Каноник из Мосар
22.11.2003
Самое страшное для местных жителей, это если ксендз Йозас Булько скажет: "На ваше кладбище я не приду". Принять такое решение он может только по одной причине - если какая-то из могил оказывается неухоженной. "Тогда люди даже ночью готовы наводить порядок на кладбище", - говорит председатель Уделовского сельского Совета Глубокского района Виктор Карман.
Всего на территории сельсовета 18 деревенских кладбищ. И каждое из них поражает культурой, чистотой и особым порядком. Конечно, все мы стараемся по мере возможности ухаживать за могилами родных, но, согласитесь, при этом редко думаем о том, что находится за их оградами. Оград на этих кладбищах нет уже давно. Может, поэтому здесь одинаково благоустроены все могилы - католические, православные, еврейские... Особый трепет вызывают надгробия, даты на которых относятся к концу XIX века.
Конечно, в таком идеальном состоянии кладбища находились не всегда. 17 лет назад, приехавший служить в местный костел святой Анны, ксендз Булько увидел запущенные могилы и первый начал их восстанавливать. Это сейчас все поражаются простору и какой-то тихой красоте здешних кладбищ, которые с полным правом можно называть настоящими памятниками. А тогда, вспоминает ксендз: "Сколько уговаривал людей убрать ограды - ни за что не хотели, как будто без оград кто-то мог красть могилы. Потом мы срубили все старые деревья, вырвали бурьян - стало светлее". В общем, порядок люди навели сами.
- Ксендз для нас - главный пример, - рассказывает Мирослава Дулинец, которую мы встретили на кладбище с граблями. Женщина убирала листья с дорожек. - В любую погоду он несколько раз в течение дня приходит на кладбище: убирает, чистит. И что-то придумывает. Он у нас настоящий архитектор.
Талантом священник действительно не обделен. На всех кладбищах восстановлены старые и построены новые каплицы. Причем каждая по-своему уникальна. Из старых надгробий и крестов тех могил, восстановить которые так и не удалось, ксендз сконструировал совершенно оригинальную композицию. На могиле первого в том приходе священника - скульптура Богородицы, достойная того, чтобы экспонироваться в музее. Она тоже создана по замыслу Булько.
А еще от самого большого кладбища в деревне Мосары идут две дороги, образно называемые местными жителями "дорогой живых" и "дорогой мертвых". Вторую, по которой на руках несут в последний путь, выйдя из костела, открывает скульптура небесного Ангела. Дорога заасфальтирована, по обочинам аккуратно высажены елочки и туи, стоят скамейки. Вид торжественный и достойный.
- Каждый человек заслуживает таких проводов в свой последний путь, - говорит ксендз, и местные жители соглашаются с ним.
А ведь когда-то недоумевали: зачем вторая дорога? А как же наши огороды? Пришлось вмешаться сельсовету, поверить в очередную "безумную идею" ксендза и выделить людям наделы для огородов в других местах. Зато теперь местный обычай: рабочий инструмент и материалы возить на кладбище по извилистой и просто утоптанной, но незаасфальтированной "дороге живых".
- Еще одна моя большая мечта, - говорит ксендз, указывая на поляну между кладбищем и костелом, - пруд с лилиями. Тогда картина будет полной.
Пьянству - бой!
Рассказывая о Йозасе Булько, нельзя не затронуть тему пьянства. Для кого-то оно обыденно и безнадежно неизлечимо. В этом сельсовете уже почти 20 лет к пьянству подход особый. Все эти годы отпевает, венчает и совершает другие обряды ксендз Булько только при одном условии - если на "мероприятии" нет спиртного. Так как почти 90 процентов жителей местных деревень - католики, то почти все слушаются. Кто следует советам авторитетного ксендза, кто - простым людским обычаям. Как же без отпевания покойного, венчания молодоженов, крещения младенцев? Перед этими вечными обрядами, показала многолетняя практика, пагубная привычка отступает.
Категорически отрицательно относится священник и к прихожанам, злоупотребляющим спиртным. Специально для них создал музей трезвости прямо в звоннице. Там собрал интересные сведения о вреде "зеленого змия" еще со времен Древней Спарты и китайских императоров. Для убедительности предложил принести в музей самогонные аппараты. Так оказалось, что у местных жителей таких "достопримечательностей" нет. И это подтверждают в сельсовете, где уже давно забыли о совместных с милицией рейдах к специалистам самогоноварения. Еще в незапамятные времена "водки по талонам" ксендз требовал у прихожан, обращающихся за помощью, справки из сельсовета о том, что они отказались от этих самых талонов.
