Режиссер Денис Нупрейчик и театральный художник Евгений Волков соорудили на молодечненской сцене лестничную площадку в несколько этажей престижного, что называется, дома. Здесь обитает главный герой истории — известный телеведущий и продюсер Кирилл Цандлер. И все у него спорится, и в телефонной книжечке есть все телефоны. Он в меру циничен, трезво себя оценивает, считает, что «бабло давно победило зло». Ничто не может выбить его из колеи. Вот только одна незадача: перед самым Новым годом от него уходит жена Маша. Уезжает к маме. Кирилл не впадает в отчаяние, а вытаскивает праздничный новогодний стол на лестничную клетку и начинает пир. Сюда же забредает его бывший однокашник, всеми ветрами гонимый Михаил Громов в образе Деда Мороза. Поначалу кажется, что действительно случайно, но позже выяснится, что нет. И кроме давних обид, есть еще и нынешний тугой узел отношений.
Актеры Алексей Карпец в роли Цандлера и Вячеслав Сикора в роли Громова играют легко и свободно, получая удовольствие и от текста пьесы, и от предложенных обстоятельств. Спектакль называется так же, как и пьеса Овчинникова в оригинале, и для театра это действительно подъем на несколько эстетических этажей вверх. Куда–то в сторону легкомысленного буржуазного искусства. Оба героя олицетворяют разные подходы к искусству. Цандлер — воплощение рационального, может быть, несколько ремесленного начала. Мятущийся Громов — очевидный пассионарий, буян, духовный наследник Емельяна Пугачева, в нем сильно чувствуется дионисийский дух. Не обходится у Громова в жизни и без объятий коварного Бахуса.
Насколько мы могли судить по работам худрука молодечненского театра Валерия Анисенко «Время секонд–хэнд» и «Дирижер» (его премьера в Минске с успехом прошла в это воскресенье в Белгосфилармонии), он намерен делать упор на интеллектуально–философскую составляющую. И это прекрасно. Спектакли Анисенко в Молодечно — полотна и неспешные размышления о времени и о себе. Но если в репертуаре любого театра будут только философские полотна, можно действительно сбрендить.
Премьера «Несколько пролетов вверх», что называется, кассовый спектакль, но это не умаляет его очевидных художественных достоинств. Режиссура Дениса Нупрейчика подробна и неспешна. Он дает актерам возможность набрать нужную высоту, и они набирают, если, конечно, хотят.
Настоящий новогодний (или уже когда посмотрите: спектакль, увы, играют редко) подарок для зрителей — и актер Валерий Новик в роли Человека (бомжа). Он вносит в постановку трагикомические нотки, жонглирует разными интонациями, мгновенно переходит от одного эмоционального состояние в другое. В одной сцене перед нами — опустившийся бомж, низкий тип, асоциальный элемент, а в другой, через секунду, — мистик, умеющий повернуть время вспять своим волшебным будильником. Ангел, залетевший с небес на землю. То, что делает Новик в талантливом спектакле Дениса Нупрейчика, — уровень БДТ времен Товстоногова, поверьте мне, скромному летописцу Пимену нашего театра.
Своей теплотой и человечностью, какой–то естественной интонацией голоса спектакль найдет отклик не только в сердцах молодечненских театралов, но даже тех людей, кто от театра бесконечно далек. Ведь перед Новым годом, который неизбежно приближается, мы все превращаемся в детей, отбрасываем прежнюю мерку и шкалу оценок и готовы верить в любое чудо.
Добрый зритель в 9–м ряду.
Фото предоставлено Минским областным драматическим театром.