Почему Вильгельмина Шабуцкая, уроженка Миорщины и жительница немецкого Ансбаха, каждый год спешит на свою родину
16.09.2021 08:08:00
«9 августа прошлого года... Меня весь день не покидало ощущение тревоги. Постоянно слушала песни о Беларуси, успокаивая себя мыслью, что народ, сложивший такие песни, так проникновенно их поющий, не может сделать неверный выбор». Так у себя на странице в Facebook высказалась белоруска по происхождению, жительница немецкого Ансбаха Вильгельмина ШАБУЦКАЯ. Приехав к родственникам в Беларусь, она не преминула заглянуть в Дом прессы, в том числе в редакцию «Сельской газеты», чтобы поделиться впечатлениями о жизни на Западе и Востоке, рассказать о своей борьбе на информационном фронте, а также о мнимых «перспективах», которые ждут соотечественников в Германии.
– Когда в 1990-е годы рушилась моя Родина — Советский Союз, наше поколение практически ничего не сделало, чтобы этому помешать. Нас поглотили заботы о выживании, работа, добывание денег… Развал прошел для советского человека болезненно и как-то незаметно: очнулись, а страны нет. После событий лета прошлого года в Беларуси мне показалось, что еще одна моя Родина рушится на глазах. Ее хотят разделить на части, в первую очередь из-за выгодного географического положения, служащего буфером между Европой и Россией. Знала, что в опасности страна, где сохранились человеческие ценности, где тихо и спокойно, люди едят нормальные продукты, живут привычной жизнью. Некоторые соотечественники, которым так ловко запудрили мозг, не понимали, что обещанных благ не будет никогда. Придет лишь зло, в том числе для моей мамы, родственников, друзей, знакомых, живущих в Беларуси. Я посчитала, что должна сделать хотя бы что-то. Но так как находилась далеко, могла воздействовать только словом, — вспоминает Вильгельмина Альбертовна.
Когда патриотка начала размещать в социальной сети проникновенные посты в поддержку действующей власти, сразу получила обратную связь. Приходили письма от мирно настроенных соотечественников, которые признавались: им не хочется жить в обстановке, когда оппозиция налево и направо размахивает бчб-полотнами, строит баррикады, несется на автомобилях с неумолкающим клаксоном, орет лозунги и исписывает в бчб-цвета все, что видит на своем пути. Так называемые оппозиционеры провозглашают западные ценности. И вот человек, живущий на Западе, пишет совершенно другое. Это особый голос, который смог многое рассказать.
— Письма от обычных белорусов, их откровения были для меня как глоток свежего воздуха. Я поняла, что не могу молчать. Ведь только рисуется, что Запад — здорово и замечательно, а на самом деле много подводных камней. Денег здесь больших никто не получает, а уходят они на кредиты, которые практически у всех, коммуналку, страховки… Медосмотр положен в три года один раз, и это по страховке. Очередь к узкому специалисту приходится порой ждать до трех месяцев. Врачей в Германии не хватает. После операции, например, на позвоночнике вас могут выписать на третий день, потому что медициной руководят менеджеры, для которых главная цель — это зарабатывание денег, но никак не ваше здоровье. Хотите, чтобы ваши дети бегали в школу и детсад с ссобойками вместо горячих сбалансированных обедов, чтобы вы за рыбалку платили немалые деньги, выучив правила, как надо с рыбой обращаться? Вы хотите за вызов скорой платить 500 евро? — задает риторические вопросы Вильгельмина Шабуцкая.
На информационном фронте патриотка получала не только теплые, но и нелепые сообщения. Так как она далеко и физической расправой не пригрозишь, змагары пошли оккультным путем.
— Грозили колдунами, ворожеями. Я даже сохранила часть писем. С друзьями из Казахстана вместе смеялись над этими опусами. «Я колдун в таком-то поколении, с вами случится то и то». Сначала подумала: уж не оккультисты ли эти демонстранты, непонятно во что верящие? Потом поняла: большинство — молодежь, которая следует стадному инстинкту. Вообще, молодости характерно бунтарство, все революции в основном делались молодым поколением. Но ради чего бороться? На Западе белорусы и даром никому не нужны. Все места, на которые они могут претендовать (нянек, прислуги, попу помыть немцам), заняты прибалтами, югославами, венграми, румынами. Чужая интеллектуальная собственность здесь тоже не нужна, своих хватает. Вы знаете, как трудится в три смены здешний рабочий, который рад добраться до дивана? В выходные слегка отдохнет, пива выпьет, колбаску баварскую съест. Когда все заведения закрыли на карантин, немцу и вовсе пришло горе. О каких западных свободах речь? На несанкционированном митинге в Европе упакуют в два счета, жестко и конкретно, — замечает Вильгельмина Шабуцкая.
