Первый заместитель министра внутренних дел Иван ПОДГУРСКИЙ: «Ожидать спада киберпреступности не стоит»
03.03.2017 22:40:40
На должность первого заместителя министра МВД Иван Подгурский назначен недавно, 15 декабря 2016 года, однако он прекрасно осведомлен обо всех нюансах службы в криминальной милиции, которую и возглавляет.
— С какими результатами милиция подходит к 100-летнему юбилею?
— С неплохими! Это было отмечено и Президентом, который дал высокую оценку действиям милиции в 2016 году. Не допущено роста преступлений по всем линиям служб, в том числе и уголовного розыска. Отмечается снижение количества тяжких и особо тяжких преступлений, активнее идет работа по защите экономики, борьба с наркоугрозой. Некоторое беспокойство вызывают хулиганства и мошенничества, которых меньше не становится. Но это, скорее, связано с тем, что изменились подходы к подобного рода правонарушениям. Раньше часто выносились решения об отказе в возбуждении уголовного дела по действиям, нарушающим общественный порядок. Сейчас выстроена иная политика в принятии решений. Дело в том, что в рамках возбужденного уголовного дела проще работать: есть возможность задействовать для установления преступника весь комплекс оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий. Что касается мошенничеств, то это достаточно латентный вид преступлений. Чем лучше мы по ним работаем, тем больше их регистрируется. Так, выявив мошенника, исходим из того, что кто-то из пострадавших от его действий не обращался в милицию, и широко оповещаем общественность, разыскиваем потерпевших.
— Складывается впечатление, что преступлений, совершенных в сфере высоких технологий, тоже меньше не становится…
— Весь мир сейчас живет в компьютерах. В интернете люди знакомятся, общаются, влюбляются, женятся, разводятся и… совершают преступления. Поэтому ожидать спада киберпреступности, к сожалению, не стоит.
В МВД существует управление по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий. Его отделы есть в областных УВД, в больших территориальных подразделениях — например, в каждом РУВД Минска. Но и граждане не должны быть беспечными! А некоторые могут набирать в банкомате ПИН-код своей банковской карточки и не обращать внимания, что кто-то стоит за плечом; могут сообщить информацию о счете малознакомым людям; написать заветные четыре цифры прямо на карточке…
Управление по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий не только борется со злоумышленниками, но и занимается аналитической работой. Периодически мы выходим на Национальный банк с предложениями, как улучшить защиту граждан.
А вообще изменения в оперативной обстановке происходят каждый год. Но задача одна: чтобы ни одно заявление граждан не осталось без внимания, в том числе в сельской местности.
В 2015 году Президент обратил внимание, что милиция недостаточно эффективно работает в сельской местности. Сейчас ситуация изменилась. Мы добились снижения преступности и увеличения раскрываемости и там. Изменилось отношение к работе сельских участковых. Они больше бывают в деревнях, а люди их ждут и с удовольствием общаются. Поддержки и опоры там ожидать больше и не от кого! Изучение общественного мнения показывает, что на селе к участковому и вообще сотруднику милиции доверие выше, чем в городе.
— Президент также говорил об оптимизации в органах внутренних дел. В чем она будет заключаться? Как коснется служащих криминального блока?
— МВД — не застывший механизм. Ведомство претерпевало изменения не только в текущем году. Оно всегда старалось отвечать требованиям существующей ситуации. Да, отмечается снижение роста преступности. Это позволяет провести оптимизацию, в том числе и в криминальной милиции.
Мы проанализировали состояние преступности за последние несколько лет. Наибольший удельный вес — порядка 70% — принадлежит преступлениям имущественного характера: кражам, разбоям, грабежам, мошенничествам. Поэтому будем усиливать в уголовном розыске направления, связанные с раскрытием этих преступлений, а также совершенных в сфере высоких технологий. Планируется сократить некомплект — то есть должности, которые вакантны.
МВД должно стать компактным, отвечающим современным реалиям ведомством. Но нельзя наломать дров; нужно действовать так, чтобы те, кто придет после нас, не сказали, что мы принимали неправильные решения. Каждое решение должно быть взвешено, продумано и принято так, чтобы его не нужно было менять.
— Какова ситуация с организованной преступностью?
— Существует специальное подразделение, которое занимается этой проблемой. У него достаточно сил и средств, чтобы держать ситуацию под контролем и не дать стране скатиться до беспредела лихих 1990-х. Мы не позволяем злоумышленникам сплачиваться в группы и совершать дерзкие преступления, которые могли бы трактоваться как неспособность властей контролировать ситуацию.
— Имеет ли преступность некие региональные особенности?
— Действительно, у каждой территории есть своя специфика. Например, Могилевская область граничит с Российской Федерацией, причем граница открыта. Для этого региона характерно большое количество краж крупного рогатого скота, лошадей.
Почему-то именно в Гомельской области совершается много тяжких, можно даже сказать, изощренных преступлений, которые вызывают широкий общественный резонанс.
МВД удалось добиться снижения преступности на селе
Настоящий бич Минской области — кражи с дачных участков. В Пуховичском, Смолевичском районах сосредоточено огромное количество садовых товариществ. Хозяева проводят на даче теплое время года, затем закрывают сезон и уезжают. Возвращаются только весной и обнаруживают взломанную дверь, разбитое окно, пропажу оставленного на зиму добра. Понятно, что за длительный период следы утрачены. Мы все равно раскрываем эти кражи, но, на мой взгляд, и сами граждане, и председатели кооперативов должны принимать определенные меры для сохранности своего же имущества.
