Наши корреспонденты передают из павильонов студии «Беларусьфильм»
29.03.2024 09:20:00
Ирина ЛУКАШИК
СВОЙ 100‑летний юбилей национальная киностудия «Беларусьфильм» встречает бодро и креативно. Недавно стартовал республиканский кинофестиваль «Киновек», который подарит зрителям волнительные встречи со «старыми знакомыми» — лучшими за всю историю киностудии фильмами белорусского производства, начиная с самой первой, немой картины «Лесная быль».
Во время съемок художественного фильма «Я родом из детства». В центре — режиссер Виктор Туров. 1966 год.
Фото из архива «СБ»
Будет много других событий. А тем временем корреспонденты «СОЮЗа» в предчувствии удивительных открытий и встреч зашли в гости к тем, кто сегодня на «Беларусьфильме» делает кино, и увидели их работу «за кадром».
Фильм «Иди и смотри», снятый на «Беларусьфильме» Элемом Климовым, получил награды крупных кинофестивалей.
— На начало марта фильм посмотрели уже около 60 тысяч зрителей по всей стране, — говорит Кирилл. — При этом показы до сих пор продолжаются, а недавно фильм появился и на платформе онлайн-кинотеатра.
Пока «Киношники» собирают лайки и пополняют рейтинг новыми звездами, Халецкий и его команда времени не теряют — ребята пробуют себя в новых жанрах и параллельно работают над продолжением картины.
Уже созданы варианты проектов-презентаций как для сериала, так и для полнометражного фильма.
...Глубокой тишиной встречают нас коридоры студии анимационных фильмов. Верный признак того, что на экранах компьютеров кипит работа. Нам удалось застать исторический момент. Сейчас в разработке студии полный метр первого белорусского анимационного фильма в формате 3D. Вопрос для знатоков: слышали ли вы что-нибудь о Яви, Нави и Прави? Если нет, тогда осенняя премьера фэнтезийной картины «Песня Сирин» вам понравится вдвойне. Создатели обещают реальное погружение в культуру, традиции и ценности славянской мифологии.
Фильм уже готов на 75 процентов: создана раскадровка, персонажи, эскизы фонов, аниматик. Дальше дело за озвучкой, музыкальным и шумовым оформлением.
— Задействована большая команда актеров, среди которых и популярная белорусская певица Жанет, — признается Мария. — Музыку под видеоряд написал композитор Леонид Ширин. Нам важно быть ближе к молодому зрителю, в формате детского кино, мультфильмов доносить на их языке серьезные темы.
В копилку таковых скоро добавится альманах «Мемориальные комплексы Беларуси». За масштабным и кропотливым процессом его создания наблюдаем в одном из рабочих кабинетов. Орудуя графическим планшетом и стилусом, фазовщик Инга Седова как раз отрисовывала очередной сюжет.
— Я делаю промежуточные фазы и движения между анимационными компоновками, добавляю плавности или резкости, — объясняет Инга. — Картинка с планшета выводится на компьютер. Сейчас, например, это танец дочки и отца, они подбегают друг к другу, кружатся — уже несколько компоновок. Важна любая мелочь: от пуговок, бантиков, носочков до шнурков на ботинках.
Презентуют пять семиминутных серий альманаха уже 3 июля. Через героев дети и родители смогут прожить истории, посвященные сразу нескольким мемориальным комплексам: сожженной деревне Ола, Буйничскому полю, операции «Багратион», деревне Красный Берег.
История белорусского кино — в музейных экспонатах.
— Вот все куклы из «Приключения Буратино», — удивляет нас экскурсовод. — Смотрите, курточка Буратино, сказочные костюмы Пьеро и Арлекина, кресло Карабаса-Барабаса...
Хотите еще поностальгировать? Потрогайте гармошку, на которой виртуозно «резал» главный герой Добролюбова в «Белых Росах». А рядом стоит маленький велосипедик начала 60‑х годов, его Тодоровский снял в фильме «Стиляги». Полюбуйтесь роскошным нарядом хозяйки поместья Болотные Ялины из первого мистического триллера СССР «Дикая охота короля Стаха». В закромах «Беларусьфильма» есть даже культовое красное платье в белый горошек, сандалии и панама — их для своей первой роли в шесть лет надевала актриса Анна Каменкова в фильме «Девочка ищет отца»... А самый древний экспонат — массивный шкаф, которому 170 лет!
— Музейные экземпляры до сих пор служат киношникам, — говорит Елена. — Наши костюмы и реквизит популярны и у коллег из России, Узбекистана, Казахстана, которые приезжают снимать фильмы в Беларуси. Особенно в картинах военной тематики, для которых можно найти абсолютно все: от мундиров 1812 года до современной экипировки спецназа, МВД, МЧС, медиков и железнодорожников...
— Там будет показано много кадров современного Минска, Гродно, Лиды и других городов. Также о Беларуси и белорусах у нас в производстве девять документальных фильмов, активно выпускаем и киножурналы — короткометражные картины о белорусских медиках, культурных достопримечательностях и предприятиях. Они будут в прокате перед сеансами во всех кинотеатрах и по телевидению.
К слову, фильмы белорусского производства смотрят и далеко за пределами страны. Киностудия уже вышла на 51 регион России и работает с кинопрокатными организациями, в том числе частными. А вместе с новыми картинами также популярна и кинобиблиотека «Беларусьфильма». Тысячи сокровищ, собранных в хранилище Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, сейчас активно реставрируются. Оцифровкой ретропленок, начиная с 20‑х годов прошлого столетия, занимается целый производственный комплекс «Кинопост».
— Благодаря программе «Культура Беларуси» есть уникальная возможность перенести на современный носитель весь архив, который записан на пленке, — уточнил гендиректор. — Показывать эти богатства можно не только в кинотеатрах, но и на стриминговых площадках. Тем более что фильмов у нас много, только игровых насчитывается около 900.
Во время съемок художественного фильма «Я родом из детства». В центре — режиссер Виктор Туров. 1966 год.
Фото из архива «СБ»
Будет много других событий. А тем временем корреспонденты «СОЮЗа» в предчувствии удивительных открытий и встреч зашли в гости к тем, кто сегодня на «Беларусьфильме» делает кино, и увидели их работу «за кадром».
Рядом с великими
Кажется, в этих павильонах само время течет бесконечной кинолентой. Здесь родились сотни художественных, документальных, научно-популярных и анимационных лент. А какие гремели имена: Тарич, Корш-Саблин, Туров, Пташук, Климов — целая плеяда гениальных режиссеров. Артистов узнавали на следующий день после премьеры. Когда идешь по коридорам киностудии, не покидает чувство, что вот-вот навстречу выйдут Михалков, Тодоровский, а может быть, Астрахан или Хотиненко. А в одном из павильонов услышишь знакомый голос Васьки из «Белых Рос» — Николая Караченцова... Сейчас дело мастеров продолжают молодые таланты. Один из них — 23‑летний кинорежиссер-постановщик Кирилл Халецкий. В прошлом году он дебютировал с полнометражной комедией «Киношники».Фильм «Иди и смотри», снятый на «Беларусьфильме» Элемом Климовым, получил награды крупных кинофестивалей.
— На начало марта фильм посмотрели уже около 60 тысяч зрителей по всей стране, — говорит Кирилл. — При этом показы до сих пор продолжаются, а недавно фильм появился и на платформе онлайн-кинотеатра.
Пока «Киношники» собирают лайки и пополняют рейтинг новыми звездами, Халецкий и его команда времени не теряют — ребята пробуют себя в новых жанрах и параллельно работают над продолжением картины.
Уже созданы варианты проектов-презентаций как для сериала, так и для полнометражного фильма.
...Глубокой тишиной встречают нас коридоры студии анимационных фильмов. Верный признак того, что на экранах компьютеров кипит работа. Нам удалось застать исторический момент. Сейчас в разработке студии полный метр первого белорусского анимационного фильма в формате 3D. Вопрос для знатоков: слышали ли вы что-нибудь о Яви, Нави и Прави? Если нет, тогда осенняя премьера фэнтезийной картины «Песня Сирин» вам понравится вдвойне. Создатели обещают реальное погружение в культуру, традиции и ценности славянской мифологии.
Фильм уже готов на 75 процентов: создана раскадровка, персонажи, эскизы фонов, аниматик. Дальше дело за озвучкой, музыкальным и шумовым оформлением.
— Задействована большая команда актеров, среди которых и популярная белорусская певица Жанет, — признается Мария. — Музыку под видеоряд написал композитор Леонид Ширин. Нам важно быть ближе к молодому зрителю, в формате детского кино, мультфильмов доносить на их языке серьезные темы.
В копилку таковых скоро добавится альманах «Мемориальные комплексы Беларуси». За масштабным и кропотливым процессом его создания наблюдаем в одном из рабочих кабинетов. Орудуя графическим планшетом и стилусом, фазовщик Инга Седова как раз отрисовывала очередной сюжет.
— Я делаю промежуточные фазы и движения между анимационными компоновками, добавляю плавности или резкости, — объясняет Инга. — Картинка с планшета выводится на компьютер. Сейчас, например, это танец дочки и отца, они подбегают друг к другу, кружатся — уже несколько компоновок. Важна любая мелочь: от пуговок, бантиков, носочков до шнурков на ботинках.
Презентуют пять семиминутных серий альманаха уже 3 июля. Через героев дети и родители смогут прожить истории, посвященные сразу нескольким мемориальным комплексам: сожженной деревне Ола, Буйничскому полю, операции «Багратион», деревне Красный Берег.
Два этажа сокровищ
Экскурсовод «Беларусьфильма» Елена Дроздовская приглашает в святая святых — цех подготовки съемок. Пошивочные мастерские, прачечные, химчистки, а также шесть складов с мебелью, женской и мужской одеждой, атрибутикой, оружием занимают большую часть отдельного трехэтажного корпуса. Одних только костюмов здесь хранится около 70 тысяч! Это не считая более 25 тысяч головных уборов и реквизита, более тысячи пистолетов, крупнокалиберных пулеметов и противотанковых ружей, около 3 тысяч экземпляров мебели — начиная от антикварной, середины XIX века, до современной. Эти сокровища особенно активно собирались с 1960‑го, когда «Беларусьфильм» переехал на нынешний адрес — проспект Независимости, 98.История белорусского кино — в музейных экспонатах.
— Вот все куклы из «Приключения Буратино», — удивляет нас экскурсовод. — Смотрите, курточка Буратино, сказочные костюмы Пьеро и Арлекина, кресло Карабаса-Барабаса...
Хотите еще поностальгировать? Потрогайте гармошку, на которой виртуозно «резал» главный герой Добролюбова в «Белых Росах». А рядом стоит маленький велосипедик начала 60‑х годов, его Тодоровский снял в фильме «Стиляги». Полюбуйтесь роскошным нарядом хозяйки поместья Болотные Ялины из первого мистического триллера СССР «Дикая охота короля Стаха». В закромах «Беларусьфильма» есть даже культовое красное платье в белый горошек, сандалии и панама — их для своей первой роли в шесть лет надевала актриса Анна Каменкова в фильме «Девочка ищет отца»... А самый древний экспонат — массивный шкаф, которому 170 лет!
— Музейные экземпляры до сих пор служат киношникам, — говорит Елена. — Наши костюмы и реквизит популярны и у коллег из России, Узбекистана, Казахстана, которые приезжают снимать фильмы в Беларуси. Особенно в картинах военной тематики, для которых можно найти абсолютно все: от мундиров 1812 года до современной экипировки спецназа, МВД, МЧС, медиков и железнодорожников...
В ожидании премьер
В этом году «Беларусьфильм» планирует выпустить 27 фильмов — анимационных, документальных и игровых. Одна из ближайших премьер пройдет 13 июня. Это новый проект «Время вернуться», который основан на реальных событиях — уникальной операции белорусских партизан, прошедших в тыл врага через болото по дороге-«лежневке». Совсем скоро кинематографисты закончат и производство фильма по роману Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский». Он выйдет этой осенью, анонсировал генеральный директор национальной киностудии «Беларусьфильм» Юрий Алексей:— Там будет показано много кадров современного Минска, Гродно, Лиды и других городов. Также о Беларуси и белорусах у нас в производстве девять документальных фильмов, активно выпускаем и киножурналы — короткометражные картины о белорусских медиках, культурных достопримечательностях и предприятиях. Они будут в прокате перед сеансами во всех кинотеатрах и по телевидению.
К слову, фильмы белорусского производства смотрят и далеко за пределами страны. Киностудия уже вышла на 51 регион России и работает с кинопрокатными организациями, в том числе частными. А вместе с новыми картинами также популярна и кинобиблиотека «Беларусьфильма». Тысячи сокровищ, собранных в хранилище Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, сейчас активно реставрируются. Оцифровкой ретропленок, начиная с 20‑х годов прошлого столетия, занимается целый производственный комплекс «Кинопост».
— Благодаря программе «Культура Беларуси» есть уникальная возможность перенести на современный носитель весь архив, который записан на пленке, — уточнил гендиректор. — Показывать эти богатства можно не только в кинотеатрах, но и на стриминговых площадках. Тем более что фильмов у нас много, только игровых насчитывается около 900.