Психолог о том, зачем и как воспитывать в ребенке человечность
05.10.2021 23:21:00
Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть, утверждают философы, психологи, педагоги, антропологи. Вот почему ребенка следует учить человеколюбию, уважению и бережному отношению к людям, умению заботиться о других. О том, как прививать ребенку гуманистические ценности и воспитывать в нем человечность, рассказала психолог Надежда Георгиева.
Фото носит иллюстративный характер.
«Человечность невозможно представить без доброты и милосердия, уважения и благожелательного отношения к другим людям, способности проявлять сочувствие и сострадать, ответственности и разумной скромности, трудолюбия, стойкости духа», — перечисляет психолог.
Не менее важно умение контролировать свою агрессию. Исследования показывают, что у наших далеких предков уровень гормона тестостерона был гораздо выше, чем у современного человека. Первобытные люди отличались агрессивностью, а вот самоконтроль был развит слабо. С какого-то времени уровень тестостерона в человеческой популяции начал снижаться, что сыграло решающую роль в эволюции. Люди стали кооперироваться, сотрудничать, объединяли свои усилия ради общей цели, помогали друг другу развиваться, начали заниматься искусством.
«Конечно же, чтобы учить и учиться друг у друга, не обойтись без такого качества, как терпимость», — акцентирует Надежда Георгиева.
«Учитель при всем желании не сможет полноценно воспитать личность с гуманистическим мировоззрением, если в семье неблагоприятные условия. Причем совсем не обязательно, чтобы родители были маргиналами. Нередко внешне благополучные родители относятся к ребенку не как к личности и значимому субъекту, а как к объекту, практикуют психологическое насилие, не гнушаются оскорблениями и унижениями. Привить гуманистические ценности ребенку из такой семьи непросто», — говорит специалист.
«Задумайтесь, какой пример вы подаете. Если постоянно позволяете себе повышать голос и наказываете ребенка физически, будьте готовы к тому, что уровень агрессивности у него будет высоким. В детском саду и школе он будет конфликтовать с детьми, на него постоянно будут сыпаться жалобы: толкнул, поцарапал, ударил… Поэтому прежде всего заботьтесь о себе: если чувствуете, что в последнее время постоянно взвинчены и раздражены, сходите к невропатологу, психологу, психиатру», — рекомендует Надежда Георгиева.
Разумеется, не обойтись без бесед о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Также важно учить ребенка не эскалировать конфликты. С одной стороны, он должен усвоить: нельзя терпеть, если нападают, нужно давать отпор. С другой — нежелательно запускать снежный ком агрессии, нужно попытаться выйти из конфликтной ситуации. Например, если вашего ребенка одноклассник хочет задеть обидным словом, а игнорирование не останавливает наглеца, можно попробовать перевести все в шутку: «Что-то ты распалился, остынь, съешь лучше Twix». Не исключено, что назревающий конфликт сойдет на нет, а вот если ваш ребенок ответит агрессией или демонстративно побежит ябедничать, из искры может возгореться пламя.
Какой выход? Способствовать тому, чтобы ребенок адекватно воспринимал себя, рос умеренно скромным и трудолюбивым. Не расточайте незаслуженные похвалы, хвалите «от себя» («Мне очень нравится твой рисунок», а не «Каждый твой рисунок — шедевр!»), принимайте в расчет то, как оценивают результаты деятельности вашего ребенка в той или иной области опытные педагоги.
Обязательно говорите ребенку о том, что талантливых людей много, он не единственный такой на белом свете. Пытайтесь донести до него мысль, что все мы разные: с различными возможностями, способностями, но у каждого можно найти привлекательные стороны и качества. Приводите убедительные доказательства того, что в любые времена важно быть добрым, отзывчивым, верным, честным.
«Развитие человечности, забота об окружающих, воспитание сопереживания, понимание чужих эмоций и переживаний — вот на чем необходимо сконцентрировать усилия в современном скоростном и нарциссическом мире», — уверена психолог Надежда Георгиева.
Фото носит иллюстративный характер.
«Человечность невозможно представить без доброты и милосердия, уважения и благожелательного отношения к другим людям, способности проявлять сочувствие и сострадать, ответственности и разумной скромности, трудолюбия, стойкости духа», — перечисляет психолог.
Не менее важно умение контролировать свою агрессию. Исследования показывают, что у наших далеких предков уровень гормона тестостерона был гораздо выше, чем у современного человека. Первобытные люди отличались агрессивностью, а вот самоконтроль был развит слабо. С какого-то времени уровень тестостерона в человеческой популяции начал снижаться, что сыграло решающую роль в эволюции. Люди стали кооперироваться, сотрудничать, объединяли свои усилия ради общей цели, помогали друг другу развиваться, начали заниматься искусством.
«Конечно же, чтобы учить и учиться друг у друга, не обойтись без такого качества, как терпимость», — акцентирует Надежда Георгиева.
