Двойные стандарты Международного уголовного суда
04.12.2024 08:10:00
Алёна КРАСОВСКАЯ
21 ноября 2024 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьера Израиля Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны Йоава Галанта, отправленного в отставку еще 5 ноября. Объявление МУС о выдаче ордера вызвало яростную реакцию в Израиле. Джо Байден также назвал выданный ордер «возмутительным».
Ключевые посты в МУС заняты специалистами, прошедшими подготовку в программах и учреждениях США и Великобритании.
Но останавливаться на недостигнутом змагары не собираются. Больше четырех лет так и не оставляют попыток убедить весь мир в том, что они очень пострадали от «беларускага рыжыма» и совершенных им «преступлений против человечества». Все это время беглые требовали от разных стран воспользоваться универсальной юрисдикцией* и обратиться в МУС.
«Волнуется» литовское руководство за то, что беглые до сих пор получают сроки за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и их лишают недвижимости в Беларуси. От этого змагары типа «нечеловечески страдают», а Литва не может их не пожалеть. Тут бы литовцам задуматься, кого они у себя приютили и стоит ли за них так переживать. Но нет, думать современным лидерам европейских стран слишком сложно и невыгодно — Литва считает преступником в данной ситуации именно Беларусь.
Депортацию! Хоть бы элементарное определение прочитали, что такое та самая депортация из себя представляет. Но к чему какие-то определения, если один из авторов «документа» не смущаясь заявил: «Мы основывались на отчете Управления верховного комиссара по правам человека ООН, где сказано, что более 300 тысяч белорусов были депортированы с территории Беларуси, что составляет 3,5 процента ее населения».
И в принципе деятельность МУС вызывает в мире много вопросов, особенно его избирательность и явная зависимость от команд из США. Ведь речь опять идет про финансирование. Годовой бюджет МУС составляет около 200 миллионов долларов, а основными донорами числятся США (фонды Open Society Foundations и Wellspring) и Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Ирландия.
*Универсальная юрисдикция — правовой принцип, который позволяет государствам или международным организациям преследование отдельных лиц за серьезные преступления, такие как геноцид, военные преступления и преступления против человечности, независимо от места совершения преступления и независимо от гражданства или места жительства обвиняемого.
**Римский статут — международный договор, утверждающий в странах, его подписавших, юрисдикцию МУС.
КОНТЕКСТ
Среди 68 лиц, в отношении которых МУС проводилось расследование, 55 являлись гражданами африканских стран, что привело к возражениям Африканского союза. Ряд африканских лидеров неоднократно упрекали МУС в политизированности и пристрастности в отношении Африки, выполнении роли инструмента коллективного Запада по преследованию неугодных африканских политиков.
К СВЕДЕНИЮ
В период с 1 января 2020‑го по 26 ноября 2024 года МУС упоминался более чем в 166 тысячах публикаций. Топовыми темами стали: подготовка запроса против Александра Лукашенко, выдача ордеров на арест В. Путина и Б. Нетаньяху.
КСТАТИ
С момента начала деятельности МУС рассмотрел 32 дела с участием 68 обвиняемых. В рамках этих дел МУС издал 59 ордеров на арест, 21 ордер был исполнен. МУС вынес 11 обвинительных приговоров (один впоследствии успешно обжалован) и 4 оправдательных приговора. В 7 случаях дела прекращались в связи со смертью обвиняемого.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Вадим Гигин, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва, член Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации:
— Вообще, идея создания международной универсальной юрисдикции изначально была неплохой и учитывала опыт работы по итогам Второй мировой войны. Однако в условиях гегемонии одного государства — Соединенных Штатов — она превратилась в издевательство над правосудием. США сначала заявили, что они готовы присоединиться к Римскому статуту, к международным соглашениям, связанным с действием данной юрисдикции, но только в отношении граждан других стран, выводя граждан США за пределы данной юрисдикции. Это сразу подрывало весь смысл данной затеи.
