Сегодня большим спросом на рынке труда пользуются швеи, продавцы, повара, трактористы
02.08.2021 08:28:00
Что необходимо для повышения престижа рабочих специальностей и какие профессии будут востребованы завтра? Об этом в беседе с Юлией Сычевой, проректором Республиканского института профессионального образования.
— Если раньше синонимом успеха было поступление в вуз, то сейчас все больше парней и девушек хотят продолжить обучение на уровне профессионально-технического и среднего специального образования. Такая тенденция складывается с учетом потребностей реального сектора экономики и пожеланий организаций — заказчиков кадров.
При получении профессионально-технического, среднего специального образования обеспечивается практико-ориентированная подготовка рабочих и специалистов, востребованных на современном рынке труда, своего рода технической элиты с хорошо развитыми практическими навыками. Ребята в большинстве случаев наравне с основной специальностью и квалификацией получают дополнительно профессию рабочего (в некоторых случаях даже несколько), что позволяет быть конкурентоспособным на рынке труда и в большей степени застраховаться от безработицы.
За время обучения молодые люди смогут разобраться, насколько верно выбран путь, и уже осознанно, если захотят продолжить обучение, определиться с выбором вуза. Поэтапный переход от профессионально-технического к среднему специальному образованию в некоторых случаях дает возможность поступить в университет сразу на 3-й курс.
— Как решить проблему переизбытка дипломированных специалистов при одновременной нехватке рабочих рук?
— Конечно, образование неразрывно связано с потребностями экономики. Будет развиваться производство — будут востребованы и престижны профессии рабочего. Для того чтобы поднять их статус, необходимо совместно с организациями, предприятиями проводить профориентацию, начиная со школы. Отмечу, что первое знакомство с профессией у ребят происходит как раз в школе в рамках учебного предмета «Трудовое обучение». Сегодня таких профессий порядка семидесяти.
— Образование не может организовываться только традиционными методами. Именно поэтому у нас совершенствуется законодательная база, которая регламентирует данные вопросы. Сейчас специалисты ведут работу над новой редакцией Кодекса Республики Беларусь об образовании, где особое внимание уделяется дистанционному обучению.
Республиканским институтом профессионального образования был разработан специальный алгоритм организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. Во многих учреждениях образования во время пандемии обучение проводили онлайн с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Сегодня время заставляет в ускоренном режиме осваивать новые возможности цифровизации. Однако я уверена, что дистанционное обучение — это один из вспомогательных элементов обучения и оно полноценно не сможет заменить живое общение.
— Некоторые родители готовы платить за учебу в вузе, поскольку это считается престижнее, чем получить профессиональное образование. Как изменить ситуацию?
— Парням и девушкам нужно показать, что, освоив профессию рабочего, можно достичь большего успеха в жизни и жить в достатке. Важно организовать правильную, грамотно продуманную рекламу востребованных профессий. Необходимо проводить профориентационную работу не только учреждениям образования, но и представителям предприятий (организаций), которые проинформируют о конкретных компетенциях, необходимых для освоения будущей профессии.
У нас создан YouTube-канал «Твое профессиональное образование», где знакомим ребят с самыми востребованными специальностями. Особенно много просмотров собрал ролик, где мастера своего дела — шеф-повар, главный инженер, руководитель школы красоты, окончившие колледжи и профлицеи, — делились своей формулой успеха и напутствовали выпускников.
Участники 4-го Республиканского конкурса профессионального мастерства WorldSkills Belarus 2020.
— В республиканском банке вакансий Минтруда и соцзащиты среди самых востребованных, например, в сфере промышленности обозначены такие профессии, как швея, слесарь-ремонтник, электромонтер, водитель. В строительстве — каменщики, плотники, маляры, монтажники, в торговле — продавцы и контролеры-кассиры. Так как больше трети ВВП страны формирует промышленность, среди востребованных отмечу направление «техника и технологии». Наблюдается тенденция значительного роста потребности в кадрах для медицинской сферы: медсестры, санитары, фельдшеры-лаборанты. Конечно, пользуются популярностью ІT-специальности. Параллельно с отказом от некоторых невостребованных на рынке труда специальностей появляются другие, отвечающие современным требованиям экономики. К примеру, «производство биотехнологической продукции», «промышленные роботы и робототехнические комплексы», «организация технического сервиса транспортных средств», «организация гостиничных услуг», «эксплуатация мехатронных систем промышленного оборудования». Содержание новых специальностей разрабатывается с учетом требований организаций — заказчиков кадров.
— Соответствует ли материальная база учебных заведений современным требованиям?
— В нашей стране не первый год развивается сеть ресурсных центров. На сегодняшний момент функционирует 51 ресурсный центр, причем в 16 из них установлено инновационное оборудование, которое встретишь не на всех предприятиях страны.
