Госучреждения и общественная организация объединились для возрождения канала Огинского в Слониме
24.09.2018 10:04:00
Катерина ЧАРОВСКАЯ
Проект реконструкции малого канала Огинского в Слониме разрабатывается по заданию Гродненского облисполкома. Возрождение водной артерии запланировано как часть подготовки города ко Дню белорусской письменности, который пройдет здесь в будущем году. Судоходным, как в лучшие свои годы, канал не станет. Однако, возможно, уникальная культурно–историческая ценность, связанная с именем знаменитого гетмана–интеллектуала и мецената Михала Казимира Огинского, будет любимым местом отдыха горожан и гостей Слонима.
Узкая лента канала Огинского, как туго натянутая блестящая струна, прорезает центр города. Здесь нет хитро вьющихся излучин и укромных тенистых бухточек. Водная артерия была обустроена в XVIII веке по указу гетмана Михала Казимира Огинского для организации судоходства. Планируя индустриальное и культурное развитие города, он задумал сделать так, чтобы Слоним оказался частью торгового пути от Балтийского к Черному морю. Амбициозный план удалось осуществить за 18 лет — в 1783 году 54–километровый участок канала, соединивший притоки Немана и Припяти, был сдан в эксплуатацию, а небольшой провинциальный городок получил статус портового и стал стремительно развиваться.
Жители Слонима верят: Огинский был настолько захвачен идеей строительства нового водного пути, что вкладывал в ее реализацию собственные средства и даже влез в долги и был вынужден продать свою гетманскую булаву. Уважение к влиятельному земляку не могут поколебать даже документальные свидетельства того, что своего символа гетманской власти тот лишился во время бегства с поля боя в сентябре 1771 года под Миром в битве с войсками русского полководца Александра Суворова.
Период, когда в Слониме жил Михал Казимир Огинский, стал самым ярким в истории города. Индустриализация, появление водопровода, типографии, именитые гости, изумительные водные феерии и театральные представления на канале... Не зря в то время Слоним называли полесскими Афинами.
Время шло, и канал терял свою значимость. После прокладки железной дороги торговцы и путешественники все реже выбирали водный маршрут. Во время Первой мировой и Великой Отечественной войн большой канал был сильно поврежден, а гидротехнические сооружения — разрушены. Малый, слонимский, канал, который больше не использовался под судоходство, обмелел, зарастая тиной. У берегов почти на метр в высоту выступили 250–летние сваи, которыми строители укрепляли землю. Местная жительница Раиса Сеч еще помнит времена, когда здесь была лодочная станция, а она ребенком занималась греблей на байдарках:
— Тогда еще свай из–под воды не было видно. Люди с мостика в воду ныряли. Раньше здесь всегда собиралось много молодежи. Летом плавали, на танцы в парк ходили. Зимой на лыжах катались. Мы очень воодушевились идеей возрождения канала. Да и уже видны изменения: берега стали чище, проложили асфальтовую дорожку на набережной, а то раньше ноги переломать можно было.
Первыми о необходимости привести канал в порядок заговорили городские энтузиасты. Пенсионер Иван Водейко очень надеялся на то, что прибрежную зону отдыха восстановят к областным «Дажынкам–2014», проходившим в Слониме. Сделано тогда для города было немало, но канал остался без внимания. Более того, тяжелая строительная техника разбила утоптанные дорожки вдоль водоема, и даже прогуляться здесь стало затруднительно для людей в возрасте:
Имея опыт административной работы, Иван Павлович привык решать проблемы. Поэтому сразу стал заниматься формированием общественного объединения «Слоним. Канал Огинского». Инициативу поддержал райисполком. Членами объединения стали влиятельные руководители района, жители города и пенсионеры. Мой собеседник не без гордости демонстрирует результаты своей работы: очищено дно и берега на 210 метрах канала, откосы засеяны травой, проложена аккуратная асфальтовая дорожка. Самую существенную помощь оказал «Белтелеком». Благодаря ей удалось сделать многое.
— Главное — восстановить набережную: скамейки, урны, цветочницы, зонтики. Аллеи молодоженов и новорожденных появятся сами собой. Женятся, становятся родителями — сажают дерево. Есть добротное здание на берегу, здесь может быть прокат спортинвентаря: роллеры, коньки, лыжи, велосипеды. Хотелось бы восстановить пристань в районе улицы Огинского для лодок и катамаранов, обустроить сходни к воде, купальню–окунальню. Плавать здесь не интересно — в лучшие годы глубина около метра, а сейчас и вовсе 50 сантиметров. А вот цивилизованно окунуться зимой — почему нет?
Есть у Ивана Павловича и вовсе фантастическая мечта: привести в порядок живописно изломанное русло высыхающей Щары, соединяющейся с каналом. Сейчас там болото и комары, а может появиться романтический водный маршрут с цепью озер на фоне дендропарка. Сейчас 80–летний пенсионер пытается убедить международные экологические организации выделить средства на воплощение этой идеи. В ответ пока молчание. И все же энтузиасту удалось сдвинуть с места процесс реконструкции самого канала. Начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Гродненского облисполкома Александр Версоцкий перечислил направления, в которых ведутся проектные работы за счет областного бюджета:
— Намечается обустройство пешеходных дорожек, мощение, около 2 километров — велосипедная дорожка. У нас есть желание сделать как можно больше, но объемы предполагаемых работ будет диктовать смета, которая сложится на основании проектных документов.