Порой мы не ценим наше социально ориентированное государство, построенное для народа. А вместе с ним не только высокие достижения, но и простые вещи, которые у нас есть.
— По приезде в Беларусь с земляками делюсь впечатлениями, мол, какой у вас вкусный хлеб! Им кажется это обыденным. И это вы еще не пробовали невкусного. В Германии он делается из полуфабрикатов, надолго замороженных, которые потом доводятся до золотистого цвета в духовке. Земляки привыкли сетовать, меж тем по две машины в гараже, дома, квартиры, обстановка… «Хотим жить, как в Немеччине». Но славяне — другой народ, уже по факту рождения мы не будем одинаковыми. Если немцу сказали прокопать десять шагов, он столько и прокопает, сказали по шляпке гвоздя ударить десять раз, он и ударит, а русский человек трижды ударил — шляпка вошла, какой смысл стучать дальше? И к тому же эмигранты никогда не будут равны местным немцам. Пять миллионов казахстанских немцев выехало в Германию во времена перестройки, но до сих пор их называют русаками, — рассуждает Вильгельмина Шабуцкая.
…Когда-то, в 1812 году, ее предок Антон Закревский пришел вместе с войсками Наполеона из Польши и основал хутор Колганово на Миорщине. Назвал его так из-за колгана — растения на берегу местного озера. В Миорах у Вильгельмины Альбертовны живет мама, родственники, друзья… В 12-летнем возрасте с семьей уехала в Казахстан, там закончила школу. Будучи старшей вожатой в пионерском лагере Вильгельмина познакомилась со своим будущим мужем, немцем по национальности, который проходил практику как учитель физической культуры. Знакомство переросло в любовь, и молодые люди поженились. Когда во времена перестройки местные немцы начали массово уезжать в Германию, Вильгельмина Шабуцкая за мужем поехала не сразу. Казахстан успел стать ей второй родиной, работала здесь заместителем главы района, однако «заболел» Германией 12-летний сын, побывав у папы в гостях. В результате к отцу отправила его одного. А со временем материнские чувства пересилили. Переехала сама, но ностальгия одолевает. Потому каждый год спешит в Беларусь.
«Здравствуй, Родина! Как красива белорусская земля, какие дороги замечательные! Пограничники, таможенники — молодые, внимательные, компетентные! Какой вкусный белорусский хлеб, как он пахнет! Особый восторг и удивление вызвала парковка для автодомов с подключением к электричеству на автозаправке. Такого в Германии нет! Беларусь, ты лучшая! Родина, горжусь тобой!» — очередной августовский пост на странице Вильгельмины Шабуцкой.
А вот еще один:
«Какие молодцы белорусы! Какой молодец наш Президент! Два года не была дома, а сколько положительных изменений — новые дороги, дома, придорожный сервис. А какое изобилие в магазинах! Огромный выбор хлеба, булочек, колбас, молочных продуктов. Косметика, бытовые товары самые разные — на любой кошелек. Всего не перечесть! Муж вчера сказал: «Да-а, «плохо» живут белорусы».
— В Германии два с половиной месяца ждала приема к окулисту, хотя у меня страховка. В Беларуси попала с первого раза. Впервые увидела, чтобы терапевт скрупулезно мне объясняла каждый анализ, причем без заискиваний. Такой подход абсолютно ко всем… И это сущность белорусской души. Потому не смогла остаться в стороне, когда душу эту хотели раздробить на части. Пишу, что чувствую, информационную борьбу веду на совесть, никогда не запутаюсь, ведь говорю это сейчас и буду говорить всегда. Это убеждения мои, моего мужа, сына и родственников. Здесь, в Германии, переселенцы из бывшего Советского Союза отзываются о белорусском Президенте только в превосходной степени, глубоко уважают и восхищаются им.