— Раскрытие каких преступлений вашими подчиненными могли бы отметить?
— Таких очень много! Оперативники зачастую работают действительно самоотверженно. Только за прошлый год раскрыто 23 убийства, которые были замаскированы под безвестное исчезновение людей. Яркий пример — раскрытие убийства женщины, тело которой было обнаружено в Вилейском водохранилище.
Напомним, 30 сентября сотрудники природоохранной службы обнаружили в районе Чижевской заводи огромную сумку, в которой было тело женщины. Это оказалась минчанка, с 2013 года числившаяся без вести пропавшей.
Оперативники установили, что женщину убил ее бывший муж в арендуемом им гараже. Сначала он вывез тело за город и закопал, но затем решил, что вода скроет следы преступления лучше…
Недавно мужчина приговорен к 12 годам лишения свободы.
— Тесно взаимодействуем с российскими коллегами, — продолжает Иван Николаевич. — В 2016 году выявили несколько групп, которые похищали дорогие машины на территории России, перегоняли их в Беларусь и продавали по поддельным документам.
— А как вы сами пришли в милицию? Была ли это реализация детской мечты или в некотором роде случайность?
— Случайности точно не было! Еще заканчивая школу я решил связать жизнь со служением народу. Обратился в Климовичский РОВД, к заместителю начальника по кадрам. Но тогда, в 1980-е годы, в милицию до армии не принимали, и мне предложили сначала отслужить. Через три года срочной службы желание стать сотрудником милиции не пропало. После демобилизации я поступил в Минскую среднюю школу милиции имени Фрунзе, которую окончил в 1988 году.
Потом Иван Николаевич возглавлял Фрунзенское РУВД, затем стал заместителем начальника ГУБОП по Минску и Минской области, позже — заместителем начальника криминальной милиции ГУВД. Оттуда перешел на должность заместителя начальника уголовного розыска МВД, а затем и возглавил эту службу. Потом руководил Управлением внутренних дел на транспорте, Департаментом обеспечения оперативно-разыскной деятельности.
— При таком ритме работы свободного времени, наверное, выдается немного. Как вы его проводите?
— В основном на даче! — улыбается Иван Николаевич. — Это место, где можно расслабиться, отдохнуть, обдумать личные дела. Люблю ходить за грибами и вообще использую каждую возможность побывать в лесу, особенно осенью, когда еще тепло, но уже нет надоедливой мошкары. Я охотник, но застрелить зверя, добыть трофей — совершенно не главное! Охота дает возможность пообщаться с друзьями, обсудить с ними какие-то события, подышать свежим воздухом — в общем, хорошо провести время.
Беседу о личном прерывают телефонные звонки.
У пожилой дамы возникли проблемы в семье — серьезное недопонимание с дочерью. Пенсионерка просит защитить ее от собственного ребенка: по ее мнению, дочка вознамерилась единолично завладеть жильем, за которое, между тем, даже не платит. По словам пенсионерки, раньше дочь пыталась задушить ее, а сейчас убивает морально.
Вряд ли сложные взаимоотношения в семье находятся в компетенции милиции, однако Иван Николаевич обещает по возможности помочь. По крайней мере, оповестить о наличии проблемы участкового.
Обратился к первому заместителю главы ведомства и сотрудник милиции. Офицер рассказывает, что ввязался как-то в бытовой конфликт с соседями и по результатам проведенной в отношении него проверки может потерять работу. С таким заключением он категорически не согласен и просит инициировать еще одну служебную проверку, которая учла бы все нюансы разбирательств.
Сосед стал причиной неурядиц еще одного гражданина. Их конфликты уже перешли в стадию рукоприкладства, но мужчину беспокоит даже не это. По его мнению, сосед нашел способ науськать на него сотрудников ГАИ, и те теперь повсюду его преследуют и накладывают штрафы.
Иван Николаевич обещает передать информацию для проверки в Главное управление собственной безопасности, а наш разговор заходит о полиграфе — точнее, о проверке на нем сотрудников милиции.
— Чего бояться тем, кто не замешан ни в каких аферах, махинациях, мздоимстве? — удивляется Иван Николаевич. — Практика проверки на полиграфе существует уже года полтора, детектор лжи обязательно проходят те, кто назначается на новую должность. 90% сотрудников милиции выдерживают это испытание без всяких проблем. Подобные проверки практикуются во многих странах, а у нас проводятся не только в милиции, но и в других силовых ведомствах. Честность — вот самое главное качество, которым должен обладать каждый сотрудник.
— А какие качества не приемлете в сотрудниках милиции, да и в людях вообще?
— Зависть.
— Что на данный момент считаете своим самым серьезным достижением?
Этот вопрос заставляет Ивана Николаевича задуматься.
— Я вообще-то не привык хвастаться… — смущенно говорит он. — Просто на протяжении тридцати лет службы старался служить честно и призывал остальных поступать так же.
— Что хотели бы пожелать коллегам в 100-летний юбилей милиции?
— Из отряда, который был создан для сохранения порядка, за сто лет милиция превратилась в высокоорганизованную, хорошо оснащенную структуру, которая стоит на защите интересов государства и граждан. Желаю ее сотрудникам не останавливаться на достигнутом, постоянно находиться в поиске. Пусть беды, которые заставляют близких плакать, обходят их стороной. Работа должна приносить радость, и я желаю, чтобы сотрудники милиции каждый день шли на службу с удовольствием.
nevmer@mail.ru