Опасны ли дикие кабаны для грибников?

Кабан подкараулил грибника под деревом

Питается ли секач человечиной и опасен ли он для любителей тихой охоты?

Молодой житель Молодечно вечером отправился за грибами в лес неподалеку от деревни Редьки – там у семьи частный дом. Однако внезапно появился дикий кабан. Спасаясь от него, грибник вскарабкался на дерево. К счастью, мобильный телефон он не уронил и сумел позвонить отцу. Тот, в свою очередь, вызвал милицию и сам поехал на выручку.

«СГ» выясняла у специалистов, как правильно вести себя в подобной ситуации и реальна ли угроза от диких свиней при встрече в их естественной среде обитания.


Подробностями молодечненского случая поделился оперуполномоченный отдела уголовного розыска местного РОВД Алексей Новицкий, который одним из первых выехал на происшествие. Связи с грибником сначала не было – в тех местах плохо ловит сеть. Повезло, что он сумел самостоятельно выйти к деревне даже в темноте. Напуганный парень рассказал, что забрался повыше на ближайший ствол, когда услышал сопение поблизости. Дикий вепрь, который вскоре появился внизу, был крупным. Однако долго караулить под деревом он не стал и вскоре человек спустился и бросился к дому.  

Как известно, несколько лет назад перед охотниками поставили задачу свести популяцию дикого кабана в стране к минимуму из-за угрозы АЧС. Однако эти «поросята» отличаются удивительной живучестью. Председатель Лебедевского сельисполкома Тамара Дудич слышала о случае под Редьками, но самой видеть на территории своего сельсовета диких кабанов не доводилось. А вот, к примеру, в соседнем Мядельском районе в национальном парке «Нарочанский» на днях встретила небольшое стадо, насчитала 6 штук. Сельчане пока с жалобами на кабанов, которые могут заходить на огороды, этой осенью не обращались. Правда, лес возле деревни Редьки достаточно большой и живности там хватает. В самом населенном пункте – около 100 домов, но в основном они используются под дачи.

В Лебедевском лесничестве Молодечненского лесхоза новости о секаче удивились – говорят, их почти не осталось. Даже в вольерах возле экотропы их давно нет – уничтожили во время массовой кампании по отстрелу. 

Заместитель начальника Молодечненской межрайинспекции охраны животного и растительного мира Петр Цивилько напомнил, что сейчас охота на кабана разрешена круглый год в течение суток, причем уничтожать можно представителей любого пола и возраста. Патрулируя территорию во время рейдовых мероприятий, госинспекторы при встрече с кабанами делают картирование и выдают охотпользователям предписание на их отстрел, если видят животных в угодьях. В основном они встречаются в Налибокской пуще, а также в районе деревни Лозовец. Опасность, предупреждает специалист, может представлять свиноматка с выводком, которая защищает свою территорию.

А что думают ученые? Заведующий лабораторией популяционной экологии наземных позвоночных и управления биоресурсами ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам» Василий Шакун отмечает, что обычно защищается только раненый вепрь, к примеру, если дело происходит на охоте. Как правило, ему незачем преследовать человека и, встретив незнакомца, дикая свинья постарается поскорее сделать ноги. По натуре животное скорее собиратель, а не охотник. В то же время нельзя сказать, что оно не станет есть мертвого – они всеядны. Как известно, сицилианская мафия скармливала убитых домашним свиньям. 

Грибнику при встрече с дикарем есть от чего испугаться. Вес самцов достигает 300—400 килограммов, бегают быстрее человека – до 30 километров в час. Стадо может защищать свою территорию или начать преследование из любопытства. В такой ситуации забраться наверх – правильный ход, ведь  кабан, как правило, ничего не видит выше метра и голову поднять не может. Сейчас эти звери активно выходят на сельскохозяйственные поля подкормиться.  Чтобы их спугнуть, обычно достаточно пошуметь и покричать.

А много ли их осталось? По последним данным ученых, всего в стране – около 6 тысяч. Как уцелели? Прежде всего, на особо охраняемых природных территориях, куда человеку с ружьем вход заказан, особенно в заповеднике и национальных парках. Есть также сильно заболоченные и заросшие кустарником лесные массивы, где даже собака не пролезет, не то что охотник! Умудренные опытом секачи сидят там и не высовываются. А еще популяция пополняется за счет тех, кто пересекает границу – паспорт-то диким вепрям не нужен. В среднем на одно охотничье хозяйство приходится до 10 животных. Кстати, в последние годы появилась новая тенденция: вместо одного приплода по 6—8 поросят самка дает по два в год, причем до 12 штук! Так природа реагирует на образовавшуюся незанятую нишу.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter