Побывали в Сморгонском районе — расскажем о тех, благодаря кому он развивается
15.11.2023 08:00:00
Татьяна ВРУБЛЕВСКАЯ
Токари-расточники ОАО «Сморгонский агрегатный завод» Владислав Клуйша, Олег Ясюк и Виталий Шапутько.
Семь ингредиентов
Этим летом белорусские блогеры задались вопросом: действительно ли в Сморгони производят самое вкусное в стране мороженое? Дескать, надо проверить очередной миф. Спросить в первую очередь следовало бы у Натальи Субко, которая, можно сказать, выросла на местном молокозаводе — до начальника производства «Сморгонские молочные продукты» (филиал ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат»).— Должность заслужила в нынешнем году, — рассказывает Наталья. — После гимназии поступила на биологический факультет БГУ, а по окончании университета вернулась в родную Сморгонь. Из объявления в газете узнала, что на нашем молочном предприятии появилась должность инженера-эколога. Тогда как раз началось внедрение различных систем управления, в том числе менеджмента качества и охраны окружающей среды.
Наталья Субко.
Участвовала и в «молочных войнах», когда партнеры отказывались сотрудничать с белорусскими предприятиями, называя чаще всего причиной следы антибиотиков в продукции. В результате, чтобы контролировать входящее сырье и весь ассортимент на выходе, было закуплено современное оборудование. Завод и сейчас тратит большие средства на совершенствование контроля качества продукции.
Предприятие, в котором три цеха (цельномолочный, аппаратно-маслодельный и цех сухих молочных продуктов), Наталья Субко за почти 20 лет работы изучила от и до, без малого три сотни работников знает в лицо и по имени:
— Мне приходится координировать весь процесс, обеспечивать работу производства в целом. В этом году значительно выросли объемы принимаемого сырья. Если раньше к нам поступало 280 — 290 тонн ежедневно, то этим летом — до 350 тонн. Основной профиль — производство сухого обезжиренного молока, масла и творога, которые экспортируются. Большую часть продукции отправляем в Российскую Федерацию, немного отгружаем в Малайзию, Китай, Кыргызстан. Также выпускаем питьевое молоко и кефир разной жирности, мягкий сыр, сметану и то самое мороженое, о котором ходят легенды.
Что ж, идем на дегустацию! Перед нами лакомство двух видов: ванильное и с какао. Но вкус, без сомнения, смогут оценить только те, кто вырос в СССР и пробовал белоснежный пломбир в бумажном стакане с наклейкой сверху и деревянной палочкой. Как можно сделать точно такое же в сегодняшних реалиях?
— Здесь всего семь ингредиентов, и это не какая-то секретная рецептура, — утверждает Наталья. — Выпускаем мороженое в соответствии с требованиями стандарта. Никаких стабилизаторов и наполнителей. В сезон ежедневно производим до 900 килограммов. Это максимальная загрузка, больше не позволяет объем закалочной камеры. Буквально несколько недель назад стали возить наше мороженое в Гродно, скоро оно появится в крупных супермаркетах Минска.
Путевые заметки «классной мамы»
Многие родители хотят отдать своих детей к учителю начальных классов гимназии Сморгони Виктории Скальской. Она мечтала стать учителем с раннего детства, а сейчас активно внедряет современные технологии в образовательный процесс, обучает коллег.— Начальные классы выбрала сознательно, — говорит Виктория Николаевна. — Мне всегда казалось, что преподавать всего один предмет — скучно. А здесь такое разнообразие! На одном уроке читаешь, на другом — лепишь, на третьем — танцуешь и поешь! С приходом в гимназию в моем классе появилась интерактивная доска и компьютер. Однажды была на курсах повышения квалификации в Гродно и совершенно случайно попала не на те курсы. Меня, к счастью, не выпроводили, и посчастливилось увидеть, как учителя информатики делают то, что я сейчас и внедряю. Вернувшись домой, написала, что по теме самообразования хотела бы изучать это направление. А через год гимназии подарили долгожданную технику. Веду блог «Путевые заметки «классной мамы». Там можно найти буквально все: фото с турниров, советы по внеклассному чтению, что будем делать на предстоящем уроке труда. Обязательно публикую пример поделки или портрета, который должен получиться в итоге, чтобы родители понимали, какие листья или шишки надо принести: большие, маленькие, разноцветные. Почему путевые? Потому что мы идем по одному пути.
Виктория Скальская с учащимися 3 «Г» класса.
