Меценатов для восстановления памятников архитектуры в Каничах ищут в Костюковичском районе
26.02.2019 08:46:00
Любовь СОЛОВЬЕВА
На экскурсию отправляюсь в компании директора Костюковичского краеведческого музея Светланы Тымонюк. Она родилась и выросла в поселке Вишенский, что в двух километрах от Каничей, знает историю края от и до:
Костел над могильными склепами панского рода Цехановецких возвели в Каничах еще в начале XIX века. Потом достраивали и перестраивали, последний раз — на рубеже XIX—XX столетий. Прямоугольное снаружи и полукруглое изнутри здание с выступающей алтарной частью и высокими полукруглыми окнами в лучшие времена могло похвастать богатой начинкой: иконостасы и росписи, лавки и полы из мореного дуба, цветные витражи в окнах. Службы проходили в сопровождении органной музыки. Католиков в деревне тогда, как и сейчас, не было, молились в костеле только члены панской семьи. В революционные годы храм перестал использоваться по назначению, а другое применение ему так и не нашли. Сейчас от него остались только стены и две пустые башни, которые венчает гнездо аистов.
Дом сельчанки Раисы Моисеенко стоит рядом с костелом. В детстве она играла там с друзьями в войну — прятались от немцев: «Возводили костел так. Чтобы доставить глиняные кирпичи строителям, люди выстраивались в длинный ручеек и передавали их из рук в руки. В раствор для прочности добавляли куриные яйца, творог и известь — сделали так, что кирпич не оторвешь».
Муж Раисы Тимофеевны Василий Моисеенко, в прошлом тракторист, подтверждает:
— В 60-е годы прошлого века костел пытались разобрать. Подогнали несколько тракторов, зацепили тросами три колонны, стоящие немного впереди храма, но только их и смогли разрушить. Само здание не поддалось. Не смогли его разбить и ковшами, только небольшую дыру в стене проковыряли.
Хотя слухи о прочности костела в народе нередко преувеличивают. По одной из легенд, в Великую Отечественную войну в крышу попал вражеский снаряд. Дыру в потолке проделал, а здание даже не пошатнулось. Только все это сказки, считает Раиса Тимофеевна:
Винокурня в Каничах появилась в 1850 году. Цехановецкие производили там почти 121 тысячу ведер вина в год. Заполняли фамильные погреба, а остатки сбывали в винной лавке. Нынешнему зданию более 100 лет. Кирпичная постройка с паровой машиной внутри сменила деревянную в 1914 году. Винокурня одноэтажная, но в центре вырастает до двух этажей. На главном и тыльном фасадах выступают ризалиты. Большие окна с завершающими частями колонны обрамлены наличниками с декоративным замковым камнем. Увенчано здание развитым карнизом и парапетом с фиалами. А вот первоначальная анфиладная планировка осталась в истории.
После того как винокурня перестала работать, ее приспособили под мастерские для ремонта сельхозтехники. Жительница деревни Надежда Бондарева рассказывает, что в советское время жизнь там била ключом:
СПРАВКА «СГ»
Каничи — одна из старейших деревень Костюковичского района, впервые упоминается в письменных источниках 1511 года. Была центром принадлежавшего белорусско-польскому роду Цехановецких передового поместья. В XIX веке в его состав входило 13 деревень, 6 тысяч десятин земли.
Современные Каничи, где проживает менее 200 человек, считаются неперспективной деревней, несмотря на построенный здесь менее 10 лет назад крупный животноводческий комплекс.
solovieva@sb.by
Фото автора
— Эти памятники не могут не привлекать внимания. Величественные, они и сегодня словно возвышаются над реалиями деревенской жизни… Мы пытались внести их в Государственный список историко-культурных ценностей, но выяснилось, что здания должны числиться на балансе какой-либо организации, а дорогостоящие расходы, в том числе и по обязательной консервации, районному бюджету не по силам. Так что, наверное, проще сначала восстановить костел и бровар, а уж потом заняться их статусом…
Директор Костюковичского краеведческого музея Светлана Тымонюк рядом с винокурней в Каничах.