«Палец скользит по экрану мобильного, сайт «Одноклассники», мелькают лица, разные наименования городов, стран. Лица моего поколения, лица тех, кто родился и рос в Советском Союзе, кто знал, что такое дружба и честь, совесть и правда; лица тех, кто восторженно слушал речи Горбачева, ведущего страну в пропасть; лица тех, кто помог прийти к власти негодяям, разрушившим нашу великую страну. Я смотрю на свое поколение в отдалении и понимаю, что это мы сдали все, что было завоевано нашими дедами, мы предали их победу», — очередное сообщение в социальной сети Вильгельмины Шабуцкой. Она затеяла эту информационную борьбу, чтобы впредь ничего подобного не случилось, и чтобы славную Победу, доставшуюся кровью и жизнью прадедов, на этот раз смогли пронести достойно.
basikirskaya@sb.by
– Когда в 1990-е годы рушилась моя Родина — Советский Союз, наше поколение практически ничего не сделало, чтобы этому помешать. Нас поглотили заботы о выживании, работа, добывание денег… Развал прошел для советского человека болезненно и как-то незаметно: очнулись, а страны нет. После событий лета прошлого года в Беларуси мне показалось, что еще одна моя Родина рушится на глазах. Ее хотят разделить на части, в первую очередь из-за выгодного географического положения, служащего буфером между Европой и Россией. Знала, что в опасности страна, где сохранились человеческие ценности, где тихо и спокойно, люди едят нормальные продукты, живут привычной жизнью. Некоторые соотечественники, которым так ловко запудрили мозг, не понимали, что обещанных благ не будет никогда. Придет лишь зло, в том числе для моей мамы, родственников, друзей, знакомых, живущих в Беларуси. Я посчитала, что должна сделать хотя бы что-то. Но так как находилась далеко, могла воздействовать только словом, — вспоминает Вильгельмина Альбертовна.
Когда патриотка начала размещать в социальной сети проникновенные посты в поддержку действующей власти, сразу получила обратную связь. Приходили письма от мирно настроенных соотечественников, которые признавались: им не хочется жить в обстановке, когда оппозиция налево и направо размахивает бчб-полотнами, строит баррикады, несется на автомобилях с неумолкающим клаксоном, орет лозунги и исписывает в бчб-цвета все, что видит на своем пути. Так называемые оппозиционеры провозглашают западные ценности. И вот человек, живущий на Западе, пишет совершенно другое. Это особый голос, который смог многое рассказать.
— Письма от обычных белорусов, их откровения были для меня как глоток свежего воздуха. Я поняла, что не могу молчать. Ведь только рисуется, что Запад — здорово и замечательно, а на самом деле много подводных камней. Денег здесь больших никто не получает, а уходят они на кредиты, которые практически у всех, коммуналку, страховки… Медосмотр положен в три года один раз, и это по страховке. Очередь к узкому специалисту приходится порой ждать до трех месяцев. Врачей в Германии не хватает. После операции, например, на позвоночнике вас могут выписать на третий день, потому что медициной руководят менеджеры, для которых главная цель — это зарабатывание денег, но никак не ваше здоровье. Хотите, чтобы ваши дети бегали в школу и детсад с ссобойками вместо горячих сбалансированных обедов, чтобы вы за рыбалку платили немалые деньги, выучив правила, как надо с рыбой обращаться? Вы хотите за вызов скорой платить 500 евро? — задает риторические вопросы Вильгельмина Шабуцкая.
На информационном фронте патриотка получала не только теплые, но и нелепые сообщения. Так как она далеко и физической расправой не пригрозишь, змагары пошли оккультным путем.
— Грозили колдунами, ворожеями. Я даже сохранила часть писем. С друзьями из Казахстана вместе смеялись над этими опусами. «Я колдун в таком-то поколении, с вами случится то и то». Сначала подумала: уж не оккультисты ли эти демонстранты, непонятно во что верящие? Потом поняла: большинство — молодежь, которая следует стадному инстинкту. Вообще, молодости характерно бунтарство, все революции в основном делались молодым поколением. Но ради чего бороться? На Западе белорусы и даром никому не нужны. Все места, на которые они могут претендовать (нянек, прислуги, попу помыть немцам), заняты прибалтами, югославами, венграми, румынами. Чужая интеллектуальная собственность здесь тоже не нужна, своих хватает. Вы знаете, как трудится в три смены здешний рабочий, который рад добраться до дивана? В выходные слегка отдохнет, пива выпьет, колбаску баварскую съест. Когда все заведения закрыли на карантин, немцу и вовсе пришло горе. О каких западных свободах речь? На несанкционированном митинге в Европе упакуют в два счета, жестко и конкретно, — замечает Вильгельмина Шабуцкая.
Порой мы не ценим наше социально ориентированное государство, построенное для народа. А вместе с ним не только высокие достижения, но и простые вещи, которые у нас есть.