Кроме того, прецеденты, которые у нас имеются по действиям различных международных судов и трибуналов, мягко говоря, не носят положительный характер. Например, международный трибунал по бывшей Югославии также превратился в издевательство над правом, поскольку виноватыми сделали сербов, уводя из-под обвинения лидеров косовских албанцев, боснийских мусульман, а также хорватских военных, которые совершили военные преступления.
Все это в совокупности говорит о том, что нынешнее состояние этой международной юридической «конторы» не вызывает никакого доверия и является частью осуществления стратегии однополярного мира.
Александр Шпаковский, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва, член Постоянной комиссии по международным делам, высказался по поводу МУС еще резче:
— В первую очередь необходимо отметить, что МУС не является судебной инстанцией и судебной организацией в прямом смысле этого слова. Это абсолютно зависимая структура, которая существует на деньги внешних спонсоров, преимущественно западных государств. Одним из основных спонсоров работы МУС являются Соединенные Штаты Америки. При этом, что немаловажно, сами США юрисдикцию МУС не признают, и когда решения МУС вступают с противоречие с их интересами, в Вашингтоне сразу говорят о том, что данная организация нелегитимна и неправомочна принимать какие-либо решения.
Классический пример — вынесение МУС решения о выдаче ордера на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху. В США на это отреагировали очень резко. Более того, сенатор-республиканец Линдси Грем заявил о том, что страны, которые посмеют выполнить это решение, будут подвергнуты санкциям со стороны США. То есть мы видим совершенно конкретно, что правомочность так называемого Международного уголовного суда весьма сомнительна.
Что касается решений МУС, которые относятся к Беларуси и России, здесь вообще нельзя говорить о некоей юридической обязательности. По той простой причине, что наши страны никогда не подписывали никаких соглашений, касающихся данной структуры. То есть для нас решения МУС значат ничуть не больше, чем, допустим, сплетни иностранных бабушек где-нибудь на заграничной лавочке. Если речь хотя бы шла о нашей, отечественной лавочке, мы бы, по крайней мере, могли принять это во внимание как элемент общественных настроений. А здесь это просто-напросто некие досужие разговоры людей, которые объявили себя судом. Но для нас никакой юридической силы их вердикты не имеют и иметь не могут. Такой организации в нашем законодательстве и в системе международных обязательств Республики Беларусь просто не существует.
krasovskaya@sb.by
Ключевые посты в МУС заняты специалистами, прошедшими подготовку в программах и учреждениях США и Великобритании.
«Жертва» нашлась
Не менее злобный зубовный скрежет послышался и со стороны беглых белорусских приживалок из Литвы и Польши. Им, несмотря на неистовое желание, получить такой ордер в отношении Президента Беларуси никак не удается...Сначала беглая белорусская оппозиция пыталась зайти со стороны «агрессии против Украины» — на весь мир верещали, что Беларусь соагрессор и надо срочно принимать меры. Тем более в отношении российского Президента МУС меры принял — ордер на его арест выдан 17 марта прошлого года. Но с соагрессией не задалось — ОБСЕ еще в апреле 2022‑го не захотела признать Беларусь даже участником конфликта.Тогда зашли с другой стороны — «обнаружили» каких-то украденных Беларусью украинских детей. Тут беглые были неоригинальны, просто подвыли российской оппозиции, которая обвиняла в том же Путина. И вроде все шло неплохо, пока «украденные» дети не обнаружились… в Европе. После этого тему сразу же спешно замяли, как и обвинения в соагрессии.
Но останавливаться на недостигнутом змагары не собираются. Больше четырех лет так и не оставляют попыток убедить весь мир в том, что они очень пострадали от «беларускага рыжыма» и совершенных им «преступлений против человечества». Все это время беглые требовали от разных стран воспользоваться универсальной юрисдикцией* и обратиться в МУС.
