Каковы перспективы Украины в 2015 году?
17.12.2014 12:57:12
2014 год стал для Украины годом «неудавшейся» революции и изменения границ считавшегося суверенным государства. 2015 год обещает стать настоящим поворотным моментом в истории страны. Проведение жизненно важных политических и экономических реформ и затянувшийся конфликт в Донбассе означают то, что Киеву сегодня приходится вести борьбу на два фронта. В следующем году это так и останется ключевым фактором в национальной политике.
Необходимость политических и экономических реформ
В первую очередь это касается реализации реформ правительством. Хотя сейчас и говорят о реформах, нет единого мнения о том, какие из них нужно проводить в первую очередь (бюджет на 2015 год уже становится серьезным источником проблем). К числу самых значимых стоит отнести:
— Реформу пенсионной системы, которая может вызвать серьезнейшее недовольство в обществе в 2015 году.
— Структуризацию правового государства и реформу госсектора: реформы полиции, тюремной системы, государственного управления, углубление антикоррупционных законов и т. д.
— Кардинальное переустройство судебной системы, которое тянется еще с эры Януковича и играет ключевую роль в соглашении об ассоциации с Европейским Союзом. Украина должна была бы уже провести реформу, чтобы добиться подписания этого договора с ЕС.
— Модернизацию вооруженных сил: парламентская коалиция намеревается направить на оборону 3% ВВП, что кажется недостаточным для ведущей войну страны с обескровленной армией. Стоит отметить, что последняя партия военного оборудования была поставлена США в ноябре во время визита Джо Байдена.
— Ключевые меры коалиции: децентрализация, возвращение Крыма (Москва не будет даже обсуждать его в 2015 году) и присоединение к НАТО (о нем не будет идти и речи, по крайней мере, до урегулирования вопроса Донбасса).
Таким образом, в 2015 году правительству придется проявить себя, а в противном случае его ждет волна недовольства гражданских активистов Майдана. По факту темп принятия реформ будет во многом зависеть от способности Рады нормально работать без препятствий со стороны оппозиции, которая воспользуется немногими оставшимися в ее распоряжении административными ресурсами, чтобы разрушить коалицию и конституционное большинство. Все эти факторы неопределенности затормозят проведение реформ, которые будут реализовываться поступательным образом, медленно, но верно. Кроме того, все эти реформы тесно связаны между собой и должны координироваться друг с другом: именно в этом плане и возникнут проблемы в 2015 году в том смысле, что будет непросто решить, какие реализовывать в первую очередь. Таким образом, в следующем году может появиться нечто вроде «соревнования за приоритетность» в зависимости от интересов руководства и распределения задач внутри коалиции.
Экономика: деньги в обмен на реформы или наоборот?
В 2015 году речь как никогда пойдет о спасении украинской экономики и ее возвращении на путь роста. Последние девять месяцев международное сообщество предоставляет Киеву прожиточный минимум в займах и финансировании, который позволяет предотвратить неизбежный дефолт и полное крушение страны.
9 декабря в МВФ заявили, что для поддержки украинской экономики потребуется 15 миллиардов долларов в дополнение к еще более чем 17 миллиардам помощи, которые были обозначены в плане действий в апреле 2014 года. В начале декабря этого года Европейский Союз также выделил 500 миллионов евро в форме кредитов, которые стали частью составленной в марте программы помощи в 1,6 миллиарда.
2015 год будет ключевым в плане принятия экономических решений. Потребуется провести глубокие реформы на фоне жесткой экономии в связи с поставленными Международным валютным фондом и Всемирным банком условиями, а также соблюдением критериев экономической части соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Считается, что Украину ожидает по меньшей мере пять лет экономического застоя, а макроэкономические показатели страны сегодня находятся на уровне 1990-х годов.
Чтобы удержаться на плаву, Украине потребуется более 40 миллиардов долларов помощи, а международные кредиторы требуют принятия мер жесткой экономии, которые могут повлечь за собой волны народного недовольства в следующем году. Наиболее болезненные темы — это заморозка повышения зарплат и программ социальной помощи, пенсионная реформа, рост безработицы и отсутствие иностранных инвестиций для восстановления экономики.
Кроме того, 2015 год может стать годом нового газового кризиса между Киевом и Москвой, так как в марте официально истекает срок действия соглашения по газу, которое было подписано двумя государствами 30 октября под эгидой Европейского Союза. В обмен на незамедлительную выплату Газпрому 1,45 миллиарда по долгам Москва согласилась на возобновление поставок газа в Киев на условиях предоплаты (так уже выстраиваются отношения со всеми европейскими странами). В результате Украина перечислила России две трети помощи МВФ и ЕС, что стало настоящей пощечиной для европейских и международных ведомств. Для справки, поставки российского газа возобновились 9 декабря после полугодового перерыва.
Помимо шантажа с поставками газа Москва может попытаться и выторговать для себя повышение цены, которая для Киева уже и так высока. Сейчас Украина платит 378-375 долларов за тысячу кубометров, тогда как в среднем по ЕС речь идет о 304 долларах.
Безопасность Украины на чаше весов
Помимо реформ в 2015 году Украине придется решить вопрос ее отношений с Россией и длящегося уже больше семи месяцев конфликта в Донбассе. Перспектива мирного урегулирования с сепаратистской Донецкой народной республикой и Луганской народной республикой становится все отдаленнее день ото дня. Конфликт же в свою очередь все дальше углубляется в логику позиционной войны, в которой воюющие стороны все глубже окапываются и все больше готовы идти до конца. Украине придется пройти через фазу переговоров или по крайней мере открытости с Россией, что представляет собой потенциальный источник трений в украинском правительстве. Москва в свою очередь не собирается давать задний ход.
