Живописец, скульптор и поэт Алесь Шатерник о своих учителях, о бумаге, о хлебе, о доме и о воздухе для дыхания
10.08.2017 08:09:00
«Жывапiс — гэта двухмерная прастора.
Скульптура — трохмерная.
Паэтычнае слова выходзiць па–за межы гэтых Прастораў
I наблiжаецца да чацвёртага вымярэння: Боскага Слова...»
Так пишет в своей книге «Сонцакрыж» Алесь Шатерник. Живописец. Скульптор. Философ. Поэт.
На днях в минской Городской художественной галерее произведений Л.Д.Щемелева открылась персональная выставка Шатерника «Истоки. Возвращение». Одним из главных ее экспонатов были стены. Потому что именно в тех самых стенах, где находится сейчас галерея и Музей истории города Минска, после войны жила семья Юдицких — Шатерников. Одна из немногих коренных минских семей, сумевших пережить войны и репрессии и сохранивших дух старой белорусской культуры.
Алесь Шатерник родился 16 октября 1940 года в городке Южа Ивановской области (Россия). В тех краях пережили войну, а зимой 1945–го вернулись в Минск. Дома и роднее, и сытнее, благо мамин брат — Иван Адамович Юдицкий — был поваром чуть ли не у самого Пономаренко.
Отец — Сергей Михайлович Шатерник (позднее награжденный Почетным знаком Международного Красного Креста за победу над малярией в Беларуси) — был в то время еще на фронте, так что все тяготы возвратного пути легли на плечи матери. Их убогие пожитки растащили поездные воришки. Город лежал в руинах, их довоенный дом был разрушен, но была гостеприимная семья дяди, обосновавшаяся в уцелевшем доме по адресу: Революционная, 10.
События полувековой давности как сейчас стоят перед глазами двоюродной сестры художника Ларисы Мезенцевой (Юдицкой):
— Мы здесь с 1945 года, даже раньше. Когда мы сюда вселились, соседний дом был разрушен, от него остались только кирпичи. И у нас кусок стены тоже был выбит, папа собирал кирпичи и закладывал дыру. Люди жили везде — и в подвалах, и на чердаках.
— Ну у нас–то в подвале была типография «Красный печатник», — подхватывает нить разговора Александр Шатерник. — Во всех квартирах были великолепные кафельные печи, которые отапливались бумагой. Бумагу из типографии таскали мешками! Вы, журналисты, могли бы на ней много чего написать. Но она давала нам тепло.
И еще много подробностей поведали мне они о послевоенном житье–бытье. О том, как носили ведрами золу в школьный подвал, а из колхозов приезжали и вывозили эту золу на поля. О том, как ходили друг к другу за водой и стояли в бесконечных очередях за хлебом. О том, как лазили по подземным ходам под площадью Свободы, пока милиция не нашла там три трупа. О том, как переживали аресты соседей и подкармливали их детей, периодически сбегавших из детприемника. И о том, как дружно, без ссор и скандалов они в то время жили — несмотря на голод, разруху и прочие бедствия.
А я слушала и недоумевала: как в таких условиях можно было заниматься искусством? Откуда берется та страсть, которая побуждает полуголодного ребенка брать в руки карандаш и рисовать?
Да, многое определяется традициями семьи. А семья была действительно культурная. Родной брат деда Микола Шатерник — автор одного из первых белорусских словарей — «Краёвага слоўнiка Чэрвеншчыны» (1929). Другой брат деда — Андрей (Авдей) — видный селекционер и генетик, творец белорусской пшеницы, но по доносу репрессирован и сгинул в лагерях. Сам же дед — «всего лишь» железнодорожник — был интеллигентнейшим человеком, дружил с композитором Туренковым.
— Туренков писал элегии, как Рахманинов! — восклицает Александр Сергеевич. — По радио передавали элегии Рахманинова и Туренкова. Когда в 17 лет я впервые услышал «Мелодию» Туренкова, я подумал: «Боже мой, какая красивая музыка!» Его жена Ксения Яковлевна — моя тетя, и люди из радиокомитета брали у нас его пластинки. А потом его за какую–то песню посадили, и мы с мамой собирали ему передачи в тюрьму.
— А как вы стали художником? — интересуюсь я.
