Как снимали фильм «Вурдалаки» с Михаилом Пореченковым
30.01.2017 15:38:06
Фильм снят по мотивам новеллы Алексея Толстого «Семья вурдалака», события которой происходят в XVIII веке. В Спасский монастырь в Карпатских горах был сослан монах Лавр (Михаил Пореченков), бывший духовник императрицы Елизаветы. Спустя годы, чтобы вернуть Лавра, в обитель приезжает крестник Елизаветы Андрей (Константин Крюков) со своим слугой (Роман Мадянов). Оказавшись в монастыре, юноша сталкивается со странной и пугающей нечистью, а также влюбляется в местную красавицу Милену (Аглая Шиловская). Очень скоро Андрей узнает, что его любимая стала жертвой злых сил. Ради жизни Милены он вместе с Лавром вступает в бой со злом.
Работа над проектом началась более двух лет назад. Продюсер Андрей Радько сегодня вспоминает, что пришлось поездить по российским просторам, прежде чем все объекты для съемок нашлись в Крыму — Алуште, Судаке, Бахчисарае… Три месяца на территории исторического комплекса Чуфут-Кале для фильма строили декорации. Туристы, которые оказались там в момент съемок, радостно фотографировались и не догадывались, что эти «исторические» постройки — фантазия художника Евгения Матюненко.
Тем временем художники по костюмам и гриму занимались разработкой эскизов нарядов героев, заказывали парики и бороды для артистов.
— Нам помогали в этом лучшие постижеры Санкт-Петербурга, — вспоминает художник по гриму Ольга Ровба.
— Сначала я показывала продюсерам коллажи с идеями и образцами, после утверждения снимали мерки с Михаила Пореченкова, Андрея Руденского, Михаила Жигалова.
— Она — одна их из тех, у кого по сюжету «кровавые» глаза, — говорит Ольга. — Для зрелищной картинки мы использовали специальные капли, разработанные немецкими специалистами. Поскольку срок действия этих красных капель всего 15 минут, нам приходилось перед каждым кадром закапывать их в глаза девочки.
А вот самый сложный грим оказался у артистов, которые играли «древних».
— У нас была группа юношей и девушек спортивного телосложения, — продолжает Ровба. — Ребят мы обрили на площадке, девушки пришли к нам уже постриженными. Даже брови «подчистили». На ресницы аэрографом распыляли краску, отчего был эффект их отсутствия. После мы прорисовывали на лицах прожилки, а с помощью аэрографа покрывали тело краской светлого тона. Каждый раз уходило по тюбику краски на двоих. Чтобы рисунки на теле были одинаковыми, мы вели фотоотчет с каждого дня съемок.
— По сути, актриса лишь играет перевоплощение, — рассказывает художник по спецэффектам Леонид Французов. — Мы на компьютере добавляли ей мертвенную бледность, пульсирующие вены, животный оскал. Специалисты заставили картинку оживать. С помощью цифровой техники они отформатировали ее в ту самую «страшную красоту», в которую превращается главная героиня.
Надо сказать, что часть кадров — монтаж. Например, совмещали статичную картинку и отснятые кадры.
— Какого-то определенного ноу-хау не было, пользовались распространенным и привычным набором приемов, — признается Леонид. — Например, в сцене, когда вурдалаки взбираются по отвесной стене, снимались реальные каскадеры, наверх их тянули тросами. Позже эти тросы мы стирали на компьютере. Это базовая история, а вот штурм монастыря делали с нуля. Отдельно рисовали монастырь, потом брали кадры с толпой, обрабатывали, после чего специалисты совмещали их с другими кадрами. Перед нами стояла задача оживить разрозненные элементы статичной картинки, чтобы на экране все смотрелось так, будто снято в одно время и в одном месте.
— Мы снимали в горах, стояла сорокаградусная жара, но в семь утра, когда мне пришлось нагишом заходить в озеро, вода была здорово прохладной, — вспоминает Аглая. — Так что все два часа, проведенные в воде, я, играя спокойствие и удовольствие, пыталась унять дрожь.
Перед тем как приступить к работе в фильме, Константин Крюков вместе с другими членами съемочной группы посетил молебен.
— Я очень люблю историческое кино! А в нашем случае в картине еще и фантастический вымысел, что дает эффект сказки. Но, будучи верующим человеком, с осторожностью отношусь к тематике, связанной с нечистой силой, — объяснил артист.
— В фильме есть сцена, в которой старик оказывается в грязи, — вспоминает Ольга Ровба. — Мы покрасили его специальной краской и отправили в кадр. Не прошло и пяти минут, как режиссер кричит: «У артиста вдруг стали рыжими волосы!» А времени на решение проблемы две минуты. Пришлось уложиться, чтобы смыть с волос попавшую на них краску и высушить, после чего съемки продолжились. Когда работаешь на месте, зачастую даже не представляешь, что получится в конечном итоге. Когда же видишь фильм на экране, просто мурашки по коже бегают от мысли, что ты причастен к этой сказке.
Михаил Пореченков в роли бывшего духовника императрицы Елизаветы, Константин Крюков — ее крестник Андрей, и Роман Мадянов, играющий слугу Андрея
Один из сценаристов Алексей Тимм признается, что написал историю победы романтики и любви, а продюсер Екатерина Гордецкая уверяет, что это человеческая история любви, приправленная большим количеством мистики и графики, и в фильме не так много «пугалок».Работа над проектом началась более двух лет назад. Продюсер Андрей Радько сегодня вспоминает, что пришлось поездить по российским просторам, прежде чем все объекты для съемок нашлись в Крыму — Алуште, Судаке, Бахчисарае… Три месяца на территории исторического комплекса Чуфут-Кале для фильма строили декорации. Туристы, которые оказались там в момент съемок, радостно фотографировались и не догадывались, что эти «исторические» постройки — фантазия художника Евгения Матюненко.
Тем временем художники по костюмам и гриму занимались разработкой эскизов нарядов героев, заказывали парики и бороды для артистов.
— Нам помогали в этом лучшие постижеры Санкт-Петербурга, — вспоминает художник по гриму Ольга Ровба.
— Сначала я показывала продюсерам коллажи с идеями и образцами, после утверждения снимали мерки с Михаила Пореченкова, Андрея Руденского, Михаила Жигалова.
По сюжету фильма Андрей отвоевывает свою возлюбленную, Милену, у сил зла
Кстати, актеры, у которых были наклеены бороды, признавались потом, что намучились во время съемок. Во-первых, жарко. Во-вторых, грим отклеивается. Но надо отдать должное всем артистам: никто из них не жаловался на трудности. Даже юная Лера Арефьева, сыгравшая девочку-вампира.— Она — одна их из тех, у кого по сюжету «кровавые» глаза, — говорит Ольга. — Для зрелищной картинки мы использовали специальные капли, разработанные немецкими специалистами. Поскольку срок действия этих красных капель всего 15 минут, нам приходилось перед каждым кадром закапывать их в глаза девочки.
А вот самый сложный грим оказался у артистов, которые играли «древних».
— У нас была группа юношей и девушек спортивного телосложения, — продолжает Ровба. — Ребят мы обрили на площадке, девушки пришли к нам уже постриженными. Даже брови «подчистили». На ресницы аэрографом распыляли краску, отчего был эффект их отсутствия. После мы прорисовывали на лицах прожилки, а с помощью аэрографа покрывали тело краской светлого тона. Каждый раз уходило по тюбику краски на двоих. Чтобы рисунки на теле были одинаковыми, мы вели фотоотчет с каждого дня съемок.
«Древние» — представители нечистой силы. На грим для этих актеров уходило по два часа
По сюжету наступает момент, когда героиня фильма Милена превращается в ужасного монстра. Ольга Ровба раскрыла небольшой секрет. Во время съемок этой сцены она сделала Аглае Шиловской лишь легкий пластический грим. Что-то рисовалось аккуратно от руки, а превращение, которое зрители видят на экране, было проработано компьютерной графикой.— По сути, актриса лишь играет перевоплощение, — рассказывает художник по спецэффектам Леонид Французов. — Мы на компьютере добавляли ей мертвенную бледность, пульсирующие вены, животный оскал. Специалисты заставили картинку оживать. С помощью цифровой техники они отформатировали ее в ту самую «страшную красоту», в которую превращается главная героиня.
Надо сказать, что часть кадров — монтаж. Например, совмещали статичную картинку и отснятые кадры.
— Какого-то определенного ноу-хау не было, пользовались распространенным и привычным набором приемов, — признается Леонид. — Например, в сцене, когда вурдалаки взбираются по отвесной стене, снимались реальные каскадеры, наверх их тянули тросами. Позже эти тросы мы стирали на компьютере. Это базовая история, а вот штурм монастыря делали с нуля. Отдельно рисовали монастырь, потом брали кадры с толпой, обрабатывали, после чего специалисты совмещали их с другими кадрами. Перед нами стояла задача оживить разрозненные элементы статичной картинки, чтобы на экране все смотрелось так, будто снято в одно время и в одном месте.
Для съемок в фильме Аглая Шиловская брала уроки верховой езды
Михаил Пореченков и Константин Крюков специально для съемок брали уроки фехтования. К тому же Крюкову вместе с Аглаей Шиловской пришлось обучаться верховой езде. Во время опасных трюков Шиловскую заменяла девушка-дублер. Однако наиболее ярким впечатлением для исполнительницы главной роли стали съемки одного из самых красивых эпизодов фильма — купания в озере.— Мы снимали в горах, стояла сорокаградусная жара, но в семь утра, когда мне пришлось нагишом заходить в озеро, вода была здорово прохладной, — вспоминает Аглая. — Так что все два часа, проведенные в воде, я, играя спокойствие и удовольствие, пыталась унять дрожь.
Перед тем как приступить к работе в фильме, Константин Крюков вместе с другими членами съемочной группы посетил молебен.
— Я очень люблю историческое кино! А в нашем случае в картине еще и фантастический вымысел, что дает эффект сказки. Но, будучи верующим человеком, с осторожностью отношусь к тематике, связанной с нечистой силой, — объяснил артист.
Аглая Шиловская в роли красавицы Милены
Несмотря на слаженную работу команды, мистические события имели место. Например, во время съемок в Чуфут-Кале съемочную площадку неожиданно накрыл густой туман, из-за которого пришлось остановить процесс.— В фильме есть сцена, в которой старик оказывается в грязи, — вспоминает Ольга Ровба. — Мы покрасили его специальной краской и отправили в кадр. Не прошло и пяти минут, как режиссер кричит: «У артиста вдруг стали рыжими волосы!» А времени на решение проблемы две минуты. Пришлось уложиться, чтобы смыть с волос попавшую на них краску и высушить, после чего съемки продолжились. Когда работаешь на месте, зачастую даже не представляешь, что получится в конечном итоге. Когда же видишь фильм на экране, просто мурашки по коже бегают от мысли, что ты причастен к этой сказке.
Лия СУБАЕВА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ
Все фото Продюсерского центра «ГОРАД»