Из-за чего возникает задержка речи у современных детей и как предупредить проблему – расспросили логопеда
22.01.2024 21:47:21
Ирина БАРЕЙКО
Из-за чего возникает задержка речи у детей и какие способы профилактики наиболее эффективны? На вопросы портала sb.by ответила российский учитель-логопед Марина Студнева.
Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение детьми устной речью.
Различают три вида недоразвития речи:
♦ системное, когда его вызывают нарушения высших психических функций, – задержка психоречевого развития (ЗПРР);
♦ общее – задержка речи при сохранном интеллекте;
♦ специфическое расстройство развития речи (СРРР) – при отсутствии нарушений работы мозга, интеллекта, органов слуха.
Речь ребенка опирается на развитие его когнитивных, эмоциональных и физических способностей.
У ребенка необходимо развивать базовые умения и навыки, предполагающие умение общаться и взаимодействовать с другими людьми, получать знания об окружающем мире, передвигаться и обслуживать себя.
Сигналы нарушения развития речи и коммуникации можно отследить с раннего возраста.
До 6 месяцев:
-
не проявляет интереса к социальному контакту со взрослым;
-
избегает контакта глаза в глаза;
-
не реагирует на голос или другие звуки.
6–12 месяцев:
-
перестал лепетать;
-
не проявляет интереса к взаимодействию со взрослым;
-
не исследует объекты в окружающей среде;
-
не следит глазами за взрослым;
-
не смотрит, куда указывает взрослый (начиная с 9–10 месяцев);
-
не показывает предметы и не указывает на них (к 11–12 месяцам).
1–3 года:
-
имеет ограниченный словарный запас;
-
говорит только простыми предложениями (до 36 месяцев);
-
не понимает инструкции / вопросы (до 36 месяцев);
-
родители с трудом понимают ребенка (к 36 месяцам);
-
демонстрирует меньше социальных навыков и взаимодействий с другими детьми, чем сверстники (к 36 месяцам).
Задержка речевого развития взаимосвязана с развитием следующих областей:
-
развитие навыков коммуникации;
-
познавательное развитие (развитие способов познания через наблюдение, исследование, игру, расширение знаний ребенка о самом себе, других людях и окружающем мире);
-
социальное взаимодействие (умение общаться с другими людьми, усвоение норм и правил общественной жизни, понимание и выражение эмоций);
-
двигательное развитие (возможность удерживать и менять по своему желанию позу, дотягиваться, брать, удерживать и манипулировать интересующими предметами, передвигаться в пространстве, с возрастом овладеть тремя компонентами: бег, лазание, прыжки);
-
навыки самообслуживания (самостоятельная еда, умывание и мытье, уход за телом, одевание, раздевание).
Если у ребенка наблюдается отставание в той или иной области развития, скорее всего, будет отставание и в речевом развитии.
Причины задержки речевого развития могут биологические и социальные.
Биологические:
-
Перинатальное поражение головного мозга (гипоксия / асфиксия плода, гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, врожденная патология органов слуха, речи, родовая травма, внутриутробные инфекции);
-
недоношенность;
-
болезни в раннем детстве (ядерная желтуха, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, менингиты и менингоэнцефалиты, частые ОРВИ и др.);
-
нарушения слуха, которые не позволяют ребенку воспринимать вербальную речь;
-
пороки развития челюстно-лицевого аппарата;
-
наследственные болезни обмена веществ, приводящие к задержке всех сфер психомоторного развития ребенка (фенилкетонурия, гликогенозы, тирозинемия и другие);
-
хромосомные синдромальные заболевания (синдром Дауна);
-
аутизм или общее отставание в психическом развитии;
-
заболевания гортани и отделов дыхательной системы, участвующих в процессе голосообразования;
-
хронические тяжелые соматические заболевания, приводящие к нарушению питания клеток головного мозга (тяжелая печеночная недостаточность, муковисцидоз, врожденные пороки сердца, нарушения пищеварения и т. д.);
-
наследственность (медленное созревание речевых центров может быть обусловлено генетическими факторами).
Социальные:
-
Ограниченность речевого общения (мало общения в семье либо родители предугадывают запросы ребенка, поэтому у него нет потребности говорить);
-
педагогическая запущенность (например, родители не играют с ребенком, не взаимодействуют при выполнении ежедневных рутин);
-
психологическая травма (сильный испуг, неблагоприятные факторы, провоцирующие отставание в речевом развитии);
-
неверный стиль воспитания (доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность).