- Сначала мы его не поняли! - признается председатель сельсовета. - А потом, когда убедились, что новый ксендз действительно никуда не пойдет, не будучи уверенным, что там нет водки, стали выписывать такие справки. И вы знаете, многие, научившись тогда, до сих пор и радуются, и страдают без спиртного. И я уверен: главное, что отвлекает людей от этой пагубной привычки, - красота, которую придумывает наш ксендз. Ради нее люди хотят жить достойно.
О красоте в здешних краях стоит сказать особо...
Когда камни говорят
"С Булько вся наша культура и пошла", - утверждают местные жители, называя своего пастыря то архитектором от Бога, то садовником с Божьим даром.
- Ведь практически все, что он придумывает, создано из камней с цементом и украшено декоративной растительностью. Но вы так сложите обычные камни, чтобы, глядя на них, душа отдыхала, а глаз радовался! - не перестает поражаться Виктор Карман.
- Камни действительно всегда притягивают мое внимание, - признается Йозас Булько. - Я из разных мест привожу понравившиеся мне булыжники.
Другого такого места больше нет, убеждены местные жители, помогающие создавать уникальный уголок для молодежи по проекту ксендза. Еще недавно здесь были болота, старый колхозный сад и просто бесхозные земли. Болота осушили, мусор убрали, старые деревья вырубили. Теперь по периметру "картины" стройные березки, а внутри... райский уголок. Вырыли два пруда симметричной формы. Чтобы не отвозить землю, над прудами создали курганы, венчает каждый уютная беседка.
- Представляешь, - увлеченно рассказывает мне священник, - соединять пруды будет мостик для влюбленных, а здесь над символическими воротами будет скульптура архангела Михаила.
С одной стороны к прудам ведет удивительно красивая символическая дорога для тех, кто хочет уединиться с молитвой. По обочинам иконы. Деньги на создание икон и специальных иконостасов под открытым небом приносили сами люди. Поэтому в углу каждой значатся фамилии меценатов: где-то нескольких человек, а на некоторые деньги собирали целыми деревнями. С другой стороны от прудов начинается дорога к святым криницам.
Один родник бил давно, второй пробился из-под земли недавно. Специалисты центра гигиены и эпидемиологии подтвердили, что вода обеих криниц богата минеральными веществами.
- Еще здесь будет небольшой стадион, - говорит ксендз.
И почему-то, глядя на все уже созданное, веришь, что скоро действительно здесь будет и стадион, и, наверное, еще много другого полезного для людей и просто красивого.
Кстати, комплекс еще не создан окончательно, однако уже утопает в цветах и искусно подстриженных кустарниках. Красота здесь не просто сопровождает каждое начинание, она предшествует всему.
- Конечно, есть такие более тяжелые работы, как мелиорация или асфальтирование дорог, которые люди не выполнят без помощи местных властей. И мы помогаем, потому что видим, как наши силы и средства превращаются во что-то реальное и стоящее, - сказал начальник отдела информации Глубокского райисполкома Михаил Черепковский.
"Плачущая Пьета"
И еще один маленький штрих. Уже покидая костел, увидели во дворе аккуратный домик, зашли и оказались в самом настоящем музее народной утвари. Называется он "Музей Мосарской парафии", а домик - бывшее зернохранилище.
- Это не только красота, - сказал создатель музея ксендз Булько, - это еще память и история. Люди увлечены, каждый хочет внести свою лепту в вечность. Все эти старинные предметы быта и развлечений местные жители нашли у себя и принесли. Представляете, этому бильярдному столу 200 лет! Где еще такой есть?
Что ж, красота воистину великая сила. И здесь, в Мосарах, в этом убеждаешься как нигде. И уезжать из здешних мест не хочется. Костел просто утопает в зелени: подстриженные газоны, повсюду какие-то совершенно удивительные разноцветные растения, пруд с сиреневыми лилиями. И это в конце октября! "Воздушный" мостик, мощеные дорожки, фигурные скамейки и совершенно необыкновенная Пьета (изваяние Богоматери, оплакивающей снятого с креста Иисуса) в центре. Оказывается, скульптура действительно необычная. Таких в мире всего две - одна работы Микеланджело в соборе святого Петра в Ватикане, вторая - точная копия в Мосарах.
- Я хотел, чтобы статуя была из бронзы, но не хватило денег, - рассказал Йозас Булько. - Скульптура из белого цемента, но она все равно очень красивая. Увидев один раз, я не смог ее забыть.
