«Они сделали нам красиво». Сходили на защиту дипломных работ выпускников художественного факультета академии искусств
01.07.2021 13:49:00
«Студенты Белорусской академии искусств сделали нам красиво» – такая новость появилась на сайте ГИТИСа, крупнейшего театрального вуза Европы и одного из самых престижных учебных заведений России. Красоту в ГИТИСе, как оказалось, навели две белоруски – 23-летняя Мария Крючкова и 24-летняя Анна Плотникова, чьи масштабные мозаичные панно украсили внутренние пространства театрального общежития. Этот проект стал для девушек дипломным. Еще одна дипломная работа – панно с поэтическим названием «Серебро» авторства Надежды Пахомовой – прописалась на пятом этаже главного корпуса академии искусств. Уже который год ее выпускники придумывают, как изменить облик альма-матер, и представляют свои проекты. Корреспонденты «Знаменки» сходили на защиту дипломных работ выпускников художественного факультета академии искусств.
60 мозаичных панно, сделанных Анной Плотниковой и Марией Крючковой, в июне украсили интерьеры общежития ГИТИСа
Люди и птицы
Диплом по специальности «монументально-декоративное искусство (роспись)» в этом году получили пять человек. И каждый – с десяткой в аттестате. Этот выпуск, не скрывает декан художественного факультета Анна Кононова, действительно особенный. В первую очередь спецификой и сложностью дипломных работ.В учебном театре-студии имени Мировича первые шаги когда-то делали народные артисты СССР Геннадий Овсянников и Виктор Тарасов. Сегодня театральную публику здесь сменила художественная: государственная экзаменационная комиссия во главе с народным художником Беларуси Иваном Миско оценивает работы Егора Рутковского и Дарьи Гоцко, которые оформили интерьеры учебного зала.
Мнения художников и искусствоведов, к счастью, совпали: все четыре панно, выполненные в одной технике и объединенные общим сюжетом, органично вписались в пространство театра. На них вертлявые ласточки и серые цапли, болотистые угодья и камышовые заросли. Название у серии символическое – «Полет (Птицы Беларуси)» с отсылкой к роману Янки Брыля «Птушкі і гнёзды». При этом задача, замечает заведующий кафедрой скульптуры Владимир Слободчиков, перед Егором и Дарьей стояла не самая легкая:
– Продолжить тему, начатую их предшественницей (выпускницей 2019 года Кариной Шайтор), и вписать свои работы в уже существующий вариант – такое под силу далеко не каждому профессионалу. Важно не разрушить своей работой общую картинку интерьера, а создать ощущение целостности, не дать заскучать взгляду. И ребята справились блестяще.
Егор Рутковский
К слову, техника, в которой работали Дарья и Егор, сложнейшая – резьба по левкасному грунту. Егор Рутковский признается, что легких путей он не ищет:
– Конечно, можно было выбрать для диплома что-то попроще, но мне всегда нравились сложные формы. Люблю детализацию, графику. И нравится, когда в произведении много элементов, которые можно рассматривать часами.
По распределению Егор отправится в агрогородок Замосточье Минского района учителем изо в родную школу. С монументальной стези сворачивать не собирается: в свободное время планирует заниматься собственным творчеством.
– Родители полностью поддерживали меня и никогда не препятствовали тому, чтобы я стал художником. Можно ли творчеством заработать на жизнь? А почему нет? У меня, например, получается. Есть свое дело: пишу холсты на заказ.
Кроме птичьего рая в обновленном зале учебного театра, на память поколениям останется и опустившая лук Диана-охотница. Масштабное монументальное панно, полное знаков, символов и отсылок к мифологии Древнего Рима, стало дипломной работой 23-летней Надежды Пахомовой. Ее «Серебро» украшает пятый этаж главного корпуса БГАИ. После Надиной защиты доцент кафедры истории и теории искусств кандидат искусствоведения Анна Шимелевич даже внесла предложение: составить путеводитель по залам и коридорам академии, зафиксировав тем самым работы и всех художников, которые когда-либо участвовали в оформлении учебного пространства. Идея украшать интерьеры проектами студентов и выпускников, уверены в БГАИ, и правда отличная. Во-первых, это память о себе на долгие годы. Во-вторых, так произведение живет, воздействует на зрителя, а не просто пылится в мастерских.
Правильная коллаборация
Из главного корпуса БГАИ – в выставочный зал учебной галереи, куда на защиту своей работы пригласили комиссию Анна Плотникова и Мария Крючкова. Как их мозаики попали в Москву и причем здесь вообще ГИТИС? Ректор академии искусств профессор Михаил Борозна вводит в курс дела:
– Несколько лет назад мы подписали договор о сотрудничестве с ректором ГИТИСа Григорием Заславским. И договорились о том, что один или даже несколько дипломных проектов студентов, которые учатся на художников-монументалистов, будут реализованы в общежитии ГИТИСа. Должны были сделать все в прошлом году, но помешала пандемия. Сейчас наконец все сложилось.
Ни один студент академии искусств не пройдет мимо панно Надежды Пахомовой
К отделочным работам в Москве Аня и Маша приступили в начале июня. Так, в коридорах и компьютерном классе общежития появились модульная мозаика и декоративные панно, а стены лестничных проемов украсила художественная роспись. Анна Плотникова вспоминает:
– Когда нам предложили такую коллаборацию, я очень обрадовалась. Тем более это моя тема – мозаика, роспись, эпоксидная смола… От идеи и изучения снимков помещений до создания эскизов прошло около полугода. К счастью, нам предоставили полную свободу творчества, эскизы одобрили сразу. Затем мы перешли к следующему этапу: созданию макетов в натуральном размере из картона. По ним уже скомпоновали наши модульные мозаики и повезли их в Москву.
Помимо ГИТИСа, смеется Анна, ее работами украшены стены квартиры, дачи и домов друзей. Пока, правда, все это предназначено исключительно для личного пользования.
– Возможно, в будущем буду зарабатывать творчеством, пока же хватает основной работы: преподаю в художественном колледже имени Глебова. Туда, кстати, и распределилась.
КСТАТИ
Руководителем всех дипломных работ стал заведующий кафедрой монументально-декоративного искусства профессор Владимир Зинкевич.
leonovich@sb.by