— По приезде в Беларусь с земляками делюсь впечатлениями, мол, какой у вас вкусный хлеб! Им кажется это обыденным. И это вы еще не пробовали невкусного. В Германии он делается из полуфабрикатов, надолго замороженных, которые потом доводятся до золотистого цвета в духовке. Земляки привыкли сетовать, меж тем по две машины в гараже, дома, квартиры, обстановка… «Хотим жить, как в Немеччине». Но славяне — другой народ, уже по факту рождения мы не будем одинаковыми. Если немцу сказали прокопать десять шагов, он столько и прокопает, сказали по шляпке гвоздя ударить десять раз, он и ударит, а русский человек трижды ударил — шляпка вошла, какой смысл стучать дальше? И к тому же эмигранты никогда не будут равны местным немцам. Пять миллионов казахстанских немцев выехало в Германию во времена перестройки, но до сих пор их называют русаками, — рассуждает Вильгельмина Шабуцкая.
…Когда-то, в 1812 году, ее предок Антон Закревский пришел вместе с войсками Наполеона из Польши и основал хутор Колганово на Миорщине. Назвал его так из-за колгана — растения на берегу местного озера. В Миорах у Вильгельмины Альбертовны живет мама, родственники, друзья… В 12-летнем возрасте с семьей уехала в Казахстан, там закончила школу. Будучи старшей вожатой в пионерском лагере Вильгельмина познакомилась со своим будущим мужем, немцем по национальности, который проходил практику как учитель физической культуры. Знакомство переросло в любовь, и молодые люди поженились. Когда во времена перестройки местные немцы начали массово уезжать в Германию, Вильгельмина Шабуцкая за мужем поехала не сразу. Казахстан успел стать ей второй родиной, работала здесь заместителем главы района, однако «заболел» Германией 12-летний сын, побывав у папы в гостях. В результате к отцу отправила его одного. А со временем материнские чувства пересилили. Переехала сама, но ностальгия одолевает. Потому каждый год спешит в Беларусь.
«Здравствуй, Родина! Как красива белорусская земля, какие дороги замечательные! Пограничники, таможенники — молодые, внимательные, компетентные! Какой вкусный белорусский хлеб, как он пахнет! Особый восторг и удивление вызвала парковка для автодомов с подключением к электричеству на автозаправке. Такого в Германии нет! Беларусь, ты лучшая! Родина, горжусь тобой!» — очередной августовский пост на странице Вильгельмины Шабуцкой.
А вот еще один:
«Какие молодцы белорусы! Какой молодец наш Президент! Два года не была дома, а сколько положительных изменений — новые дороги, дома, придорожный сервис. А какое изобилие в магазинах! Огромный выбор хлеба, булочек, колбас, молочных продуктов. Косметика, бытовые товары самые разные — на любой кошелек. Всего не перечесть! Муж вчера сказал: «Да-а, «плохо» живут белорусы».
— В Германии два с половиной месяца ждала приема к окулисту, хотя у меня страховка. В Беларуси попала с первого раза. Впервые увидела, чтобы терапевт скрупулезно мне объясняла каждый анализ, причем без заискиваний. Такой подход абсолютно ко всем… И это сущность белорусской души. Потому не смогла остаться в стороне, когда душу эту хотели раздробить на части. Пишу, что чувствую, информационную борьбу веду на совесть, никогда не запутаюсь, ведь говорю это сейчас и буду говорить всегда. Это убеждения мои, моего мужа, сына и родственников. Здесь, в Германии, переселенцы из бывшего Советского Союза отзываются о белорусском Президенте только в превосходной степени, глубоко уважают и восхищаются им.
«Палец скользит по экрану мобильного, сайт «Одноклассники», мелькают лица, разные наименования городов, стран. Лица моего поколения, лица тех, кто родился и рос в Советском Союзе, кто знал, что такое дружба и честь, совесть и правда; лица тех, кто восторженно слушал речи Горбачева, ведущего страну в пропасть; лица тех, кто помог прийти к власти негодяям, разрушившим нашу великую страну. Я смотрю на свое поколение в отдалении и понимаю, что это мы сдали все, что было завоевано нашими дедами, мы предали их победу», — очередное сообщение в социальной сети Вильгельмины Шабуцкой. Она затеяла эту информационную борьбу, чтобы впредь ничего подобного не случилось, и чтобы славную Победу, доставшуюся кровью и жизнью прадедов, на этот раз смогли пронести достойно.
basikirskaya@sb.by