— Мы со старшим двоюродным братом Васей Юдицким ходили во Дворец пионеров к замечательному художнику Сергею Петровичу Каткову. Школа Каткова дала таких замечательных мастеров, как народный художник Май Данциг и академик Георгий Поплавский. После изостудии мой брат поступил в художественное училище на скульптурное отделение. А меня два года спустя зачислили на педагогическое живописное. Но я–то хотел именно на скульптурное!
— Из–за брата?
— Не только! Мне нравилось, что скульптор — это молоток, гвозди, пила, доски, проволока, глина, лопата. То есть мужская работа, связанная с искусством. Какое–то время я терпел, рисовал красками, а потом пришел к ребятам и говорю: «Кто хочет на живописное отделение?»
В этом самом доме, где теперь галерея, жила семья Юдицких — Шатерников после войны.
— И потом никогда не пожалели?
— Нет, что вы! Представляете, что такое было тогда художественное училище? Пять лет! Большая школа, которая давала фору любой академии. Потому что художник должен начинаться с детства. Когда мне было 10 — 11 лет, я ходил в изостудию и прекрасно знал, что такое натюрморт, что такое пропорция, как держать карандаш. Вот это называется «подготовка». А когда я в училище попал, у нас были выдающиеся педагоги, выпускники ленинградской Академии художеств. Ленинградская школа — это классика, это настоящее реалистическое искусство.
Мой брат Вася учился на курсе у Игоря Николаевича Глебова. Интереснейший человек, фронтовик, вся грудь в орденах. Племянник уникального скульптора Алексея Константиновича Глебова — одного из четырех белорусских классиков (Азгур, Бембель, Селиханов и Глебов), которые создавали рельефы памятника на площади Победы. У него был мотоцикл — вещь по тем временам небывалая. И он говорил: «Ребята, вы выбрали отличную специальность! Будет у вас хлеб и кусок масла!» Но Вася предпочел другую профессию. А мой учитель Геннадий Ильич Муромцев говорил совсем иначе: «Ребята, искусство — это как воздух! Им надо дышать!»
И, указав рукой на один из своих пейзажей, мой собеседник сложил губы трубочкой и глубоко вдохнул. Повеяло воздухом полей и лесов...
juliaandr@gmail.com
Фото автора
Скульптура — трохмерная.
Паэтычнае слова выходзiць па–за межы гэтых Прастораў
I наблiжаецца да чацвёртага вымярэння: Боскага Слова...»
Так пишет в своей книге «Сонцакрыж» Алесь Шатерник. Живописец. Скульптор. Философ. Поэт.
На днях в минской Городской художественной галерее произведений Л.Д.Щемелева открылась персональная выставка Шатерника «Истоки. Возвращение». Одним из главных ее экспонатов были стены. Потому что именно в тех самых стенах, где находится сейчас галерея и Музей истории города Минска, после войны жила семья Юдицких — Шатерников. Одна из немногих коренных минских семей, сумевших пережить войны и репрессии и сохранивших дух старой белорусской культуры.
Алесь Шатерник родился 16 октября 1940 года в городке Южа Ивановской области (Россия). В тех краях пережили войну, а зимой 1945–го вернулись в Минск. Дома и роднее, и сытнее, благо мамин брат — Иван Адамович Юдицкий — был поваром чуть ли не у самого Пономаренко.
Отец — Сергей Михайлович Шатерник (позднее награжденный Почетным знаком Международного Красного Креста за победу над малярией в Беларуси) — был в то время еще на фронте, так что все тяготы возвратного пути легли на плечи матери. Их убогие пожитки растащили поездные воришки. Город лежал в руинах, их довоенный дом был разрушен, но была гостеприимная семья дяди, обосновавшаяся в уцелевшем доме по адресу: Революционная, 10.
События полувековой давности как сейчас стоят перед глазами двоюродной сестры художника Ларисы Мезенцевой (Юдицкой):
— Мы здесь с 1945 года, даже раньше. Когда мы сюда вселились, соседний дом был разрушен, от него остались только кирпичи. И у нас кусок стены тоже был выбит, папа собирал кирпичи и закладывал дыру. Люди жили везде — и в подвалах, и на чердаках.