Стабилизация или возвращение Донбасса?
Стратегические вопросы 2015 года имеют тем большее значение для Киева, что президент Порошенко поставил возвращение Крыма в число своих приоритетов. Однако в перспективе того, что Крым сейчас определенно стал российским, окончательная потеря двух восточных областей стала бы первым политическим провалом властей и дополнительным фактором недовольства населения. Подобная стратегия опасна для Порошенко в том плане, что его воинственная позиция может породить недовольство и потерю народной поддержки в том случае, если (что вполне вероятно) армия окажется не в состоянии вернуть Донбасс.
Невозможность склонить позицию Москвы по крымскому вопросу подтолкнет киевское правительство к тому, чтобы сосредоточиться в 2015 году исключительно на возвращении Донбасса по логике борьбы до победного конца. В конечном итоге Киеву придется иметь дело с фактическим разделом территории страны.
В начале 2015 года ситуация на востоке Украины будет становится все неустойчивее. В начале декабря в окрестностях Донецка перестрелки и обстрелы стали обычным делом. Это связано с попыткой вторжения вооруженных сил и артиллерийским огнем по удерживаемым мятежниками стратегическим точкам. Несмотря на проведение 9 декабря «дня тишины» (своего рода перемирие), в ближайшие месяцы бои продолжат идти своим чередом.
Как бы то ни было, активная фаза боев пока что закончена: зима в буквальном смысле «заморозит» линию фронта в ее нынешней позиции, а Москва ориентируется в первую очередь на дипломатическую борьбу за признание восточных «республик». 19 ноября кабинет министров утвердил президентский указ об односторонней демаркации границы между Украиной и Россией: создание укрепленной линии фронта еще больше «замораживает» конфликт и увеличивает его продолжительность. Движение войск если и возобновится, то не ранее весны 2015 года.
К тому же такая выжидательная позиция обеих сторон несет в себе большой дестабилизационный потенциал по отношению к украинским вооруженным силам, учитывая, что обе стороны конфликта придерживаются логики позиционной войны. «Контртеррористические» операции не смогли выполнить поставленную задачу по быстрому возвращению позиций на востоке и ликвидации сепаратистских настроений.
Как вести себя с Москвой?
Ситуация в Донбассе является для Кремля свершившимся фактом, и теперь ему придется решать вопрос с просьбами двух республик о присоединении к Российской Федерации в 2015 году. Их пусть даже фиктивная независимость продлится недолго.
Отныне лидеры сепаратистов призывают к формированию «нового статуса» на основании равной и двусторонней договоренности с Киевом в рамках минской контактной группы, а также пересмотру протокола о перемирии 5 сентября в том ключе, чтобы тот де факто гарантировал признание донбасских республик. В 2015 году Россия будет пытаться укрепить официальную дипломатическую роль лидеров сепаратистов (они присутствуют за столом переговоров с июня этого года) и подчеркивать необходимость прямого диалога Киева и мятежников (предпочтительно при посредничестве Москвы).
В то же время Москва не придерживается логики быстрого урегулирования конфликта. Она позволяет ситуации обостриться и создает такие условия жизни, при которых Донбасс будет практически невозможно вернуть в состав Украины без экономических жертв со стороны Киева и работы по формированию доверия между населением разных областей в течение нескольких поколений. Логика гражданской войны все больше выходит на первый план, и Киеву будет очень непросто воссоздать климат доверительных отношений с жителями востока, которые гибнут под ударами не разбирающих чужих и своих армейских снарядов и возмущаются определением «террористы». Радикальная логика президента, который уже успел заявить о готовности к «тотальной войне» на востоке, плохо сочетается с перспективами послевоенного восстановления и возвращения областей в состав Украины. Кремль прекрасно это понимает, а время играет против Киева по сценарию, который напоминает ситуацию сепаратистскими республиками в Грузии (Абхазия и Южная Осетия) или даже Северную Корею.
Киев и Москва преследуют совершенно разные цели (стремление вернуть мятежные области с одной стороны и необходимость потянуть время с другой), в связи с чем мирные переговоры в рамках минского процесса топчутся на месте.
Украина многое потеряла, и в следующем году ей придется вести переговоры с Россией, то есть неизбежно идти на уступки. Москва в свою очередь будет разыгрывать карту примирения без реальных дипломатических подвижек, постепенно ставить своих людей на дипломатической арене и проталкивать признание мятежных областей.
Подведем итоги:
В политическом плане 2015 году будет определяться ритмом структурных реформ и в первую очередь децентрализации под контролем вышедшего из Майдана гражданского общества. Кроме того, не исключено и возникновение трений в занявшей большинство в парламенте «проевропейской» коалиции и в отношениях президента Порошенко с премьером Яценюком.
В экономическом плане 2015 год окажется очень суровым с точки зрения выживания оказавшейся на грани дефолта страны и ее способности провести реформы, которые поставлены условием для получения международных займов. Нужно будет восстановить экономический рост на неопределенных пока что опорах и справиться с вероятным газовым кризисом весной 2015 года.
В стратегическом и оборонном плане Киеву придется иметь дело одновременно с «заморозкой» конфликта в Донбассе и усилением давления Москвы. Хотя Крым, как кажется, окончательно «уплыл», вопрос восточных «республик» все еще остается открытым и Украине нужно будет дать отпор российским соседям, если она хочет избежать полной потери этих областей.
Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.