Задержку речевого развития диагностируют врач-невролог и логопед-дефектолог. Для выяснения причины невролог назначает обследование (ЭЭГ, КТ/МРТ головного мозга), может направить на консультации к врачам других специальностей. Например, к отоларингологу, чтобы тот исключил или подтвердил факт тугоухости, аденоидов, хронического отита.
Заподозрив у ребенка отставание в развитии речи, родителям следует незамедлительно обратиться к специалистам. В первые годы жизни отставание в развитии мозговых функций, в том числе речи, лучше всего поддается коррекции.
Как взаимодействовать с ребенком, чтобы не допустить или преодолеть задержку речи – рекомендации родителям
♦ Убирайте гиперопеку. Всеобъемлющая любовь родителей может привести к педагогической запущенности: ребенок не пытается говорить, потому что родители предугадывают и удовлетворяют все его потребности.
♦ Не кормите ребенка мягкой пищей, когда ему пора переходить на твердую. Многие тревожные матери перемалывают любую детскую пищу из-за страха, что ребенок подавится во время еды. В результате не развиваются мышцы речевого аппарата. Ребенок не понимает, как они должны работать, не учится ими пользоваться. Он просто физически не может говорить.
♦ Используйте соску и памперсы согласно возрасту ребенка, не злоупотребляйте телевизором и гаджетами. Большое заблуждение думать, что ребенок лучше поест, если вы во время обеда включите ему мультфильм. Точно так же неправы родители, которые предлагают ребенку соску чаще, чем того требует здравый смысл, и не спешат приучать к горшку, потому что пользоваться памперсами удобнее. Подобными действиями родители способствуют тому, что детский мозг не развивается. «Я еще совсем маленький, зачем мне говорить…» – так ощущает себя ребенок, чье развитие тормозят взрослые. Кстати, соска к тому же портит прикус.
♦ Играйте с ребенком. Обилие игрушек не будет способствовать развитию ребенка, если оставлять его с ними один на один. Самое важное, чтобы взрослые играли с ребенком, причем в такие игры, которые интересны ему. Видите, что он не проявляет интереса или заскучал – просто смените вид деятельности.
♦ Не устраивайте ребенку «экзамены». Частая история: ребенок радостный и хочет общения в ходе чтения книжки, а родители устраивают ему проверку: покажи, назови, сосчитай и т. д. А когда малыш пытается отвечать и ошибается, взрослые дают оценку, которая отбивает у него охоту говорить: «Неправильно!» Поэтому, если вы решаете задавать вопросы, делайте это так, чтобы ребенок не чувствовал себя как на экзамене.
♦ Используйте доброжелательный дружеский тон. Общаясь с ребенком, не превращайтесь в строгого учителя, который «пытает» про цвет, форму, количество предметов и т. п. Будьте доброжелательным и заинтересованным собеседником. Предлагайте разговоры из серии «Что делает белочка? А почему она смеется?» – они более интересны и естественны для ребенка.
♦ Задавайте вопросы по ходу игры. Старайтесь, чтобы контекст вопросов был естественным. Например, играя с ребенком в игру «Доктор», можно ненавязчиво спросить у маленького «пациента» «Что у тебя болит?» или попросить назвать цвет термометра.
♦ Без «правильно» и «неправильно». Не реагируйте на ответы ребенка словами «правильно» и «неправильно» – говорите «Да» или «А я думаю по-другому».
♦ Поощряйте инициативу ребенка к общению. Никогда не добивайтесь только выполнения инструкций (покажи, назови, соедини и т. д.). Когда вы задаете ребенку вопрос либо даете указания, пространства для его инициативы не остается. Замечайте, есть ли у него способы обращения к вам (жесты, картинки, альтернативная коммуникация), и реагируйте на них. Поверьте, даже маленький ребенок не хочет быть только пассивным участником диалога.
– Как видите, родители многое могут сделать для того, чтобы речевое развитие ребенка было своевременным и полноценным. Если же вы замечаете тревожные звоночки, не откладывайте визит к врачам. Помните: при задержке речевого развития родители могут помочь ребенку только при тесном взаимодействии со специалистами, – резюмировала логопед Марина Студнева.Фото: freepik.com
Ранее мы писали о том, как помочь ребенку, который медленно читает.