Исцеление словом
18.09.2021 08:57:00
«Исцеление словом» — так называлась творческая встреча, которую в День белорусских библиотек организовала Гомельская областная библиотека. Главным исцелителем стала прекрасная московская поэтесса Надя Делаланд, а поскольку я с Надей знакома и мы с большим уважением относимся к творчеству друг друга, я стала второй участницей этой встречи. Надя в Гомеле второй раз, это мой родной город, да и стены областной библиотеки не чужие, я здесь несколько раз рассказывала про свои книги, поэтому успокаивала Надю, которая очень волновалась: «Не переживай, я буду у тебя на разогреве, и, когда придет время читать стихи, зал будет готов и ты тоже». Так и случилось. У слова, особенно успокаивающего, большая сила. Вы знали?
Моя мама очень любила поэзию, очень. Я, безжалостно расстающаяся сейчас почти со всем материальным, что еще осталось в ее квартире, оставляю самое главное — душевную память. Я сохранила все блокноты, в которые она переписывала стихи, их много, открываю на любой странице — и происходит чудо, потому что я снова слышу мамин голос: она прекрасно читала стихи. И я помню — и слышу — ее интонации, вижу ее лицо и лица внимающих слушателей, я помню всех по именам. Помню, как в наших больших и шумных компаниях — как я любила в детстве эти вечера, когда собиралось много гостей! — наступала пауза, и мама читала. Все слушали очень внимательно, а потом аплодировали. А потом пели и танцевали. Я думала, что это счастье — когда все вместе и дыхание становится общим — никогда не закончится. Хотя тогда я еще не знала, что это все и есть счастье. Теперь знаю: оно ускользающее, но остается с нами навсегда.
Потом я разучилась воспринимать поэзию: изменился ритм жизни, в нем почти не осталось места для этой радости. А недавно со мной случилась Надя Делаланд вот с этим, например:
бывает ли потом
ни разу не было чтобы потом настало
оно как горизонт
и снег его и солнце и подарки
рассыпались в унылую труху
прошли и вышли
выросли и стали но я не устаю его мечтать
вот думаю потом скажу а после
мы выйдем в сад хотя откуда сад
и будем светлячков ловить губами
а дальше ничего уже не будет
обрыв
и ветер трогает травинку над обрывом
И я вернулась к поэзии, снова стала ее читать и чувствовать. Поэтому так обрадовалась возможности выступить с Надей Делаланд на одной сцене. Она прочитала мое эссе, потом еще несколько прочитала я — выбирала лиричные и даже немного поэтичные, чтобы Надиным стихам под стать. Про любовь, мечты, дружбу и счастье. Судя по всему, правильно выбрала — меня спросили, не писала ли я когда-нибудь стихи: «Ну, может, хотя бы в детстве?» Нет, никогда. Потом я читала те Надины стихи, которые проникли мне в душу. Потому что стихи делают именно это — попадают в душу и сердце, минуя ум. И это лечит. Надя проводит сеансы стихотерапии в психиатрической клинике, и больные с расстройствами шизофренического спектра стабилизируются. Звучит, как магия, но Надя объясняет, что у таких больных железная логика, которую ничем нельзя пробить, а стихи не воздействуют на логику или рацио, они через эмоции попадают сразу в сердце. А потом она читала свои стихи, и это была… да, поэзия… И, конечно, немного волшебства.
Читать стихи с бумаги и читать их вслух — огромная разница. Я даже с экрана компьютера Надины стихи читаю вслух, даже если только себе. У нее голос тонкий, почти детский, иногда как будто срывающийся, но сразу гипнотизирующий. Потом, когда настал черед задавать вопросы, люди так и говорили: про завораживающий голос и ритм, про детское восприятие мира, про сходство ритма Надиных стихов с японской поэзией. Присутствовавший в зале архимандрит Савва (Можуко) — сам, между прочим, писатель и телеведущий — спросил нас про собственный голос: удается ли его сохранять, как мы его настраиваем и кто служит нам камертоном? Говорить своим голосом — одна из самых непростых задач для каждого, кто занимается творчеством.
Мое личное чудо в этот вечер случилось, когда встреча уже завершилась, но еще никто не разошелся, — это всегда особенный момент, когда люди, стесняющиеся задать вопрос или прокомментировать что-то в присутствии большой аудитории, подходят и говорят с тобой лично. Ко мне подошла молоденькая девушка и сказала: «Как у вас так получается? Как вы можете сказать нужные слова в нужный момент? Ваши слова изменили мою жизнь». И это было… да, волшебство. Правда. Потому что мы, пишущие люди, ведь и правда не знаем, как отзовется наше слово, зачастую мы даже не знаем, отзовется ли оно вообще. И если вдруг ты об этом отзыве, да еще таком, узнаешь, это — счастье. И если наши слова могут кого-то исцелить, то есть слова, которые исцеляют нас самих.