От чего зависит уровень гуманности
Еще в далеком XVII веке Джон Локк утверждал, что девять человек из десяти становятся «тем, что они есть» благодаря воспитанию. Идея английского педагога и философа остается актуальной и в наши дни. Для того чтобы человек стал человеком в гуманистическом смысле этого слова, он должен попасть в соответствующую воспитательную среду, социум, который будет давать знания, обучать правилам и навыкам, актуальным для цивилизованного общества. Детский сад, школа, внешкольное окружение, безусловно, важны, но главная роль принадлежит семье.«Учитель при всем желании не сможет полноценно воспитать личность с гуманистическим мировоззрением, если в семье неблагоприятные условия. Причем совсем не обязательно, чтобы родители были маргиналами. Нередко внешне благополучные родители относятся к ребенку не как к личности и значимому субъекту, а как к объекту, практикуют психологическое насилие, не гнушаются оскорблениями и унижениями. Привить гуманистические ценности ребенку из такой семьи непросто», — говорит специалист.
Учить управлять агрессией с самого нежного возраста
Агрессия берет начало из врожденного инстинкта за выживание. Гневаться умеют даже младенцы, поэтому не расстраивайтесь, если ваш кроха рассердился и со всей силы дернул вас за волосы или грубо оттолкнул ровесника в песочнице.Помните: человек не рождается ни добрым, ни злым. Каким он вырастет, зависит от того, в какой среде он будет воспитываться.Хотите, чтобы он рос дружелюбным и уравновешенным человеком, — учите справляться с агрессией.
«Задумайтесь, какой пример вы подаете. Если постоянно позволяете себе повышать голос и наказываете ребенка физически, будьте готовы к тому, что уровень агрессивности у него будет высоким. В детском саду и школе он будет конфликтовать с детьми, на него постоянно будут сыпаться жалобы: толкнул, поцарапал, ударил… Поэтому прежде всего заботьтесь о себе: если чувствуете, что в последнее время постоянно взвинчены и раздражены, сходите к невропатологу, психологу, психиатру», — рекомендует Надежда Георгиева.
Разумеется, не обойтись без бесед о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Останавливайте малыша, если он пытается ударить или причинить боль кому бы то ни было, и обязательно объясняйте, почему такое поведение недопустимо: «Бить людей и животных нельзя, им больно».Обучайте экологичным способам выпускать пар: «Потопай ножками, постучи кулачком по подушке».
Также важно учить ребенка не эскалировать конфликты. С одной стороны, он должен усвоить: нельзя терпеть, если нападают, нужно давать отпор. С другой — нежелательно запускать снежный ком агрессии, нужно попытаться выйти из конфликтной ситуации. Например, если вашего ребенка одноклассник хочет задеть обидным словом, а игнорирование не останавливает наглеца, можно попробовать перевести все в шутку: «Что-то ты распалился, остынь, съешь лучше Twix». Не исключено, что назревающий конфликт сойдет на нет, а вот если ваш ребенок ответит агрессией или демонстративно побежит ябедничать, из искры может возгореться пламя.
Объяснять ребенку, что он не пуп земли
В наше время многие взрослые необдуманно взращивают в своих детях высокомерие и чувство превосходства над другими. Это чревато большими неприятностями, предупреждает специалист. «У ребенка с неадекватно завышенной самооценкой формируется искаженное представление о реальности. Если социум не оценит таланты доморощенного «гения» или быстро утратит интерес к его персоне, это станет болезненным ударом. К тому же у тех, кто считает себя выше и лучше других, часто не складываются дружеские, рабочие и партнерские отношения, что приводит к тяжелым переживаниям, разочарованиям, депрессиям», — предупреждает Надежда Георгиева.Какой выход? Способствовать тому, чтобы ребенок адекватно воспринимал себя, рос умеренно скромным и трудолюбивым. Не расточайте незаслуженные похвалы, хвалите «от себя» («Мне очень нравится твой рисунок», а не «Каждый твой рисунок — шедевр!»), принимайте в расчет то, как оценивают результаты деятельности вашего ребенка в той или иной области опытные педагоги.
Если у вас растет вундеркинд и ему явно скучно с обычными детьми (тем более если он высмеивает их и зазнается), позаботьтесь о том, чтобы он нашел свою «стаю», — отдайте в более сильную школу, найдите кружок, где занимаются такие же способные и увлеченные ребята.«Пусть ребенок будет загружен интересными задачами, над которыми нужно поломать голову, и окружен «единомышленниками» — это минимизирует его конфликты с менее одаренными сверстниками», — добавляет эксперт.
Обязательно говорите ребенку о том, что талантливых людей много, он не единственный такой на белом свете. Пытайтесь донести до него мысль, что все мы разные: с различными возможностями, способностями, но у каждого можно найти привлекательные стороны и качества. Приводите убедительные доказательства того, что в любые времена важно быть добрым, отзывчивым, верным, честным.
Как тренировать эмпатию у ребенка
Способность сочувствовать и сопереживать, понимать, какие эмоции испытывает другой человек, называется эмпатией. Ее зачатки заложены биологически — в инстинктах, но ее можно и нужно развивать. Никаких сверхъестественных усилий для этого не требуется. Эмпатия развивается, когда ребенок, например, замечает, что мама переживает и спешит на помощь, когда ему плохо или больно. Когда ему позволяют (не заставляют!) заботиться о более слабом существе — самом младшем члене семьи, домашнем животном или растении. Когда он имеет позитивный опыт общения с людьми с особенными потребностями.«Развитие человечности, забота об окружающих, воспитание сопереживания, понимание чужих эмоций и переживаний — вот на чем необходимо сконцентрировать усилия в современном скоростном и нарциссическом мире», — уверена психолог Надежда Георгиева.