Действительно, забыть такую красоту трудно. Так же, как и поверить в то, что живут среди нас чудаки, создающие красивое и доброе для вечности.
И последний штришок - за развитие духовности папа Римский Иоанн Павел II присвоил ксендзу Булько титул "каноник".
Всего на территории сельсовета 18 деревенских кладбищ. И каждое из них поражает культурой, чистотой и особым порядком. Конечно, все мы стараемся по мере возможности ухаживать за могилами родных, но, согласитесь, при этом редко думаем о том, что находится за их оградами. Оград на этих кладбищах нет уже давно. Может, поэтому здесь одинаково благоустроены все могилы - католические, православные, еврейские... Особый трепет вызывают надгробия, даты на которых относятся к концу XIX века.
Конечно, в таком идеальном состоянии кладбища находились не всегда. 17 лет назад, приехавший служить в местный костел святой Анны, ксендз Булько увидел запущенные могилы и первый начал их восстанавливать. Это сейчас все поражаются простору и какой-то тихой красоте здешних кладбищ, которые с полным правом можно называть настоящими памятниками. А тогда, вспоминает ксендз: "Сколько уговаривал людей убрать ограды - ни за что не хотели, как будто без оград кто-то мог красть могилы. Потом мы срубили все старые деревья, вырвали бурьян - стало светлее". В общем, порядок люди навели сами.
- Ксендз для нас - главный пример, - рассказывает Мирослава Дулинец, которую мы встретили на кладбище с граблями. Женщина убирала листья с дорожек. - В любую погоду он несколько раз в течение дня приходит на кладбище: убирает, чистит. И что-то придумывает. Он у нас настоящий архитектор.
Талантом священник действительно не обделен. На всех кладбищах восстановлены старые и построены новые каплицы. Причем каждая по-своему уникальна. Из старых надгробий и крестов тех могил, восстановить которые так и не удалось, ксендз сконструировал совершенно оригинальную композицию. На могиле первого в том приходе священника - скульптура Богородицы, достойная того, чтобы экспонироваться в музее. Она тоже создана по замыслу Булько.
А еще от самого большого кладбища в деревне Мосары идут две дороги, образно называемые местными жителями "дорогой живых" и "дорогой мертвых". Вторую, по которой на руках несут в последний путь, выйдя из костела, открывает скульптура небесного Ангела. Дорога заасфальтирована, по обочинам аккуратно высажены елочки и туи, стоят скамейки. Вид торжественный и достойный.
- Каждый человек заслуживает таких проводов в свой последний путь, - говорит ксендз, и местные жители соглашаются с ним.
А ведь когда-то недоумевали: зачем вторая дорога? А как же наши огороды? Пришлось вмешаться сельсовету, поверить в очередную "безумную идею" ксендза и выделить людям наделы для огородов в других местах. Зато теперь местный обычай: рабочий инструмент и материалы возить на кладбище по извилистой и просто утоптанной, но незаасфальтированной "дороге живых".
- Еще одна моя большая мечта, - говорит ксендз, указывая на поляну между кладбищем и костелом, - пруд с лилиями. Тогда картина будет полной.
Пьянству - бой!
Рассказывая о Йозасе Булько, нельзя не затронуть тему пьянства. Для кого-то оно обыденно и безнадежно неизлечимо. В этом сельсовете уже почти 20 лет к пьянству подход особый. Все эти годы отпевает, венчает и совершает другие обряды ксендз Булько только при одном условии - если на "мероприятии" нет спиртного. Так как почти 90 процентов жителей местных деревень - католики, то почти все слушаются. Кто следует советам авторитетного ксендза, кто - простым людским обычаям. Как же без отпевания покойного, венчания молодоженов, крещения младенцев? Перед этими вечными обрядами, показала многолетняя практика, пагубная привычка отступает.
Категорически отрицательно относится священник и к прихожанам, злоупотребляющим спиртным. Специально для них создал музей трезвости прямо в звоннице. Там собрал интересные сведения о вреде "зеленого змия" еще со времен Древней Спарты и китайских императоров. Для убедительности предложил принести в музей самогонные аппараты. Так оказалось, что у местных жителей таких "достопримечательностей" нет. И это подтверждают в сельсовете, где уже давно забыли о совместных с милицией рейдах к специалистам самогоноварения. Еще в незапамятные времена "водки по талонам" ксендз требовал у прихожан, обращающихся за помощью, справки из сельсовета о том, что они отказались от этих самых талонов.
