Кто и зачем путает патриотизм с предательством
29.10.2020 15:34:39
Евгений КОНОНОВИЧ
«СБ. Беларусь сегодня» продолжает серию интервью с председателем Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания, членом-корреспондентом Национальной академии наук, доктором исторических наук, профессором Игорем МАРЗАЛЮКОМ. Сегодня речь пойдет о том, откуда возник лозунг «Жыве Беларусь!». Его часто скандируют участники протестных акций, однако у многих нет даже четкого понимания, с чем и с кем связано это приветствие, почему к нему сложилось неоднозначное отношение.
— Игорь Александрович, в истории, пожалуй, нет лозунга со столь противоречивой судьбой, как у «Жыве Беларусь!». Всезнающая Википедия преподносит его как патриотический лозунг-девиз, который переводится «Да здравствует Беларусь!» и направлен на пробуждение национальных чувств, консолидацию народа для защиты свободы и независимости страны. Однако в разное время его использовали и деятели БНР, и большевики. С чем это связано? И вообще, откуда истоки этого призыва?
— Возникновение приветствия «Жыве Беларусь!» относят едва ли не к творчеству Янки Купалы. Действительно, у Купалы есть стихотворение «Гэта крык, што жыве Беларусь». Но в данном случае мы имеем дело всего лишь с констатацией факта белорусским поэтом, утверждением, которое не несет никакого негативного оттенка. То же самое, например, можно сказать об одной из песен витебских партизан, где тоже есть такие слова. Затем этот лозунг был модифицирован. В БНР он звучал так: «Няхай жыве вольная Беларусь!», в советизированной форме в БССР — «Няхай жыве Савецкая Беларусь!». С момента Всебелорусского съезда в 1917 году это было традиционное приветствие, широко распространенное в 1920—1930-х годах. Но в массовом употреблении «Жыве Беларусь!» в этот период вы нигде не найдете.
— И когда же оно было канонизировано?
— В годы фашистской оккупации Белорусской ССР на ее территории были образованы и действовали антисоветские коллаборационистские организации, партии и вооруженные формирования — Белорусская центральная рада, Белорусская народная самопомощь (БНС), Белорусская краевая оборона (БКО) и другие. Особое место в этом ряду занимал Союз белорусской молодежи (СБМ). Нацисты хорошо понимали роль молодежной политики в воспитании лояльного к себе населения. В Германии эту функцию прекрасно выполнял Гитлерюгенд. А вот с восточными оккупированными территориями было сложнее. Поначалу здесь в принципе не велось никакой молодежной политики. Зато был такой деятель, как Фабиан Акинчиц — лидер Белорусской национал-социалистической партии. У него была заветная мечта — создать белорусскую молодежную организацию, которая воспитывала бы молодых людей в арийском, антикоммунистическом духе. И он ее осуществил, создав в 1943 году Союз белорусской молодежи по примеру Гитлерюгенда. Вступить в СБМ мог любой белорус в возрасте от 10 до 20 лет, который давал письменные доказательства об «арийском» происхождении и желании служить нацизму. Для них были введены униформа, звания, знаки отличия, а также официальная символика — эмблема и флаг.
— Значит, в целом это должна была быть военизированная молодежная организация?
— Именно так. И об этом много можно прочитать в работах историка Юрия Туронка, который совсем не дышит в нашу сторону и большую часть жизни прожил в Польше. В своей книге «Людзi СБМ» он привел массу интересных источников. В том числе ссылается на Статут (устав) СБМ, где сказано буквально следующее: «Беларусь и беларускi народ павiнны атрымаць арыентацыю на Новую Эўропу, каб iсьцi да яе разам з усiмi эўрапэйскiмi народамi пад правадырствам Велiканямеччыны. Дык жа ў гэтым кiрунку павiнна сяньня пачацца ўзгадаваньне беларускае моладзi. Яна павiнна зразумець гiстарычны сэнс змаганьня супраць бальшавiзму и жыдоўства i ацанiць эпахiяльную ролю вялiкага нямецкага народу, якi адчуў сiлу i адвагу ўзяць на сябе мiсiю крыжовага паходу супраць жыдоўска-бальшавiцкае навалы. Асаблiва моцна павiнна яна усьведамiць сабе ўсё гiстрычнае значаньне таго, что яна жывець у эпоху Адольфа Гiтлера, Правадыра Новай Эўропы...»
А в разделе 5 статута четко регламентировано, что для членов СБМ «прывiтаньнем и разъвiтаньнем зъяўляецца падняцьце правае рукi iз словамi «Жыве Беларусь!» — «Жыве!». То есть лозунг «Жыве Беларусь!» стал использоваться как аналог немецкому «Зиг хайль!». Они даже руку вскидывали точно так же. И это зафиксировано кадрами кино- и фотохроники того времени, нашло отражение в журнале «Жыве Беларусь», который издавался этой организацией.
— Получается, как форма приветствия «Жыве Беларусь!» с лаконичным ответом «Жыве!» — это изобретение белорусских коллаборационистов?
— Совершенно верно. Самое страшное, что на этом фоне некоторые сегодняшние наши «змагары» пытаются представить так называемых коллаборационистов чуть ли не друзьями и спасителями народа. Но ведь радикальные активисты даже не обращают внимания на жертв нацизма. Впоследствии многие члены СБМ пополнили ряды так называемого «сьвядомага» белорусского 13-го батальона вспомогательной полиции СД. Это было подготовленное по лучшим стандартам, прекрасно вооруженное и экипированное подразделение. На его счету уничтоженное гетто в Глубоком с использованием танков и артиллерии. Это была целая войсковая операция: в процессе отстрела евреев каждый участник потратил по 120 патронов. Этот батальон причастен к уничтожению Минского гетто, а также тысяч поляков и евреев из концлагеря Колдычево под Барановичами. Мало кто знает, что в административном смысле колдычевский лагерь был подчинен непосредственно командиру полиции безопасности в Минске.
И охраняли его не немцы, а те самые националисты из 13-го батальона в форме с бело-красно-белыми нашивками и под лозунгом «Жыве Беларусь!». Они носили форму «Ваффен СС» и были несказанно этому рады.
Позже члены СБМ сбивали наши самолеты над Берлином, воевали против англичан и американцев на Западном фронте. А после войны приветствие «Жыве Беларусь!» стало визитной карточкой белорусской эмиграции.
Так что прежде чем возводить что-то в ранг культовых исторических ценностей, следует крепко подумать и как минимум поизучать историю. Иначе дойдем до того, что основных участников коллаборационизма начнем выдвигать на звание Героя Беларуси. Если мы хотим сохраниться как нация, если хотим жить в независимом государстве, то должны отличать героев-патриотов от предателей и не позволять манипулировать нашей историей.