Как мы настраиваем свой камертон, отец Савва? Во время вот таких встреч.
Моя мама очень любила поэзию, очень. Я, безжалостно расстающаяся сейчас почти со всем материальным, что еще осталось в ее квартире, оставляю самое главное — душевную память. Я сохранила все блокноты, в которые она переписывала стихи, их много, открываю на любой странице — и происходит чудо, потому что я снова слышу мамин голос: она прекрасно читала стихи. И я помню — и слышу — ее интонации, вижу ее лицо и лица внимающих слушателей, я помню всех по именам. Помню, как в наших больших и шумных компаниях — как я любила в детстве эти вечера, когда собиралось много гостей! — наступала пауза, и мама читала. Все слушали очень внимательно, а потом аплодировали. А потом пели и танцевали. Я думала, что это счастье — когда все вместе и дыхание становится общим — никогда не закончится. Хотя тогда я еще не знала, что это все и есть счастье. Теперь знаю: оно ускользающее, но остается с нами навсегда.
Потом я разучилась воспринимать поэзию: изменился ритм жизни, в нем почти не осталось места для этой радости. А недавно со мной случилась Надя Делаланд вот с этим, например:
бывает ли потом
ни разу не было чтобы потом настало
оно как горизонт
и снег его и солнце и подарки
рассыпались в унылую труху
прошли и вышли
выросли и стали но я не устаю его мечтать
вот думаю потом скажу а после
мы выйдем в сад хотя откуда сад
и будем светлячков ловить губами
а дальше ничего уже не будет
обрыв
и ветер трогает травинку над обрывом
И я вернулась к поэзии, снова стала ее читать и чувствовать. Поэтому так обрадовалась возможности выступить с Надей Делаланд на одной сцене. Она прочитала мое эссе, потом еще несколько прочитала я — выбирала лиричные и даже немного поэтичные, чтобы Надиным стихам под стать. Про любовь, мечты, дружбу и счастье. Судя по всему, правильно выбрала — меня спросили, не писала ли я когда-нибудь стихи: «Ну, может, хотя бы в детстве?» Нет, никогда. Потом я читала те Надины стихи, которые проникли мне в душу. Потому что стихи делают именно это — попадают в душу и сердце, минуя ум. И это лечит. Надя проводит сеансы стихотерапии в психиатрической клинике, и больные с расстройствами шизофренического спектра стабилизируются. Звучит, как магия, но Надя объясняет, что у таких больных железная логика, которую ничем нельзя пробить, а стихи не воздействуют на логику или рацио, они через эмоции попадают сразу в сердце. А потом она читала свои стихи, и это была… да, поэзия… И, конечно, немного волшебства.
Читать стихи с бумаги и читать их вслух — огромная разница. Я даже с экрана компьютера Надины стихи читаю вслух, даже если только себе. У нее голос тонкий, почти детский, иногда как будто срывающийся, но сразу гипнотизирующий. Потом, когда настал черед задавать вопросы, люди так и говорили: про завораживающий голос и ритм, про детское восприятие мира, про сходство ритма Надиных стихов с японской поэзией. Присутствовавший в зале архимандрит Савва (Можуко) — сам, между прочим, писатель и телеведущий — спросил нас про собственный голос: удается ли его сохранять, как мы его настраиваем и кто служит нам камертоном? Говорить своим голосом — одна из самых непростых задач для каждого, кто занимается творчеством.
Мое личное чудо в этот вечер случилось, когда встреча уже завершилась, но еще никто не разошелся, — это всегда особенный момент, когда люди, стесняющиеся задать вопрос или прокомментировать что-то в присутствии большой аудитории, подходят и говорят с тобой лично. Ко мне подошла молоденькая девушка и сказала: «Как у вас так получается? Как вы можете сказать нужные слова в нужный момент? Ваши слова изменили мою жизнь». И это было… да, волшебство. Правда. Потому что мы, пишущие люди, ведь и правда не знаем, как отзовется наше слово, зачастую мы даже не знаем, отзовется ли оно вообще. И если вдруг ты об этом отзыве, да еще таком, узнаешь, это — счастье. И если наши слова могут кого-то исцелить, то есть слова, которые исцеляют нас самих.
Как мы настраиваем свой камертон, отец Савва? Во время вот таких встреч.