Величественный костел для панской семьи
Костел над могильными склепами панского рода Цехановецких возвели в Каничах еще в начале XIX века. Потом достраивали и перестраивали, последний раз — на рубеже XIX—XX столетий. Прямоугольное снаружи и полукруглое изнутри здание с выступающей алтарной частью и высокими полукруглыми окнами в лучшие времена могло похвастать богатой начинкой: иконостасы и росписи, лавки и полы из мореного дуба, цветные витражи в окнах. Службы проходили в сопровождении органной музыки. Католиков в деревне тогда, как и сейчас, не было, молились в костеле только члены панской семьи. В революционные годы храм перестал использоваться по назначению, а другое применение ему так и не нашли. Сейчас от него остались только стены и две пустые башни, которые венчает гнездо аистов.
Дом сельчанки Раисы Моисеенко стоит рядом с костелом. В детстве она играла там с друзьями в войну — прятались от немцев: «Возводили костел так. Чтобы доставить глиняные кирпичи строителям, люди выстраивались в длинный ручеек и передавали их из рук в руки. В раствор для прочности добавляли куриные яйца, творог и известь — сделали так, что кирпич не оторвешь».
Муж Раисы Тимофеевны Василий Моисеенко, в прошлом тракторист, подтверждает:
— В 60-е годы прошлого века костел пытались разобрать. Подогнали несколько тракторов, зацепили тросами три колонны, стоящие немного впереди храма, но только их и смогли разрушить. Само здание не поддалось. Не смогли его разбить и ковшами, только небольшую дыру в стене проковыряли.
Хотя слухи о прочности костела в народе нередко преувеличивают. По одной из легенд, в Великую Отечественную войну в крышу попал вражеский снаряд. Дыру в потолке проделал, а здание даже не пошатнулось. Только все это сказки, считает Раиса Тимофеевна:
— А что склепы в костеле были, правда. Наша семья вместе с другими сельчанами пряталась от немецких солдат в шести глубоких полукруглых нишах под стеной. В укрытии сидели долго — дети, женщины, несколько мужчин. Кто-то даже коз привел. Под утро пришли советские разведчики и кричат: «Мы немцев прогнали — опасности больше нет. Выходите и топите печи».
Костел над могильными склепами панского рода Цехановецких возвели в Каничах еще в начале XIX века.
Винокурня с паровой машиной
Винокурня в Каничах появилась в 1850 году. Цехановецкие производили там почти 121 тысячу ведер вина в год. Заполняли фамильные погреба, а остатки сбывали в винной лавке. Нынешнему зданию более 100 лет. Кирпичная постройка с паровой машиной внутри сменила деревянную в 1914 году. Винокурня одноэтажная, но в центре вырастает до двух этажей. На главном и тыльном фасадах выступают ризалиты. Большие окна с завершающими частями колонны обрамлены наличниками с декоративным замковым камнем. Увенчано здание развитым карнизом и парапетом с фиалами. А вот первоначальная анфиладная планировка осталась в истории.
После того как винокурня перестала работать, ее приспособили под мастерские для ремонта сельхозтехники. Жительница деревни Надежда Бондарева рассказывает, что в советское время жизнь там била ключом:
— На машинно-тракторную станцию со всего района приезжали механизаторы и водители, работала школа трактористов. Позже для этих целей построили новое здание, но это больше никому не пригодилось.
Надежда Бондарева и Раиса Моисеенко.
СПРАВКА «СГ»
Каничи — одна из старейших деревень Костюковичского района, впервые упоминается в письменных источниках 1511 года. Была центром принадлежавшего белорусско-польскому роду Цехановецких передового поместья. В XIX веке в его состав входило 13 деревень, 6 тысяч десятин земли.
Современные Каничи, где проживает менее 200 человек, считаются неперспективной деревней, несмотря на построенный здесь менее 10 лет назад крупный животноводческий комплекс.
solovieva@sb.by
Фото автора