— Ну у нас–то в подвале была типография «Красный печатник», — подхватывает нить разговора Александр Шатерник. — Во всех квартирах были великолепные кафельные печи, которые отапливались бумагой. Бумагу из типографии таскали мешками! Вы, журналисты, могли бы на ней много чего написать. Но она давала нам тепло.
И еще много подробностей поведали мне они о послевоенном житье–бытье. О том, как носили ведрами золу в школьный подвал, а из колхозов приезжали и вывозили эту золу на поля. О том, как ходили друг к другу за водой и стояли в бесконечных очередях за хлебом. О том, как лазили по подземным ходам под площадью Свободы, пока милиция не нашла там три трупа. О том, как переживали аресты соседей и подкармливали их детей, периодически сбегавших из детприемника. И о том, как дружно, без ссор и скандалов они в то время жили — несмотря на голод, разруху и прочие бедствия.
А я слушала и недоумевала: как в таких условиях можно было заниматься искусством? Откуда берется та страсть, которая побуждает полуголодного ребенка брать в руки карандаш и рисовать?
Да, многое определяется традициями семьи. А семья была действительно культурная. Родной брат деда Микола Шатерник — автор одного из первых белорусских словарей — «Краёвага слоўнiка Чэрвеншчыны» (1929). Другой брат деда — Андрей (Авдей) — видный селекционер и генетик, творец белорусской пшеницы, но по доносу репрессирован и сгинул в лагерях. Сам же дед — «всего лишь» железнодорожник — был интеллигентнейшим человеком, дружил с композитором Туренковым.
— Туренков писал элегии, как Рахманинов! — восклицает Александр Сергеевич. — По радио передавали элегии Рахманинова и Туренкова. Когда в 17 лет я впервые услышал «Мелодию» Туренкова, я подумал: «Боже мой, какая красивая музыка!» Его жена Ксения Яковлевна — моя тетя, и люди из радиокомитета брали у нас его пластинки. А потом его за какую–то песню посадили, и мы с мамой собирали ему передачи в тюрьму.
— А как вы стали художником? — интересуюсь я.
— Мы со старшим двоюродным братом Васей Юдицким ходили во Дворец пионеров к замечательному художнику Сергею Петровичу Каткову. Школа Каткова дала таких замечательных мастеров, как народный художник Май Данциг и академик Георгий Поплавский. После изостудии мой брат поступил в художественное училище на скульптурное отделение. А меня два года спустя зачислили на педагогическое живописное. Но я–то хотел именно на скульптурное!
— Из–за брата?
— Не только! Мне нравилось, что скульптор — это молоток, гвозди, пила, доски, проволока, глина, лопата. То есть мужская работа, связанная с искусством. Какое–то время я терпел, рисовал красками, а потом пришел к ребятам и говорю: «Кто хочет на живописное отделение?»
В этом самом доме, где теперь галерея, жила семья Юдицких — Шатерников после войны.
— И потом никогда не пожалели?
— Нет, что вы! Представляете, что такое было тогда художественное училище? Пять лет! Большая школа, которая давала фору любой академии. Потому что художник должен начинаться с детства. Когда мне было 10 — 11 лет, я ходил в изостудию и прекрасно знал, что такое натюрморт, что такое пропорция, как держать карандаш. Вот это называется «подготовка». А когда я в училище попал, у нас были выдающиеся педагоги, выпускники ленинградской Академии художеств. Ленинградская школа — это классика, это настоящее реалистическое искусство.
Мой брат Вася учился на курсе у Игоря Николаевича Глебова. Интереснейший человек, фронтовик, вся грудь в орденах. Племянник уникального скульптора Алексея Константиновича Глебова — одного из четырех белорусских классиков (Азгур, Бембель, Селиханов и Глебов), которые создавали рельефы памятника на площади Победы. У него был мотоцикл — вещь по тем временам небывалая. И он говорил: «Ребята, вы выбрали отличную специальность! Будет у вас хлеб и кусок масла!» Но Вася предпочел другую профессию. А мой учитель Геннадий Ильич Муромцев говорил совсем иначе: «Ребята, искусство — это как воздух! Им надо дышать!»
И, указав рукой на один из своих пейзажей, мой собеседник сложил губы трубочкой и глубоко вдохнул. Повеяло воздухом полей и лесов...
juliaandr@gmail.com
Фото автора