- Сначала мы его не поняли! - признается председатель сельсовета. - А потом, когда убедились, что новый ксендз действительно никуда не пойдет, не будучи уверенным, что там нет водки, стали выписывать такие справки. И вы знаете, многие, научившись тогда, до сих пор и радуются, и страдают без спиртного. И я уверен: главное, что отвлекает людей от этой пагубной привычки, - красота, которую придумывает наш ксендз. Ради нее люди хотят жить достойно.
О красоте в здешних краях стоит сказать особо...
Когда камни говорят
"С Булько вся наша культура и пошла", - утверждают местные жители, называя своего пастыря то архитектором от Бога, то садовником с Божьим даром.
- Ведь практически все, что он придумывает, создано из камней с цементом и украшено декоративной растительностью. Но вы так сложите обычные камни, чтобы, глядя на них, душа отдыхала, а глаз радовался! - не перестает поражаться Виктор Карман.
- Камни действительно всегда притягивают мое внимание, - признается Йозас Булько. - Я из разных мест привожу понравившиеся мне булыжники.
Другого такого места больше нет, убеждены местные жители, помогающие создавать уникальный уголок для молодежи по проекту ксендза. Еще недавно здесь были болота, старый колхозный сад и просто бесхозные земли. Болота осушили, мусор убрали, старые деревья вырубили. Теперь по периметру "картины" стройные березки, а внутри... райский уголок. Вырыли два пруда симметричной формы. Чтобы не отвозить землю, над прудами создали курганы, венчает каждый уютная беседка.
- Представляешь, - увлеченно рассказывает мне священник, - соединять пруды будет мостик для влюбленных, а здесь над символическими воротами будет скульптура архангела Михаила.
С одной стороны к прудам ведет удивительно красивая символическая дорога для тех, кто хочет уединиться с молитвой. По обочинам иконы. Деньги на создание икон и специальных иконостасов под открытым небом приносили сами люди. Поэтому в углу каждой значатся фамилии меценатов: где-то нескольких человек, а на некоторые деньги собирали целыми деревнями. С другой стороны от прудов начинается дорога к святым криницам.
Один родник бил давно, второй пробился из-под земли недавно. Специалисты центра гигиены и эпидемиологии подтвердили, что вода обеих криниц богата минеральными веществами.
- Еще здесь будет небольшой стадион, - говорит ксендз.
И почему-то, глядя на все уже созданное, веришь, что скоро действительно здесь будет и стадион, и, наверное, еще много другого полезного для людей и просто красивого.
Кстати, комплекс еще не создан окончательно, однако уже утопает в цветах и искусно подстриженных кустарниках. Красота здесь не просто сопровождает каждое начинание, она предшествует всему.
- Конечно, есть такие более тяжелые работы, как мелиорация или асфальтирование дорог, которые люди не выполнят без помощи местных властей. И мы помогаем, потому что видим, как наши силы и средства превращаются во что-то реальное и стоящее, - сказал начальник отдела информации Глубокского райисполкома Михаил Черепковский.
"Плачущая Пьета"
И еще один маленький штрих. Уже покидая костел, увидели во дворе аккуратный домик, зашли и оказались в самом настоящем музее народной утвари. Называется он "Музей Мосарской парафии", а домик - бывшее зернохранилище.
- Это не только красота, - сказал создатель музея ксендз Булько, - это еще память и история. Люди увлечены, каждый хочет внести свою лепту в вечность. Все эти старинные предметы быта и развлечений местные жители нашли у себя и принесли. Представляете, этому бильярдному столу 200 лет! Где еще такой есть?
Что ж, красота воистину великая сила. И здесь, в Мосарах, в этом убеждаешься как нигде. И уезжать из здешних мест не хочется. Костел просто утопает в зелени: подстриженные газоны, повсюду какие-то совершенно удивительные разноцветные растения, пруд с сиреневыми лилиями. И это в конце октября! "Воздушный" мостик, мощеные дорожки, фигурные скамейки и совершенно необыкновенная Пьета (изваяние Богоматери, оплакивающей снятого с креста Иисуса) в центре. Оказывается, скульптура действительно необычная. Таких в мире всего две - одна работы Микеланджело в соборе святого Петра в Ватикане, вторая - точная копия в Мосарах.
- Я хотел, чтобы статуя была из бронзы, но не хватило денег, - рассказал Йозас Булько. - Скульптура из белого цемента, но она все равно очень красивая. Увидев один раз, я не смог ее забыть.
Действительно, забыть такую красоту трудно. Так же, как и поверить в то, что живут среди нас чудаки, создающие красивое и доброе для вечности.
И последний штришок - за развитие духовности папа Римский Иоанн Павел II присвоил ксендзу Булько титул "каноник".