На «Беларусь 3» – новые серии цикла «Легенды кино» о людях, навсегда вошедших в историю кинематографа
02.02.2024 09:11:00
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
Документальный цикл «Легенды кино» — это проект, авторы которого рассказывают зрителям о судьбах известных людей, оставивших яркий след в истории советского кинематографа. Каждый эпизод отражает взгляды создателей программы на творчество и жизнь именитых режиссеров, актеров, сценаристов, на чьих работах выросло не одно поколение. В понедельник в 16:45 (с повтором во вторник в 13:05) в «Легендах кино» вспомнят народного артиста России Игоря Квашу. А в серии, которую нам представят на телеканале в среду в 16:55 (с повтором в четверг в 13:10), будет шанс узнать о работе российского Госфильмофонда — крупнейшего на постсоветском пространстве хранилища фильмов и других киноматериалов.
Киноактер Игорь КВАША стал широко известен после роли бургомистра в картине «Тот самый Мюнхгаузен».
В 1956-м, в возрасте 23 лет, он совершил крайне рискованный и, как многим казалось, ошибочный поступок. Ушел из прославленного МХАТа, попасть в который для молодого артиста было небывалым везением, в никуда. И все это ради идеи создания собственного театра. Кваша и его близкие друзья, среди которых были Олег Ефремов, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев и Олег Табаков, не побоялись назваться «шабашниками» и скитаться по разным сценам Москвы и всей страны с собственными постановками. В первом спектакле «Вечно живые» (сюжет которого хорошо известен аудитории по фильму «Летят журавли») Кваша сыграл молодого фронтовика Владимира. Первую роль на сцене собственного театра он посвятил, конечно, отцу…
О войне и эвакуации, создании «Современника» и битве за него, потере друзей и программе «Жди меня» — об этом и многом другом зрители узнают в дневном эфире «Беларусь 3» 5 и 6 февраля.
…В 1937 году в Советском Союзе вышло постановление Политбюро, в котором стоял вопрос об образовании структуры, где можно было бы организовать хранение оригинальных киноматериалов, ведь это требовало особых климатических условий. По предложению Лаврентия Берии, у которого была дача в Белых Столбах, фильмохранилище организовали в Домодедовском районе Московской области. Из новой серии «Легенд кино» мы узнаем, что первыми помещениями, отведенными для пленок, стали казармы личной охраны Берии.
Сегодня Госфильмофонд России — это уникальный архив, коллекция которого больше голливудской. В 1997-м он был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших киноархивов мира. Коллекция Госфильмофонда насчитывает более 70 тысяч наименований фильмов — от немых картин братьев Люмьер, снятых во Франции в 1895-м, до современных российских и зарубежных произведений кинематографа. Согласно российскому закону в фонд поступает копия каждого фильма или видеоролика, вышедшего на экраны России. В год это около 10 тысяч материалов. В советские годы сюда доставляли даже те ленты, которые запрещали к показу. Кроме того, в 1945-м после Великой Победы Госфильмофонд принял на хранение богатейший трофейный архив и стал, таким образом, крупнейшим кинохранилищем в Европе.
А начиналось все с одного фильма — «Чапаев». Сейчас здесь можно найти не только готовые киношедевры, но и пробы актеров, а также рабочий материал. Только представьте: этими пленками можно обмотать планету 15 раз! Все последние годы сотрудники Госфильмофонда не просто сохраняют историю, но и порой возвращают ее буквально по кадрам. К слову, первый документальный фильм о Госфильмофонде, конечно, тоже хранится в Госфильмофонде. И новая серия «Легенд кино» уже там.
leonovich@sb.by
Киноактер Игорь КВАША стал широко известен после роли бургомистра в картине «Тот самый Мюнхгаузен».
Так хотел папа
…Он сыграл 70 ролей в кино и полвека выходил на сцену родного театра «Современник», одним из создателей которого являлся. А телезрители 14 лет наблюдали за тем, как он помогал людям искать и находить друг друга. На экране Игорь Кваша стеснялся собственных слез, но неизменно проникновенно произносил в эфире: «Ищите друг друга, чтобы ни было!» И только самые близкие знали, что артист говорит в том числе о себе… Всю жизнь он искал отца, без вести пропавшего в годы Великой Отечественной, и даже в театральное училище поступил потому, что так хотел любимый папа. А когда уже во МХАТе ему предложили сменить не очень благозвучную фамилию на яркий сценический псевдоним — категорически отказался. Ему было принципиально важно оставаться Игорем Квашой.В 1956-м, в возрасте 23 лет, он совершил крайне рискованный и, как многим казалось, ошибочный поступок. Ушел из прославленного МХАТа, попасть в который для молодого артиста было небывалым везением, в никуда. И все это ради идеи создания собственного театра. Кваша и его близкие друзья, среди которых были Олег Ефремов, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев и Олег Табаков, не побоялись назваться «шабашниками» и скитаться по разным сценам Москвы и всей страны с собственными постановками. В первом спектакле «Вечно живые» (сюжет которого хорошо известен аудитории по фильму «Летят журавли») Кваша сыграл молодого фронтовика Владимира. Первую роль на сцене собственного театра он посвятил, конечно, отцу…
О войне и эвакуации, создании «Современника» и битве за него, потере друзей и программе «Жди меня» — об этом и многом другом зрители узнают в дневном эфире «Беларусь 3» 5 и 6 февраля.
Вселенная любимого кино
Специально для съемок этой серии творческая группа «Легенд кино» отправилась в Белые Столбы — микрорайон города Домодедово Московской области, где уже много лет располагается главный архив России. А все для того, чтобы узнать, что из себя представляет Госфильмофонд сегодня и как хранятся, реставрируются и оцифровываются шедевры мирового кино.…В 1937 году в Советском Союзе вышло постановление Политбюро, в котором стоял вопрос об образовании структуры, где можно было бы организовать хранение оригинальных киноматериалов, ведь это требовало особых климатических условий. По предложению Лаврентия Берии, у которого была дача в Белых Столбах, фильмохранилище организовали в Домодедовском районе Московской области. Из новой серии «Легенд кино» мы узнаем, что первыми помещениями, отведенными для пленок, стали казармы личной охраны Берии.
Сегодня Госфильмофонд России — это уникальный архив, коллекция которого больше голливудской. В 1997-м он был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших киноархивов мира. Коллекция Госфильмофонда насчитывает более 70 тысяч наименований фильмов — от немых картин братьев Люмьер, снятых во Франции в 1895-м, до современных российских и зарубежных произведений кинематографа. Согласно российскому закону в фонд поступает копия каждого фильма или видеоролика, вышедшего на экраны России. В год это около 10 тысяч материалов. В советские годы сюда доставляли даже те ленты, которые запрещали к показу. Кроме того, в 1945-м после Великой Победы Госфильмофонд принял на хранение богатейший трофейный архив и стал, таким образом, крупнейшим кинохранилищем в Европе.
А начиналось все с одного фильма — «Чапаев». Сейчас здесь можно найти не только готовые киношедевры, но и пробы актеров, а также рабочий материал. Только представьте: этими пленками можно обмотать планету 15 раз! Все последние годы сотрудники Госфильмофонда не просто сохраняют историю, но и порой возвращают ее буквально по кадрам. К слову, первый документальный фильм о Госфильмофонде, конечно, тоже хранится в Госфильмофонде. И новая серия «Легенд кино» уже там.
leonovich@sb.by