Предполагается, что реконструкция зоны отдыха в районе канала Огинского в Слониме войдет в областную инвестиционную программу на следующий год.
charovskaya@sb.by
Фото автора.
Узкая лента канала Огинского, как туго натянутая блестящая струна, прорезает центр города. Здесь нет хитро вьющихся излучин и укромных тенистых бухточек. Водная артерия была обустроена в XVIII веке по указу гетмана Михала Казимира Огинского для организации судоходства. Планируя индустриальное и культурное развитие города, он задумал сделать так, чтобы Слоним оказался частью торгового пути от Балтийского к Черному морю. Амбициозный план удалось осуществить за 18 лет — в 1783 году 54–километровый участок канала, соединивший притоки Немана и Припяти, был сдан в эксплуатацию, а небольшой провинциальный городок получил статус портового и стал стремительно развиваться.
Жители Слонима верят: Огинский был настолько захвачен идеей строительства нового водного пути, что вкладывал в ее реализацию собственные средства и даже влез в долги и был вынужден продать свою гетманскую булаву. Уважение к влиятельному земляку не могут поколебать даже документальные свидетельства того, что своего символа гетманской власти тот лишился во время бегства с поля боя в сентябре 1771 года под Миром в битве с войсками русского полководца Александра Суворова.
Время шло, и канал терял свою значимость. После прокладки железной дороги торговцы и путешественники все реже выбирали водный маршрут. Во время Первой мировой и Великой Отечественной войн большой канал был сильно поврежден, а гидротехнические сооружения — разрушены. Малый, слонимский, канал, который больше не использовался под судоходство, обмелел, зарастая тиной. У берегов почти на метр в высоту выступили 250–летние сваи, которыми строители укрепляли землю. Местная жительница Раиса Сеч еще помнит времена, когда здесь была лодочная станция, а она ребенком занималась греблей на байдарках:
— Тогда еще свай из–под воды не было видно. Люди с мостика в воду ныряли. Раньше здесь всегда собиралось много молодежи. Летом плавали, на танцы в парк ходили. Зимой на лыжах катались. Мы очень воодушевились идеей возрождения канала. Да и уже видны изменения: берега стали чище, проложили асфальтовую дорожку на набережной, а то раньше ноги переломать можно было.
Первыми о необходимости привести канал в порядок заговорили городские энтузиасты. Пенсионер Иван Водейко очень надеялся на то, что прибрежную зону отдыха восстановят к областным «Дажынкам–2014», проходившим в Слониме. Сделано тогда для города было немало, но канал остался без внимания. Более того, тяжелая строительная техника разбила утоптанные дорожки вдоль водоема, и даже прогуляться здесь стало затруднительно для людей в возрасте:
Иван Водейко.
— С этой проблемой 3 года назад я обратился к заместителю председателя Гродненского облисполкома Владимиру Дешко. Он мне объяснил, что средств на реконструкцию канала у области нет. И подсказал идею — если найдутся неравнодушные люди, готовые привлекать спонсорские средства, дело может сдвинуться с мертвой точки.Имея опыт административной работы, Иван Павлович привык решать проблемы. Поэтому сразу стал заниматься формированием общественного объединения «Слоним. Канал Огинского». Инициативу поддержал райисполком. Членами объединения стали влиятельные руководители района, жители города и пенсионеры. Мой собеседник не без гордости демонстрирует результаты своей работы: очищено дно и берега на 210 метрах канала, откосы засеяны травой, проложена аккуратная асфальтовая дорожка. Самую существенную помощь оказал «Белтелеком». Благодаря ей удалось сделать многое.
— Главное — восстановить набережную: скамейки, урны, цветочницы, зонтики. Аллеи молодоженов и новорожденных появятся сами собой. Женятся, становятся родителями — сажают дерево. Есть добротное здание на берегу, здесь может быть прокат спортинвентаря: роллеры, коньки, лыжи, велосипеды. Хотелось бы восстановить пристань в районе улицы Огинского для лодок и катамаранов, обустроить сходни к воде, купальню–окунальню. Плавать здесь не интересно — в лучшие годы глубина около метра, а сейчас и вовсе 50 сантиметров. А вот цивилизованно окунуться зимой — почему нет?
Есть у Ивана Павловича и вовсе фантастическая мечта: привести в порядок живописно изломанное русло высыхающей Щары, соединяющейся с каналом. Сейчас там болото и комары, а может появиться романтический водный маршрут с цепью озер на фоне дендропарка. Сейчас 80–летний пенсионер пытается убедить международные экологические организации выделить средства на воплощение этой идеи. В ответ пока молчание. И все же энтузиасту удалось сдвинуть с места процесс реконструкции самого канала. Начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Гродненского облисполкома Александр Версоцкий перечислил направления, в которых ведутся проектные работы за счет областного бюджета:
— Намечается обустройство пешеходных дорожек, мощение, около 2 километров — велосипедная дорожка. У нас есть желание сделать как можно больше, но объемы предполагаемых работ будет диктовать смета, которая сложится на основании проектных документов.
Предполагается, что реконструкция зоны отдыха в районе канала Огинского в Слониме войдет в областную инвестиционную программу на следующий год.
charovskaya@sb.by
Фото автора.