Однако три нарисованные на филейных частях змагаров гематомы и их истеричные, но совершенно неправдоподобные рассказы о перенесенных пытках и страданиях годами никого не впечатляли. Поговорить, сочувственно покивать головами и пару тысяч «потерпевшим» на пропитание подкинуть — это да. Но не более того — никто не рисковал пойти куда-то с «обвинениями» такого уровня глупости.Прошло четыре года, ситуация в мире претерпела некоторые изменения, и беглые нашли-таки «жертву». Литва, до одури боящаяся «предстоящего нападения» со стороны Беларуси, направила в офис прокурора МУС материалы, которые «касаются преступлений против человечности в отношении белорусов».
«Волнуется» литовское руководство за то, что беглые до сих пор получают сроки за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и их лишают недвижимости в Беларуси. От этого змагары типа «нечеловечески страдают», а Литва не может их не пожалеть. Тут бы литовцам задуматься, кого они у себя приютили и стоит ли за них так переживать. Но нет, думать современным лидерам европейских стран слишком сложно и невыгодно — Литва считает преступником в данной ситуации именно Беларусь.
Какое отношение все это имеет к Литве? Внятного объяснения нет. И откуда бы ему взяться, если материалы для МУС опять сляпали беглые. А там уровень аргументации известен: я слышал, как чья-то собака лаяла на забор, на котором было что-то написано…
Деньги и только деньги
Литва, конечно, заявила, что провела оценку представленных змагарами документов и сделала выводы. Но тут все вполне очевидно: одним очень надо было пропихнуть свои фантазии в МУС, вторым так страшно, что они на все готовы, лишь бы со стороны Беларуси им ничего не прилетело. Даже на такой идиотский шаг, как обращение в МУС с описанием откровенно придуманных фактов, «включающих депортацию, преследования и другие бесчеловечные акты»…Депортацию! Хоть бы элементарное определение прочитали, что такое та самая депортация из себя представляет. Но к чему какие-то определения, если один из авторов «документа» не смущаясь заявил: «Мы основывались на отчете Управления верховного комиссара по правам человека ООН, где сказано, что более 300 тысяч белорусов были депортированы с территории Беларуси, что составляет 3,5 процента ее населения».
О том, что в отчет УВКПЧ ООН эти формулировка и цифры именно от беглых и попали, конечно же, не упомянул. Просто виртуозно стрелки на ООН перевел и Фолькера Тюрка с его управлением подставил. Хотя, как говорится, сами виноваты, нечего было эту беглую шоблу четыре года слушать и доверять ей как «источнику информации».Теперь змагары очень сильно надеются, что МУС выдаст ордер на арест Президента Беларуси. Но это совсем не факт. Да и вообще, решение МУС для Беларуси не более чем сотрясение воздуха. Наша страна никогда не присоединялась к Римскому статуту**, поэтому ордер на арест Президента Беларуси, если его когда-нибудь выдадут, можно будет использовать, разве что как салфетку для подтирания змагарских слез. Ни на что большее рассчитывать беглым не приходится.
И в принципе деятельность МУС вызывает в мире много вопросов, особенно его избирательность и явная зависимость от команд из США. Ведь речь опять идет про финансирование. Годовой бюджет МУС составляет около 200 миллионов долларов, а основными донорами числятся США (фонды Open Society Foundations и Wellspring) и Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Ирландия.
И уже совсем не удивляет, что генеральной линией деятельности МУС является отказ от рассмотрения дел, связанных с агрессией и интервенциями США и других стран НАТО. Это просто еще одна организация, состоящая «на службе» у США. А примеров, когда международное правосудие демонстрирует откровенный перекос в сторону интересов тех или иных государств, мировая история, к сожалению, знает уже немало.
*Универсальная юрисдикция — правовой принцип, который позволяет государствам или международным организациям преследование отдельных лиц за серьезные преступления, такие как геноцид, военные преступления и преступления против человечности, независимо от места совершения преступления и независимо от гражданства или места жительства обвиняемого.
**Римский статут — международный договор, утверждающий в странах, его подписавших, юрисдикцию МУС.
КОНТЕКСТ
Среди 68 лиц, в отношении которых МУС проводилось расследование, 55 являлись гражданами африканских стран, что привело к возражениям Африканского союза. Ряд африканских лидеров неоднократно упрекали МУС в политизированности и пристрастности в отношении Африки, выполнении роли инструмента коллективного Запада по преследованию неугодных африканских политиков.
К СВЕДЕНИЮ
В период с 1 января 2020‑го по 26 ноября 2024 года МУС упоминался более чем в 166 тысячах публикаций. Топовыми темами стали: подготовка запроса против Александра Лукашенко, выдача ордеров на арест В. Путина и Б. Нетаньяху.
КСТАТИ
С момента начала деятельности МУС рассмотрел 32 дела с участием 68 обвиняемых. В рамках этих дел МУС издал 59 ордеров на арест, 21 ордер был исполнен. МУС вынес 11 обвинительных приговоров (один впоследствии успешно обжалован) и 4 оправдательных приговора. В 7 случаях дела прекращались в связи со смертью обвиняемого.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Вадим Гигин, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва, член Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации:
— Вообще, идея создания международной универсальной юрисдикции изначально была неплохой и учитывала опыт работы по итогам Второй мировой войны. Однако в условиях гегемонии одного государства — Соединенных Штатов — она превратилась в издевательство над правосудием. США сначала заявили, что они готовы присоединиться к Римскому статуту, к международным соглашениям, связанным с действием данной юрисдикции, но только в отношении граждан других стран, выводя граждан США за пределы данной юрисдикции. Это сразу подрывало весь смысл данной затеи.
Кроме того, прецеденты, которые у нас имеются по действиям различных международных судов и трибуналов, мягко говоря, не носят положительный характер. Например, международный трибунал по бывшей Югославии также превратился в издевательство над правом, поскольку виноватыми сделали сербов, уводя из-под обвинения лидеров косовских албанцев, боснийских мусульман, а также хорватских военных, которые совершили военные преступления.
Все это в совокупности говорит о том, что нынешнее состояние этой международной юридической «конторы» не вызывает никакого доверия и является частью осуществления стратегии однополярного мира.
Александр Шпаковский, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва, член Постоянной комиссии по международным делам, высказался по поводу МУС еще резче:
— В первую очередь необходимо отметить, что МУС не является судебной инстанцией и судебной организацией в прямом смысле этого слова. Это абсолютно зависимая структура, которая существует на деньги внешних спонсоров, преимущественно западных государств. Одним из основных спонсоров работы МУС являются Соединенные Штаты Америки. При этом, что немаловажно, сами США юрисдикцию МУС не признают, и когда решения МУС вступают с противоречие с их интересами, в Вашингтоне сразу говорят о том, что данная организация нелегитимна и неправомочна принимать какие-либо решения.
Классический пример — вынесение МУС решения о выдаче ордера на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху. В США на это отреагировали очень резко. Более того, сенатор-республиканец Линдси Грем заявил о том, что страны, которые посмеют выполнить это решение, будут подвергнуты санкциям со стороны США. То есть мы видим совершенно конкретно, что правомочность так называемого Международного уголовного суда весьма сомнительна.
Что касается решений МУС, которые относятся к Беларуси и России, здесь вообще нельзя говорить о некоей юридической обязательности. По той простой причине, что наши страны никогда не подписывали никаких соглашений, касающихся данной структуры. То есть для нас решения МУС значат ничуть не больше, чем, допустим, сплетни иностранных бабушек где-нибудь на заграничной лавочке. Если речь хотя бы шла о нашей, отечественной лавочке, мы бы, по крайней мере, могли принять это во внимание как элемент общественных настроений. А здесь это просто-напросто некие досужие разговоры людей, которые объявили себя судом. Но для нас никакой юридической силы их вердикты не имеют и иметь не могут. Такой организации в нашем законодательстве и в системе международных обязательств Республики Беларусь просто не существует.
krasovskaya@sb.by