Приведу в пример ресурсный центр филиала «Минский государственный автомеханический колледж имени академика М. С. Высоцкого» УО РИПО. С каждым годом у нас в стране растет количество электромобилей. И в колледже уже начали готовить специалистов по их обслуживанию и ремонту. Кроме того, у нас проходят обучение и представители предприятий (организаций). Так, сотрудники МЧС изучали устройство электромобиля для формирования алгоритма действий по извлечению пассажиров из электрокара при ДТП, ведь важно, чтобы никто не пострадал от высокого напряжения.
Следует отметить, что в каждой области располагаются ресурсные центры строительного профиля, за которыми закреплены предприятия или организации данной отрасли, участвующие в их оснащении современными материалами и оборудованием.
Ресурсные центры равномерно распределены по всем регионам. Туда приходят как ученики профессионально-технического, среднего специального, так и высшего образования. Также обучение на таких площадках проводится и в рамках дополнительного образования взрослых.
ПРАКТИКА ПРЕЖДЕ ВСЕГО
— Насколько активно наниматели пользуются возможностью формирования специалиста, который бы его устроил?
— Качественное образование заключается в подготовке востребованного специалиста, который отвечает современным требованиям работодателя. Наши выпускники проходят практику в условиях реального производства на рабочих местах, где закрепляют теоретические навыки, и быстро адаптируются под специфику предприятия. Для обеспечения эффективной практико-ориентированной подготовки квалифицированных, мобильных, конкурентоспособных специалистов с профессионально-техническим и средним специальным образованием организации — заказчики кадров участвуют в разработке образовательных стандартов, типовой учебно-программной документации, в их рецензировании и согласовании.
В ТЕМУ
Особую роль в повышении престижа профессий рабочих специальностей играет чемпионат WorldSkills. Масштабное международное движение помогает сформировать положительный имидж различных специальностей в глазах молодежи. Беларусь участвует в WorldSkills с 2014 года. К слову, более 350 обучающихся в прошлом году приняли участие в национальном чемпионате WorldSkills Belarus. Такие площадки позволяют молодым людям определить траектории дальнейшего развития своих профессиональных умений и навыков.
hilkok@sb.by
Техническая элита
— Советская система образования была ступенчатой и структурированной: школа, ПТУ и техникумы, а потом уже для многих — вуз. На ваш взгляд, в чем основные преимущества среднего специального и профессионально-технического образования?— Если раньше синонимом успеха было поступление в вуз, то сейчас все больше парней и девушек хотят продолжить обучение на уровне профессионально-технического и среднего специального образования. Такая тенденция складывается с учетом потребностей реального сектора экономики и пожеланий организаций — заказчиков кадров.
При получении профессионально-технического, среднего специального образования обеспечивается практико-ориентированная подготовка рабочих и специалистов, востребованных на современном рынке труда, своего рода технической элиты с хорошо развитыми практическими навыками. Ребята в большинстве случаев наравне с основной специальностью и квалификацией получают дополнительно профессию рабочего (в некоторых случаях даже несколько), что позволяет быть конкурентоспособным на рынке труда и в большей степени застраховаться от безработицы.
За время обучения молодые люди смогут разобраться, насколько верно выбран путь, и уже осознанно, если захотят продолжить обучение, определиться с выбором вуза. Поэтапный переход от профессионально-технического к среднему специальному образованию в некоторых случаях дает возможность поступить в университет сразу на 3-й курс.
— Как решить проблему переизбытка дипломированных специалистов при одновременной нехватке рабочих рук?
— Конечно, образование неразрывно связано с потребностями экономики. Будет развиваться производство — будут востребованы и престижны профессии рабочего. Для того чтобы поднять их статус, необходимо совместно с организациями, предприятиями проводить профориентацию, начиная со школы. Отмечу, что первое знакомство с профессией у ребят происходит как раз в школе в рамках учебного предмета «Трудовое обучение». Сегодня таких профессий порядка семидесяти.
Плюсы и минусы онлайн-учебы
— Пандемия подсказала, что надо ускоряться в вопросах дистанционного обучения. Насколько такая форма была распространена в колледжах и профлицеях?— Образование не может организовываться только традиционными методами. Именно поэтому у нас совершенствуется законодательная база, которая регламентирует данные вопросы. Сейчас специалисты ведут работу над новой редакцией Кодекса Республики Беларусь об образовании, где особое внимание уделяется дистанционному обучению.
Республиканским институтом профессионального образования был разработан специальный алгоритм организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. Во многих учреждениях образования во время пандемии обучение проводили онлайн с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Сегодня время заставляет в ускоренном режиме осваивать новые возможности цифровизации. Однако я уверена, что дистанционное обучение — это один из вспомогательных элементов обучения и оно полноценно не сможет заменить живое общение.
