Перечень одноразовой пластиковой посуды, запрещенной к продаже и использованию в общепите, может стать меньше
25.05.2021 08:39:53
С начала этого года общепиту нельзя использовать и продавать одноразовую пластиковую посуду. Речь идет о ножах, вилках, ложках, тарелках, стаканах, чашках, палочках для размешивания, трубочках для напитков, предметов для упаковки продуктов питания — одноразовых контейнерах, лотках, коробках, ланч-боксах, банках и бутылках, за исключением упаковки для кулинарных полуфабрикатов и кондитерских изделий. Впрочем, скоро этот список поредеет. Специалисты министерства антимонопольного регулирования и торговли в январе — марте провели мониторинг соблюдения постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли № 14 от 19 февраля 2020 года. Оказалось, в 24 процентах обследованных объектов есть нарушения. Причины досконально изучили и предложили скорректировать перечень. Подробности узнавала корреспондент «Р».
В нашей стране реализуется план по поэтапному снижению использования полимерной упаковки.
Гибкий подход к вопросу
Напомним, в нашей стране реализуется план по поэтапному снижению использования полимерной упаковки. Соответствующее решение Совмин принял еще в начале 2020 года. Среди норм документа — увеличение мощностей по производству сырья для биоупаковки, развитие переработки вторресурсов, внедрение депозитно-залоговой системы обращения тары и др. В крупных торговых объектах уже предлагают к продаже воду в стекле, есть пакеты, одноразовая посуда и столовые приборы из биоматериалов. С начала этого года введен запрет на продажу и использование одноразовой пластиковой посуды в общепите. В перечень попали девять из десяти укрупненных позиций, которые используются в кофейнях, закусочных, кафе, ресторанах и других объектах общепита.
Накануне введения запрета, в конце 2019 года, МАРТ провело многофакторный детальный анализ по четырем секциям — производству, импорту, ценовой ситуации и воздействию этих мер на бизнес. Тогда же было отмечено, что внутри страны в недостаточном объеме организовано производство экопосуды. Поэтому введение запрета отложили на год, дав тем самым сигнал бизнесу и время на появление своих «зеленых» производств посуды и упаковки. Тем более что потребность в одноразовой пластиковой посуде в секторе общественного питания составляет около 200 млн единиц в год.
— Все складывается так, что полностью отказаться от одноразовой пластиковой посуды сегодня невозможно по ряду причин. Среди них — отсутствие отдельных видов альтернативной экоупаковки, в том числе белорусского производства. Свойства некоторых экоматериалов не позволяют обеспечить качественное хранение и потребление продукции. Например, частично «зеленая» упаковка уступает пластику по жиро- и влагостойкости, герметичности. Мы столкнулись со значительным удорожанием отдельных видов и возможным ростом импорта. Кроме того, вместе с заинтересованными лицами проведен дополнитель-ный анализ номенклатуры экоупаковки белорусского производства, видов биоупаковки, которую не выпускают у нас в стране, а также ориентировочной потребности в альтернативной пластику упаковке, — описывает положение дел начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ Михаил Жигало. — Поэтому с учетом этих факторов, обращений от общепита по поводу возникающих вопросов при переходе на экотару, рекомендаций заинтересованных госорганов и бизнес-сообщества предложено скорректировать такой перечень.
Было — станет
По оперативным данным, сейчас в стране из всего списка применяемой в общественном питании посуды из натуральных и комбинированных материалов производятся только стаканы, упаковки для пиццы, палочки для размешивания, лотки для печенья и подобных кондитерских изделий, креманки для мороженого. Выпуск вилок, ложек, ножей, трубочек для напитков налажен только в этом году. Мощности белорусских предприятий покрывают потребность сектора общепита в стаканах на 32 процента, в упаковках для пиццы — на 430 процентов, в палочках для размешивания — на 281 процент, в лотках — почти на 36 процентов. Нет данных о производстве в Беларуси необходимого ассортимента контейнеров и лотков, предназначенных для упаковывания кулинарной продукции. Отсутствует альтернатива для банок и бутылок, а также для упаковки в газомодифицированной среде, под вакуумом и с использованием шоковой заморозки.
Поэтому МАРТ предлагает исключить из перечня одноразовой посуды, запрещенной к продаже и использованию в общепите, отдельные позиции. Речь идет о лотках, контейнерах, ланч-боксах, коррексах, банках и бутылках, стаканах объемом 300 миллилитров и более, трубочках для напитков. В списке останутся одноразовые пластиковые вилки, ложки, ножи, палочки для размешивания напитков, стаканы объемом до 300 миллилитров, чашки, тарелки, коробки, за исключением предназначенных для упаковывания кулинарных полуфабрикатов и кондитерских изделий.
Что касается трубочек, то потребность в них составляет 754 тысячи штук в год. В вилках — свыше 2,18 млн штук, ложках — более 2,65 млн штук, в упаковке для продукции общепита превышает 10,46 млн штук.
— Производство в стране трубочек для напитков начато только в 2021 году. Поэтому невозможно оценить степень закрытия этой позиции белорусской продукцией. По предварительным данным, цена «зеленой» трубочки для напитков в шесть-семь раз превышает стоимость пластиковой. Поэтому экотрубочки решено временно исключить из перечня, — отмечает представитель МАРТ.
Частично и по финансовой причине с введением полного запрета на использование и продажу пластика в общепите решили повременить. Иначе это приведет к ухудшению качества обслуживания посетителей, росту цен на продукцию общепита на фоне частичного отсутствия отечественной экоупаковки и необходимости использования импорта, ухудшению положения на рынке организаций малого и среднего бизнеса.
Потребность в одноразовой пластиковой посуде в секторе общественного питания составляет около 200 млн единиц в год.
— Отметим, что внесение изменений в постановление № 14 направлено на увеличение переходного периода по замене отдельных видов одноразовой пластиковой посуды на альтернативную упаковку. Это позволит общепиту планомерно заместить пластик, не влияя на качество оказываемых услуг, и даст время производителям нарастить и расширить мощности, что должно сказаться на уровне цен, — резюмирует Михаил Жигало.
druk@sb.by