По утверждению педагога с почти 25‑летним опытом, есть люди, которые все делают сами, а есть те, кто может учить других:
— Мне несложно поделиться своими наработками, которые позволят улучшить образовательный процесс. Девять лет назад начала внедрять тематические флеш-карточки для улучшения запоминания белорусских слов. Это не какое-то ноу-хау, сделать их очень просто, но, согласитесь, прекрасно, когда это уже сделано за вас. Писала работу про креативный подход, когда все предметы изучаются с помощью стихов, музыки, игры. В плане онлайн-обучения сильно продвинулась во время пандемии. «Иди на методиста», советовали коллеги: им нравились мои рационализаторские предложения. Самым сложным было сдать экзамен в Минске, но я справилась и теперь имею квалификацию учителя-методиста.
Виктория Скальская родилась на Чукотке. Родители, по национальности белорусы, решили подзаработать на золотых приисках, а через какое-то время вернулись в Сморгонь.
— Если честно, другого города для жизни не представляю, — говорит Виктория и делится убеждением: — Когда дети еще совсем маленькие, из них можно сделать все что угодно, вложить любые мысли. Иногда встречаю на улице уже взрослых молодых людей, которые мне запомнились четвероклассниками, обращаюсь к ним по имени. Могу им рассказать случаи из их жизни, помню, чем они увлекались, с кем дружили.
Мечтаю, что когда-нибудь лауреат Нобелевской премии скажет с высокой трибуны: «Я учился у Скальской….»
Личное клеймо качества
В советское время в Сморгони планировали создать крупнейший промышленный центр огромной страны, поэтому сегодня здесь успешно работают десятки производств: частных и государственных. ОАО «Сморгонский агрегатный завод» входит в состав «МТЗ-холдинг» и производит не только мини-тракторы, мотоблоки, навесное оборудование к ним, но и детали, которые уходят на головной конвейер Минского тракторного завода и другие предприятия-кооперанты.Здесь трудится более 1100 человек, однако такой работник, как Олег Ясюк, — один на миллион. Высокий мужчина со смеющимися глазами и внушительным басом не особо любит говорить о себе — сразу сухо по вехам биографии:
Олег Ясюк.
— Родился в деревне Глыбочке Витебской области, в 1983 году окончил Городокский сельскохозяйственный техникум по специальности «техник-электрик». В 1988‑м познакомился с девушкой из Сморгони, через год поженились. В это время в городе уже ввели в строй этот самый завод, куда пришел на работу электриком, а позже переучился на токаря-расточника. Вот уже более 35 лет на предприятии.
За это время здесь многое поменялось и продолжает совершенствоваться. Олег Ясюк уже наставник для молодежи, которая только осваивает профессию. Обучит одних — присылают следующих. Говорит, ребята толковые:
— Сейчас двое новеньких снова появились. Научатся! Лично отбираю тех, кто хочет хорошо работать и хорошо зарабатывать.
На протяжении многих лет Олег Владимирович возглавляет бригаду из восьми человек. Средний процент выработки деталей за девять месяцев 2023 года — 290. За выпуск высококачественной продукции получил право использования личного клейма, а за профессиональное мастерство начисляют доплату.
— В моих руках суперсложная деталь, — показывает тяжелый металлический предмет опытный токарь. — Это корпус трансмиссии, который мы сделали по эскизам наших разработчиков. Так выглядит сердце мотоблока, без которого машина будет только грудой металла. Наша задача — качественно изготовить корпусные детали на мини-технику. Все части должны подходить друг к другу, как ключ к замку, чтобы люди покупали нашу технику и радовались приобретению. А те, кто собирает машины из наших деталей, не испытывали никаких сложностей.
Оба сына Олега Владимировича трудятся на агрегатном заводе — никто не заставлял, сами изъявили желание.
— Ребята с детства понимали специфику работы, с уважением относились к моему труду. И сейчас сами ответственно подходят к поставленным задачам, поэтому им доверяют самые современные станки. Без современных машин в сегодняшних реалиях сложно конкурировать на мировом рынке. Слышал, новое оборудование на подходе, так что мне предстоит еще немало кадров подготовить.
Иду на работу с огромным удовольствием, потому что твердо знаю: сделаю деталь любой сложности, и неважно, сколько времени на это потребуется.
Спешить на помощь
В Сморгонском районе проживает более 49 тысяч жителей. Поездки в отдаленные деревни, хутора, доставка в межрегиональные центры для экстренной специализированной помощи за 250 километров в одну сторону — все это ежедневный труд водителя с 30‑летним стажем Ивана Астринского.Демонстрируя начинку скорой, Иван Михайлович рассказывает:
Иван Астринский.