— Некоторые родители готовы платить за учебу в вузе, поскольку это считается престижнее, чем получить профессиональное образование. Как изменить ситуацию?
— Парням и девушкам нужно показать, что, освоив профессию рабочего, можно достичь большего успеха в жизни и жить в достатке. Важно организовать правильную, грамотно продуманную рекламу востребованных профессий. Необходимо проводить профориентационную работу не только учреждениям образования, но и представителям предприятий (организаций), которые проинформируют о конкретных компетенциях, необходимых для освоения будущей профессии.
У нас создан YouTube-канал «Твое профессиональное образование», где знакомим ребят с самыми востребованными специальностями. Особенно много просмотров собрал ролик, где мастера своего дела — шеф-повар, главный инженер, руководитель школы красоты, окончившие колледжи и профлицеи, — делились своей формулой успеха и напутствовали выпускников.
Участники 4-го Республиканского конкурса профессионального мастерства WorldSkills Belarus 2020.
Спрос на мастеров
— Пандемия COVID-19 перестраивает рынок труда. Нужны медсестры, слесари и продавцы-консультанты. Какие специальности можно назвать самыми желанными у нас?— В республиканском банке вакансий Минтруда и соцзащиты среди самых востребованных, например, в сфере промышленности обозначены такие профессии, как швея, слесарь-ремонтник, электромонтер, водитель. В строительстве — каменщики, плотники, маляры, монтажники, в торговле — продавцы и контролеры-кассиры. Так как больше трети ВВП страны формирует промышленность, среди востребованных отмечу направление «техника и технологии». Наблюдается тенденция значительного роста потребности в кадрах для медицинской сферы: медсестры, санитары, фельдшеры-лаборанты. Конечно, пользуются популярностью ІT-специальности. Параллельно с отказом от некоторых невостребованных на рынке труда специальностей появляются другие, отвечающие современным требованиям экономики. К примеру, «производство биотехнологической продукции», «промышленные роботы и робототехнические комплексы», «организация технического сервиса транспортных средств», «организация гостиничных услуг», «эксплуатация мехатронных систем промышленного оборудования». Содержание новых специальностей разрабатывается с учетом требований организаций — заказчиков кадров.
— Соответствует ли материальная база учебных заведений современным требованиям?
— В нашей стране не первый год развивается сеть ресурсных центров. На сегодняшний момент функционирует 51 ресурсный центр, причем в 16 из них установлено инновационное оборудование, которое встретишь не на всех предприятиях страны.
Приведу в пример ресурсный центр филиала «Минский государственный автомеханический колледж имени академика М. С. Высоцкого» УО РИПО. С каждым годом у нас в стране растет количество электромобилей. И в колледже уже начали готовить специалистов по их обслуживанию и ремонту. Кроме того, у нас проходят обучение и представители предприятий (организаций). Так, сотрудники МЧС изучали устройство электромобиля для формирования алгоритма действий по извлечению пассажиров из электрокара при ДТП, ведь важно, чтобы никто не пострадал от высокого напряжения.
Следует отметить, что в каждой области располагаются ресурсные центры строительного профиля, за которыми закреплены предприятия или организации данной отрасли, участвующие в их оснащении современными материалами и оборудованием.
Ресурсные центры равномерно распределены по всем регионам. Туда приходят как ученики профессионально-технического, среднего специального, так и высшего образования. Также обучение на таких площадках проводится и в рамках дополнительного образования взрослых.
ПРАКТИКА ПРЕЖДЕ ВСЕГО
— Насколько активно наниматели пользуются возможностью формирования специалиста, который бы его устроил?
— Качественное образование заключается в подготовке востребованного специалиста, который отвечает современным требованиям работодателя. Наши выпускники проходят практику в условиях реального производства на рабочих местах, где закрепляют теоретические навыки, и быстро адаптируются под специфику предприятия. Для обеспечения эффективной практико-ориентированной подготовки квалифицированных, мобильных, конкурентоспособных специалистов с профессионально-техническим и средним специальным образованием организации — заказчики кадров участвуют в разработке образовательных стандартов, типовой учебно-программной документации, в их рецензировании и согласовании.
В ТЕМУ
Особую роль в повышении престижа профессий рабочих специальностей играет чемпионат WorldSkills. Масштабное международное движение помогает сформировать положительный имидж различных специальностей в глазах молодежи. Беларусь участвует в WorldSkills с 2014 года. К слову, более 350 обучающихся в прошлом году приняли участие в национальном чемпионате WorldSkills Belarus. Такие площадки позволяют молодым людям определить траектории дальнейшего развития своих профессиональных умений и навыков.
hilkok@sb.by