Вклад зарубежного бизнеса в экономику нуждается в переосмыслении
29.06.2023 08:38:00
Георгий ГРИЦ
Проект нового закона о содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов был включен в повестку недавнего совещания Александра Лукашенко с руководством Совета Министров. По мнению Правительства, нормативный акт поможет не только восстановить положительную динамику как внутренних, так и внешних инвестиций, но и привлечь так называемых «статусных инвесторов» в стратегические отрасли экономики.
В то же время, как заявил на совещании Президент, документ нужно внимательно изучить, прежде чем отправить его в Парламент. «Разумеется, любая страна сегодня старается предоставить инвесторам привлекательные условия. Мы также должны создавать конкурентные преимущества, чтобы деньги вкладывались в перспективные, высокотехнологичные, инновационные производства именно сюда, в Беларуси», — сказал Глава государства и при этом напомнил про важное правило, — в основе любого проекта должна превалировать социальная ответственность — полноценная занятость для работников, достойные зарплаты, широкий соцпакет и, естественно, уплата налогов».
Фото из архива «СБ»
Так что же предлагает Правительство?
Новый закон призван эволюционно заменить Декрет № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь», который когда-то был одним из самых прогрессивных документов в регионе и почти 15 лет служил правовой основой этой сферы. Но по прошествии определенного времени возникла необходимость посмотреть, какими еще инструментами мы можем воспользоваться для того, чтобы сохранять инвестиционную активность.
В частности, одно из ключевых новшеств — создание нескольких видов реализации инвестиционных проектов, что позволит государству и инвесторам более гибко настраивать формат совместной работы. Если раньше законодательство предусматривало один механизм в реализации инвестпроекта — инвестиционный договор, то новым законопроектом предусмотрено три таких формата — инвестиционный договор для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, реализация проектов с господдержкой, но без заключения инвестиционного договора, специальный инвестиционный договор.
Как следует из названия, первый вариант сотрудничества будет применяться для реализации крупных проектов, имеющих важное значение для экономики. Решения о заключении таких договоров смогут принимать Совмин, Управление делами Президента, а также Оперативно-аналитический центр при Президенте. Главной его особенностью станет предоставление расширенного пакета льгот и преференций.
Так, «статусные инвесторы» на законодательном уровне получат гарантированный объем выкупа своей продукции (так называемые «офсетные контракты»). Кроме того, предполагается, что новый формат взаимодействия с инвестором допускает возложение на государство дополнительных обременительных обязательств (например, закрепление гарантий об обеспечении инвестора сырьем в необходимых ему объемах, установление предельного объема товара, реализуемого в рамках госзакупок с применением процедуры закупки из одного источника, предоставление индивидуальных тарифов, введение обязательных условий об обращении в специализированные судебные органы и другое).
Еще одно новшество законопроекта — предоставление инвесторам, реализующим свои проекты на основании инвестиционного договора, так называемой стабилизационной оговорки: защиты от возможного неблагоприятного изменения законодательства в период действия инвестиционного договора, но не более пяти лет с даты его регистрации. Примечательно, что действие стабилизационной оговорки ограничивается только сферой налогообложения и не касается иных изменений, которые могут ухудшить перспективы возврата вложенных средств. Такое сужение гарантий Минэкономики объясняет тем, что более широкое применение данной нормы на сегодня является сложным в части ее дальнейшего администрирования.
Соответствующие решения будут приниматься Главой государства.
В заключении хотелось бы привести еще одну цитату Александра Лукашенко: «Только приехать сюда, как раньше говорили, и высосать все соки из народа, выдавить все, что можно, заплатив какую-то копейку (налоги при этом не платить, а рабочим, скажем, 500 долларов), а основную прибыль вывести в виде дивидендов в недружественные страны. Я не думаю, что такие проекты нам нужны. Сюда надо приходить не как в банановую республику, а как в нормальную высокотехнологичную, высокоразвитую, и работать надо прежде всего со своими инвесторами».
Будем честны — данное пожелание не носит абстрактный характер. Текущая статистика деятельности организаций с участием иностранного капитала, заставляет переосмыслить роль и место этих компаний в экономике в целом. С одной стороны, количество предприятий с иностранным капиталом в уставных фондах достаточно значимо: в 2021 году их насчитывалось 6231. На них работало около 450 тысяч человек и их выручка составила около 120,9 миллиарда рублей. Но вот если оценить место иностранного бизнеса во внешней торговле, а это: экспорт — 10,9, а импорт — 17,6 миллиарда долларов, то видно, что он формирует значительный уровень отрицательного сальдо внешней торговли.
А если учесть, что в 2022 году, ряд иностранных компаний фактически сбежали из Беларуси, чем нанесли ущерб не только своей репутации, но и в сущности инициировали определенные риски в экономике, то вышеуказанное замечание Александра Лукашенко к Правительству — следует ли сохранять традиционные подходы и льготы для зарубежного бизнеса, особенно из недружественных стран, а может, необходимо искать иные мотивы и, соответственно, инструменты — становится более понятным.
С большой вероятностью, после доработки проекта нового закона о содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов, а он будет направлен на рассмотрение в Парламент и через некоторое время утвержден Главой государства. Но эффективность будет определяться не его формальной сущностью, а правоприменительной практикой. То есть в конечном счете чиновниками наверху и на местах, о компетенциях и требованиях к которым Александр Лукашенко достаточно жестко и однозначно высказался.
