Как избавиться от чрезмерной чувствительности к чужой критике – рекомендации психолога
03.05.2024 20:59:27
Ирина БАРЕЙКО
Чем можно помочь себе, если вы всегда принимаете слишком близко к сердцу, а потом долго, а главное, болезненно переживаете из-за чужой критики в ваш адрес? На вопрос портала sb.by ответила психолог Ксения Юринова.
Первый шаг – проанализировать свою реакцию на критику, отметила эксперт:
– Постарайтесь разобраться, что вы ощущаете, когда вас критикуют: «Мне больно от таких слов, неужели это правда?..», «Я боюсь. Я слабый...», «Мне себя жаль, я хочу похвалы» и многое другое. Из-за того что многие люди не заглядывают вглубь себя, негативные чувства у них копятся. В результате самооценка еще больше снижается, а чувствительность к чужой критике становится острее.
Далее честно ответьте себе на следующие вопросы, рекомендует Ксения Юринова:
– Чего вы хотите в результате – чтобы вас поняли или объяснили, «как надо», чтобы вас не замечали или чтобы по достоинству ценили и восхищались? Готовы ли вы что-то менять? Есть ли варианты выбора?
Психолог рассказала о самых распространенных вариантах реагирования на критику.
1. Дистанцироваться. Не общаться со всеми, кто может так или иначе своей критикой ранить, задеть, обидеть, осудить, дать негативную оценку.
2. Проверить свое окружение. Окружайте себя людьми, общение с которыми доставляет удовольствие и проходит в уважительном и приятном формате – это позволит вам чувствовать себя спокойно и уверенно.
3. Разобраться с характером поступающей критики.
♦ Был ли у вас запрос на чужое мнение либо вы столкнулись с непрошеными комментариями в свой адрес? Во втором случае это нарушение ваших личных границ – научитесь оберегать себя.
♦ Кто вас критикует – многие или отдельные люди? Еще раз проанализируйте свое окружение.
♦ Даете ли вы веский повод для критики своим поведением либо словами? Будьте честны с собой.
4. Научитесь выдерживать критику. Учитесь защищать себя, спокойно реагировать на адресованные вам неприятные слова. Повышайте свою самооценку и самоценность, учитесь отстаивать личные границы, чтобы никто не мог выбить вас из колеи своими словами.
5. Научитесь эффективно отвечать на критику.
Можно молчать, отшучиваться, игнорировать, уходить от обидчика, плакать, но так поступают незрелые личности. Это малоэффективные способы, которые к тому же не работают на перспективу.
Критиковать в ответ, язвить, повышать голос и прибегать к оскорблениям – значит проявлять агрессию, а главное, не уважать себя.
Лучше используйте алгоритм для экологичного ответа на непрошеную критику. Важное примечание: делать это следует уверенно и спокойно.
ШАГ 1. Озвучьте, что именно вам неприятно: «Вы критикуете мой стиль одеваться / мою точку зрения / мое решение» и т.д. Часто этого бывает достаточным для того, чтобы критикан замолчал.
ШАГ 2. Корректно попросите воздерживаться от критики впредь: «Мне неприятно ваше замечание / ваша критика, не делайте так, пожалуйста», «Я не спрашивал(а) вашего мнения. Пожалуйста, не нужно этого делать», «Я не нуждаюсь в вашей оценке. Если потребуется, я обязательно попрошу вас поделиться своим мнением, а сейчас мне это не нужно. Не делайте так, пожалуйста».
ШАГ 3. Предупредите о санкциях, если критика будет продолжаться. Обратите внимание: санкции должны быть выполнимы, иначе это будет дешевый шантаж. «Если вы продолжите так делать, мы больше не сможем общаться» – подобную фразу можно говорить исключительно тогда, когда в случае нарушения вашей просьбы вы действительно способны положить конец общению.
– Переживания из-за чужой критики забирают много психических ресурсов, поэтому очень важно научиться направлять свои чувства на создание и достижение новых целей, – резюмировала психолог Ксения Юринова.
Фото: Pexels
Ранее мы давали рекомендации, как вырастить внутреннюю опору.
Уважаемые читатели! У вас есть возможность задать вопросы практикующим психологам. Компетентные специалисты дадут рекомендации, как справляться с психологическими проблемами и трудностями. Присылайте вопросы на электронную почту barejko@sb.by и читайте материалы с тегами «психология», «психолог».