Увидеть цитру и посидеть за столом Пимена Панченко. Что предлагают посетителям школьные музеи Минска
12.09.2024 12:47:00
Виктория КРУПЕНЬКОВА
Услышать голос Пимена Панченко, подержаться за ручку маслобойки и увидеть цитру – редкий музыкальный инструмент, похожий на гусли Садко… Все это доступно посетителям музеев учреждений образования. В одном только Минске их уже больше сотни. Какие из них самые новые? И с чего начинать тем, кто хочет открыть музей в своей школе?
В музее Пимена Панченко в СШ № 199 возникает полная иллюзия, что ты попал в рабочий кабинет народного поэта Беларуси
Поговорили об этом с заместителем директора по учебно-методической работе Минского государственного туристско-экологического центра детей и молодежи Инной Козловской.
На интерактивной карте музеев минских учреждений образования – 125 точек. Четыре из них добавились в прошлом году, рассказывает Инна Козловская:
– Среди последних открывшихся – музей минской гимназии № 1. Он, как и само учебное заведение, носит имя Франциска Скорины. В экспозиции представлены старые книжные издания и даже маленькая копия печатного станка, которую вместе с папой собрал один из гимназистов. Еще один необычный музей, получивший паспорт в прошлом году (да, музеям тоже выдается паспорт сроком на пять лет), носит название «Спадчына». Его особенность в том, что открылся он не в школе, а в детском саду № 424. Здесь малышам в интерактивной форме рассказывают о жизни Ленинского района Минска, а также о деревенском быте: показывают ухват, лапти, чугунок, дают подержаться за маслобойку.
Новая тенденция – открывать музеи не только в школах, но и в детсадах. Как пример – музей «Спадчына» в детском саду № 424
Многие музеи выросли из музейных экспозиций или комнат. Что нужно, чтобы перейти на новую ступеньку? Нюансы оговорены в методических рекомендациях об организации деятельности музеев в учреждениях образования, а также Кодексе об образовании и Кодексе о культуре, называет основные документы Инна Леонидовна:
– Важно, чтобы соблюдалось несколько условий. Так, у музея должно быть отдельное помещение площадью от 20 квадратных метров, не менее 100 музейных предметов основного фонда и оборудование, которое обеспечивает их сохранность и экспонирование. И конечно, необходимы общая идея и концепция развития.
Если говорить о профилях школьных музеев, то самый распространенный – военно-исторический: таких в Минске 40. Историко-этнографических музеев – 36, краеведческих – 30. Также есть комплексные (когда сочетается сразу несколько профилей), художественные, литературные, перечисляет замдиректора:
– Что касается последней категории, я хотела бы отметить Народный литературный музей Пимена Панченко в средней школе № 199. Его фонд насчитывает более 1000 предметов. Это личные вещи поэта, переданные его супругой Зоей Кирилловной. Среди них – книги, рукописи, фотографии, портативная печатная машинка Erica, письменный стол… Благодаря этим предметам удалось воссоздать интерьер рабочего кабинета литератора. Кажется, что сам народный поэт Беларуси вот-вот переступит порог, чтобы встретить гостей.
Если говорить о художественном профиле, особого внимания достоин музей музыкальных инструментов в гимназии № 14. В его коллекции много уникальных экспонатов, в том числе цитра – старинный музыкальный инструмент, похожий на мини-копию цимбал или гусли Садко.
Музей музыкальных инструментов в гимназии № 14 достоин особого внимания
Попасть в школьные музеи может любой желающий, причем бесплатно. Единственное условие – предварительная запись. Многие учреждения образования предлагают различные формы работы с посетителями: обзорные, тематические, интерактивные или театрализованные экскурсии, квесты, мастер-классы. Экскурсоводами, как правило, становятся сами учащиеся, рассказывает Инна Леонидовна:
– Для них это большой плюс: дети и подростки развивают кругозор и коммуникативные навыки, приобретают опыт самопрезентации, пробуют себя в профессии. В прошлом учебном году Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи с Государственным музеем истории Вооруженных Сил запустили уникальный проект для юных экскурсоводов «Музейный код «Патриот». На протяжении пяти месяцев ребята изучали экспозицию, готовили собственную экскурсию по музею и разрабатывали квест-буки. А итогом проекта стал фестиваль музеев военно-исторического профиля, где юные экскурсоводы продемонстрировали свои навыки и умения, работая с посетителями. Скоро стартует второй сезон проекта. Только теперь он станет еще масштабнее и продлится весь учебный год.
krupenkova@sb.by
Фото из открытых источников
В музее Пимена Панченко в СШ № 199 возникает полная иллюзия, что ты попал в рабочий кабинет народного поэта Беларуси
Поговорили об этом с заместителем директора по учебно-методической работе Минского государственного туристско-экологического центра детей и молодежи Инной Козловской.
На интерактивной карте музеев минских учреждений образования – 125 точек. Четыре из них добавились в прошлом году, рассказывает Инна Козловская:
– Среди последних открывшихся – музей минской гимназии № 1. Он, как и само учебное заведение, носит имя Франциска Скорины. В экспозиции представлены старые книжные издания и даже маленькая копия печатного станка, которую вместе с папой собрал один из гимназистов. Еще один необычный музей, получивший паспорт в прошлом году (да, музеям тоже выдается паспорт сроком на пять лет), носит название «Спадчына». Его особенность в том, что открылся он не в школе, а в детском саду № 424. Здесь малышам в интерактивной форме рассказывают о жизни Ленинского района Минска, а также о деревенском быте: показывают ухват, лапти, чугунок, дают подержаться за маслобойку.
Новая тенденция – открывать музеи не только в школах, но и в детсадах. Как пример – музей «Спадчына» в детском саду № 424
Многие музеи выросли из музейных экспозиций или комнат. Что нужно, чтобы перейти на новую ступеньку? Нюансы оговорены в методических рекомендациях об организации деятельности музеев в учреждениях образования, а также Кодексе об образовании и Кодексе о культуре, называет основные документы Инна Леонидовна:
– Важно, чтобы соблюдалось несколько условий. Так, у музея должно быть отдельное помещение площадью от 20 квадратных метров, не менее 100 музейных предметов основного фонда и оборудование, которое обеспечивает их сохранность и экспонирование. И конечно, необходимы общая идея и концепция развития.
Если говорить о профилях школьных музеев, то самый распространенный – военно-исторический: таких в Минске 40. Историко-этнографических музеев – 36, краеведческих – 30. Также есть комплексные (когда сочетается сразу несколько профилей), художественные, литературные, перечисляет замдиректора:
– Что касается последней категории, я хотела бы отметить Народный литературный музей Пимена Панченко в средней школе № 199. Его фонд насчитывает более 1000 предметов. Это личные вещи поэта, переданные его супругой Зоей Кирилловной. Среди них – книги, рукописи, фотографии, портативная печатная машинка Erica, письменный стол… Благодаря этим предметам удалось воссоздать интерьер рабочего кабинета литератора. Кажется, что сам народный поэт Беларуси вот-вот переступит порог, чтобы встретить гостей.
Если говорить о художественном профиле, особого внимания достоин музей музыкальных инструментов в гимназии № 14. В его коллекции много уникальных экспонатов, в том числе цитра – старинный музыкальный инструмент, похожий на мини-копию цимбал или гусли Садко.
Музей музыкальных инструментов в гимназии № 14 достоин особого внимания
Попасть в школьные музеи может любой желающий, причем бесплатно. Единственное условие – предварительная запись. Многие учреждения образования предлагают различные формы работы с посетителями: обзорные, тематические, интерактивные или театрализованные экскурсии, квесты, мастер-классы. Экскурсоводами, как правило, становятся сами учащиеся, рассказывает Инна Леонидовна:
– Для них это большой плюс: дети и подростки развивают кругозор и коммуникативные навыки, приобретают опыт самопрезентации, пробуют себя в профессии. В прошлом учебном году Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи с Государственным музеем истории Вооруженных Сил запустили уникальный проект для юных экскурсоводов «Музейный код «Патриот». На протяжении пяти месяцев ребята изучали экспозицию, готовили собственную экскурсию по музею и разрабатывали квест-буки. А итогом проекта стал фестиваль музеев военно-исторического профиля, где юные экскурсоводы продемонстрировали свои навыки и умения, работая с посетителями. Скоро стартует второй сезон проекта. Только теперь он станет еще масштабнее и продлится весь учебный год.
krupenkova@sb.by
Фото из открытых источников