Георгий ГРИЦ, профессор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии»
Александр ЛУКАШЕНКО:
«Сюда надо приходить не как в банановую республику, а как в нормальную высокотехнологичную, высокоразвитую, и работать надо прежде всего со своими инвесторами».
В то же время, как заявил на совещании Президент, документ нужно внимательно изучить, прежде чем отправить его в Парламент. «Разумеется, любая страна сегодня старается предоставить инвесторам привлекательные условия. Мы также должны создавать конкурентные преимущества, чтобы деньги вкладывались в перспективные, высокотехнологичные, инновационные производства именно сюда, в Беларуси», — сказал Глава государства и при этом напомнил про важное правило, — в основе любого проекта должна превалировать социальная ответственность — полноценная занятость для работников, достойные зарплаты, широкий соцпакет и, естественно, уплата налогов».
Фото из архива «СБ»
Так что же предлагает Правительство?
Новый закон призван эволюционно заменить Декрет № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь», который когда-то был одним из самых прогрессивных документов в регионе и почти 15 лет служил правовой основой этой сферы. Но по прошествии определенного времени возникла необходимость посмотреть, какими еще инструментами мы можем воспользоваться для того, чтобы сохранять инвестиционную активность.
В частности, одно из ключевых новшеств — создание нескольких видов реализации инвестиционных проектов, что позволит государству и инвесторам более гибко настраивать формат совместной работы. Если раньше законодательство предусматривало один механизм в реализации инвестпроекта — инвестиционный договор, то новым законопроектом предусмотрено три таких формата — инвестиционный договор для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, реализация проектов с господдержкой, но без заключения инвестиционного договора, специальный инвестиционный договор.
Как следует из названия, первый вариант сотрудничества будет применяться для реализации крупных проектов, имеющих важное значение для экономики. Решения о заключении таких договоров смогут принимать Совмин, Управление делами Президента, а также Оперативно-аналитический центр при Президенте. Главной его особенностью станет предоставление расширенного пакета льгот и преференций.
Так, «статусные инвесторы» на законодательном уровне получат гарантированный объем выкупа своей продукции (так называемые «офсетные контракты»). Кроме того, предполагается, что новый формат взаимодействия с инвестором допускает возложение на государство дополнительных обременительных обязательств (например, закрепление гарантий об обеспечении инвестора сырьем в необходимых ему объемах, установление предельного объема товара, реализуемого в рамках госзакупок с применением процедуры закупки из одного источника, предоставление индивидуальных тарифов, введение обязательных условий об обращении в специализированные судебные органы и другое).
Еще одно новшество законопроекта — предоставление инвесторам, реализующим свои проекты на основании инвестиционного договора, так называемой стабилизационной оговорки: защиты от возможного неблагоприятного изменения законодательства в период действия инвестиционного договора, но не более пяти лет с даты его регистрации. Примечательно, что действие стабилизационной оговорки ограничивается только сферой налогообложения и не касается иных изменений, которые могут ухудшить перспективы возврата вложенных средств. Такое сужение гарантий Минэкономики объясняет тем, что более широкое применение данной нормы на сегодня является сложным в части ее дальнейшего администрирования.
Соответствующие решения будут приниматься Главой государства.
В заключении хотелось бы привести еще одну цитату Александра Лукашенко: «Только приехать сюда, как раньше говорили, и высосать все соки из народа, выдавить все, что можно, заплатив какую-то копейку (налоги при этом не платить, а рабочим, скажем, 500 долларов), а основную прибыль вывести в виде дивидендов в недружественные страны. Я не думаю, что такие проекты нам нужны. Сюда надо приходить не как в банановую республику, а как в нормальную высокотехнологичную, высокоразвитую, и работать надо прежде всего со своими инвесторами».
Будем честны — данное пожелание не носит абстрактный характер. Текущая статистика деятельности организаций с участием иностранного капитала, заставляет переосмыслить роль и место этих компаний в экономике в целом. С одной стороны, количество предприятий с иностранным капиталом в уставных фондах достаточно значимо: в 2021 году их насчитывалось 6231. На них работало около 450 тысяч человек и их выручка составила около 120,9 миллиарда рублей. Но вот если оценить место иностранного бизнеса во внешней торговле, а это: экспорт — 10,9, а импорт — 17,6 миллиарда долларов, то видно, что он формирует значительный уровень отрицательного сальдо внешней торговли.
А если учесть, что в 2022 году, ряд иностранных компаний фактически сбежали из Беларуси, чем нанесли ущерб не только своей репутации, но и в сущности инициировали определенные риски в экономике, то вышеуказанное замечание Александра Лукашенко к Правительству — следует ли сохранять традиционные подходы и льготы для зарубежного бизнеса, особенно из недружественных стран, а может, необходимо искать иные мотивы и, соответственно, инструменты — становится более понятным.
С большой вероятностью, после доработки проекта нового закона о содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов, а он будет направлен на рассмотрение в Парламент и через некоторое время утвержден Главой государства. Но эффективность будет определяться не его формальной сущностью, а правоприменительной практикой. То есть в конечном счете чиновниками наверху и на местах, о компетенциях и требованиях к которым Александр Лукашенко достаточно жестко и однозначно высказался.
Георгий ГРИЦ, профессор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии»