: необходимо в каждом районе создать хотя бы одно современное предприятие. Учитывая большое внимание Главы государства к развитию некрупных населенных пунктов и сельской местности, можно с высокой вероятностью предположить, что индустриализация (в самом позитивном понимании этого слова) глубинки продолжится. Поэтому ловля капитала остается актуальным процессом. Причем в отличие от национальных программ тут технологию необходимо ставить на поток. Будем объективны: инвестиционные менеджеры в Беларуси в большом дефиците. Даже в Минске и областных центрах. А в большинстве районных центров таких специалистов нет вообще. И просто так они не появятся. Об этой проблеме поговорили с заместителем директора Национального агентства инвестиций и приватизации (НАИП) Алексеем Пушкаревым.
Спрос на знания
— Для развития регионов НАИП реализует много инициатив, — объясняет Алексей Пушкарев. — Это и формирование информационных ресурсов, и развитие индустриальных парков… Они достаточно широко освещались в СМИ. По большому счету инфраструктура для активизации инвестиционной деятельности в регионах создана. Но в чем загвоздка? В дефиците или отсутствии качественных проектов. А ведь именно они привлекают предпринимателя в любой регион. Есть интересные идеи, но чтобы предлагать на рынке, необходимо их формализовать: составить технико-экономическое обоснование проекта, разработать бизнес-план, хотя бы приблизительно оценить структуру финансирования, определиться с юридической формой — будет это совместное предприятие, унитарное или какая-то другая юридическая форма хозяйствования.Поэтому очередная инициатива НАИП — создание образовательных программ для управленцев, так или иначе по роду своей деятельности связанных с инвестиционной деятельностью. Именно в этом ключе и планируют сформировать образовательные программы. Алексей Пушкарев уверен: инициатива НАИП не будет дублировать другие образовательные программы. Во-первых, акцент будет сделан именно на инвестиционно-финансовой составляющей. Во-вторых, максимальная практикоориентированность. В-третьих, представитель НАИП убежден: качественного долгосрочного управленческого образования в Беларуси на самом деле не хватает.
— Все профильные программы — и от государственных учреждений образования, таких корифеев, как Академия управления, БГЭУ (Высшая школа управления и экономики), БГУ (Институт бизнеса), и от частных компаний — способны пропустить в год максимум 200 топ-менеджеров, — объясняет заместитель директора Национального агентства инвестиций и приватизации.
По мнению специалиста, это намного меньше реальных потребностей страны. В Беларуси только в республиканской собственности находится около 1500 предприятий. А есть еще тысячи средних и малых компаний, которые находятся в коммунальной собственности. И на каждом субъекте хозяйствования есть руководитель, заместители. Не стоит забывать и про работников исполнительной власти, которые по долгу своей службы отвечают за развитие экономики в районах. В том числе и инвестиции. Потенциальный спрос на инвестиционные знания значительный. И сегодня, убежден Алексей Пушкарев, стоит скорее говорить о дефиците преподавателей соответствующей квалификации, чем избыточности образовательных программ.
— Сотрудники нашего агентства постоянно выезжают в регионы, изучают ситуацию на местах, — говорит собеседник. — По большому счету, проекты есть. Но продвигаются они тяжело. Политической волей определена парадигма движения: один район — один проект. И НАИП старается усилить эту парадигму. Эффект — результат целей, мотивации и навыков. Цели установлены Президентом и Правительством. Мотивация находится в компетенции местной власти, на уровне крупных предприятий, которые идут в регионы с инвестициями. Навыки — то слагаемое, которое может усилить НАИП.
Из количества в качество
Алексей Пушкарев приводит пример. В стране создана интерактивная карта инвестора. В ней аккумулировано более 300 различных инвестиционных проектов. Казалось бы, выбор огромный. Но сегодня очень важным является внедрение в жизнь принципа перехода количества в качество. Многие идеи, сформированные на местах и выставленные на портале, еще очень сырые, чтобы потенциальный инвестор мог на них активно реагировать. Зачастую из аннотации совершенно непонятно, какая продукция будет выпускаться на новом предприятии, какие рынки сбыта, какой уровень конкуренции на них, есть ли в регионе трудовые ресурсы соответствующей квалификации для обеспечения сотрудниками нового производства… А какая окупаемость инвестиционного проекта, какие есть объективные риски?Конечно, формирование бизнес-планов в какой-то степени техническая работа. Но этими навыками необходимо владеть, так как существует много подводных камней и нюансов.
— В целом бизнес-модели в той или иной степени являются стандартными, — уверен Алексей Пушкарев. — Что-то принципиально новое в бизнес-процессах возникает, если приходит передовая технология. В остальных случаях инвестиционный инструментарий достаточно схематичен. Тем не менее этими инструментами необходимо уметь пользоваться.
Этому и будут учить в рамках программ НАИП. Опять же это не лекции в понимании стандартного высшего образования. Управленческое обучение предполагает работу с практикой и с практиками. В агентстве утверждают: к проекту привлекут грамотных профессионалов. Как из Беларуси, так и из России. Замдиректора агентства отмечает: в управленческом образовании, если к нему подходят серьезно, нет случайных людей. У каждого лектора богатый опыт и широкий шлейф успешно реализованных проектов. Исключительно теоретики в управленческом последипломном образовании не нужны. А профессионалы стоят дорого. Поэтому деловое образование не может быть дешевым и, собственно говоря, бесплатным. Если оно, конечно, качественное. Но сегодня цена такого обучения не является настолько неподъемной для субъектов хозяйствования, чтобы не нашлось средств на такие инвестиции. Тем более что вложения в образование высокоокупаемы, быстро возвращаются за счет повышения эффективности управления компанией и ее финансово-экономических результатов. Итогом прохождения курса в агентстве должен стать инвестиционный бизнес-план, который выпускники поедут реализовывать в регионы.
— Это будут те самые проекты, которых сегодня настолько не хватает и которые все ищут, — утверждает Алексей Пушкарев.
Также эксперт отмечает, что образовательный проект является дополнительным каналом обратной связи с мест. Руководители, которые приедут повышать квалификацию, прекрасно знают ситуацию «на земле». Алексей Пушкарев не исключает, что такой нетворкинг может стать почвой для генерирования идей системного улучшения инвестиционного климата. Тем более что агентство инвестиций и приватизации подчинено Министерству экономики, которое является одним из ключевых органов государственного управления в формировании деловой среды.
Кроме того, уверен собеседник, в будущем получится создать вокруг образовательного проекта НАИП экосреду, своеобразный постоянно действующий клуб инвестиционных менеджеров. В его рамках руководители могут обмениваться опытом. В том числе через цифровые платформы. И накопление компетенций, их анализ, изучение, совершенствование и развитие являются важной функцией сегодня любого управленческого образовательного проекта.
volchkov@sb.by