— Похвастаться суперсовременным автопарком пока не можем: шесть автомобилей, четыре из них имеют срок эксплуатации свыше пяти лет — две «газели» и два УАЗа. Но новые машины обещают — ждем, понятно, что в последние годы все средства уходили на борьбу с ковидом. За мной закреплена машина под номером четыре. Сейчас она в гараже, готовится к покраске для прохождения техосмотра. В основном все делаем своими руками без помощи СТО и за качество не беспокоимся.
На станции скорой медицинской помощи Сморгонской ЦРБ задействовано пять бригад, из них четыре фельдшерские и одна — интенсивной терапии. За машинами закреплено 19 водителей.
Иван Астринский обращает внимание на командную работу, где роль каждого сложно переоценить:
— В феврале ехали с нашим доктором в два часа ночи «на аритмию», неожиданно на машину прыгнул лось. Повезло, что никто не пострадал. Вызвали на подмогу другую машину.
Ведь при инфарктах или инсультах важно соблюсти, как говорят доктора, правило золотого часа, поэтому все водители знают, что и от нашего мастерства зависят человеческая жизнь и здоровье. Но слишком быстро ехать тоже опасно: больной должен находиться в состоянии покоя.
Кстати, сесть за баранку Иван Астринский не мечтал — так получилось: решил отучиться на водителя уже после службы в военно-морском флоте. Без стажа брали только в больницу, да и то на продуктовую машину хоздвора. В 1990 году Иван Михайлович встретил свою будущую жену, которая работала на скорой фельдшером, дежурили вместе:
— Она меня многому научила, даже укол могу поставить, если понадобится. Вместе вырастили двух дочерей и сына, помогаем воспитывать внуков. За три десятилетия привык днем и ночью быть в состоянии боевой готовности — как в семье, так и на работе. В общем, всю жизнь на дежурстве.
Чувствовать заботу
Из сельхозпредприятий в Сморгонском районе КСУП «АгроСолы» считается лучшим. Почти 20 лет им руководит Ольга Лукьяненко, сумевшая собрать команду единомышленников, понимающих, что от личного вклада в общее дело зависит едва ли не все. В этом уверен и тракторист-машинист хозяйства Виталий Фелив, который за многолетний добросовестный труд и высокие производственные показатели неоднократно получал награды.Застали Виталия за внесением органических удобрений под сахарную свеклу — пока погода позволяет, работа в полях не прекращается до наступления темноты.
Виталий Фелив.
— Недавно завершили уборку кукурузы на зерно и силос, — рассказывает тракторист. — На кормоуборочном комбайне уже четыре сезона. Получал новеньким, поэтому управлять им до сих пор одно удовольствие. За время уборки получил больше 5 тысяч рублей, хотя в поле по 12 часов в сутки. Но я люблю трудиться на земле, нравится процесс сева и то время, когда видны результаты.
Виталий Фелив переехал с семьей из Казахстана, и вот уже больше 15 лет он на одном рабочем месте:
— Супруга из этих мест, поэтому решили перебраться поближе к ее корням. Поначалу жили с родителями, но хотели свое жилье иметь. А в КСУП «АгроСолы» всегда строили квартиры и дома для своих работников. Так что квартирный вопрос мы давно решили. Здесь у нас много друзей, соседи хорошие. Для меня эти места стали второй родиной.
Сельчанин радуется: в 2023 году хозяйство получило достойный урожай — 10 615 тонн зерна (40,2 центнера с гектара) и 526 тонн рапса (42,5 центнера на круг). Хотя земли, говорит, не очень-то и плодородные, каменистые, поэтому многое зависит от мастерства специалистов агротехнической службы, соблюдения технологий, внедрения новых методов земледелия:
— Люди у нас понимающие, готовы учиться. Тружусь уже много лет, вижу, как обновляется техника. Во многом это заслуга бессменного руководителя Ольги Лукьяненко, которая понимает: заработанные деньги надо обязательно вкладывать в развитие, но и о людях не забывать. Мы все чувствуем эту заботу. Уже с ранней весны в поля подвозят горячее питание. Есть добрая традиция проводить зажинки. Сам много лет зерно убирал, на «Лиде-1600» работал, на «Полесье-1218». Бывало, свыше 2500 тонн за сезон намолачивал, больше не получалось — в хозяйстве ежегодно по 11 — 12 комбайнов ведут борьбу за пальму первенства. Это хорошее соревнование, полезное!
vrublevskaya@sb.by