Ипатов: положения Концепции правовой политики несут важнейшую практическую ценность для нормотворчества
18.04.2024 12:37:00
Светлана ИСАЕНОК
Важнейшую практическую ценность для нормотворчества несут положения утвержденной Главой государства Концепции правовой политики Республики Беларусь, в которой предметно прописаны цель и принципы отечественной правовой политики, ее субъекты, современное состояние правовой системы и определены приоритетные направления развития законодательства. На это обратил внимание заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Вадим Ипатов во время своего выступления на семинаре в Овальном зале на тему «Законотворческий процесс в Республике Беларусь».
![](https://storage01.sb.by/iblock/b77/b77ddecb9ebdee59a6fe09dcb82a6299/ce76c3aae3898f9987b60ae166be33ba.jpg)
– Согласно первой статье Конституции нашей страны Республика Беларусь – правовое государство. Это означает, что деятельность государства, всех его органов и должностных лиц, организаций независимо от формы собственности и самих граждан подчиняется нормам права. При этом и нормотворческая деятельность, и законотворческая в частности тоже подчиняется своим правилам, то есть строится на основе норм права, – отметил заместитель председателя.
По его словам, здесь можно выделить три составляющих.
![](https://storage01.sb.by/iblock/72b/72bbc4ee763d076913ca84e86bc93af6/faac90ef12e8bc8207d24d391244554e.jpg)
Выделение законодательных актов из общей массы нормативных правовых актов обусловлено не только их юридической силой, но и тем, что право на их издание или принятие вытекает непосредственно из Конституции, подчеркнул заместитель председателя:
– В целом обновление норм Конституции, ставшее итогом состоявшегося 27 февраля 2022 года республиканского референдума, внесло значимые изменения в структуру и иерархию правовых актов, существенно повысив роль законов и актов представительных органов в целом. Особое место в национальной правовой системе теперь отводится актам Всебелорусского народного собрания – высшего представительного органа народовластия. Решения ВНС являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.
![](https://storage01.sb.by/iblock/9ff/9ff1686f96bb92e6f59b391799e5c69d/e27dc3fd8dd87bb4ab57aacd063df803.jpg)
Также, по его словам, еще одним значимым источником для законотворчества станет реализация важнейших решений Всебелорусского народного собрания, к компетенции которого Конституция отнесла утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, Военной доктрины, Концепции национальной безопасности.
![](https://storage01.sb.by/iblock/b77/b77ddecb9ebdee59a6fe09dcb82a6299/ce76c3aae3898f9987b60ae166be33ba.jpg)
– Согласно первой статье Конституции нашей страны Республика Беларусь – правовое государство. Это означает, что деятельность государства, всех его органов и должностных лиц, организаций независимо от формы собственности и самих граждан подчиняется нормам права. При этом и нормотворческая деятельность, и законотворческая в частности тоже подчиняется своим правилам, то есть строится на основе норм права, – отметил заместитель председателя.
По его словам, здесь можно выделить три составляющих.
Первое – это вид нормативного правового акта и его место в системе актов законодательства.
– Иерархия и виды актов законодательства в нашей стране строятся на основе Конституции и Закона «О нормативных правовых актах». Основной Закон закрепляет, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь. Иные правовые акты издаются на основе и в соответствии с ней. В общей структуре нормативных правовых актов закон выделяет их особую часть, которая обладает большей юридической силой по отношению к иным актам законодательства. Это законодательные акты, к которым относятся Конституция Республики Беларусь, законы и указы Президента. При этом следует обратить внимание, что обновленная Конституция не наделяет главу государства правом издания декретов, имеющих силу закона. Однако ею определено, что декреты, изданные до вступления в силу изменений и дополнений Конституции, применяются до признания их утратившими силу законами и их нормы имеют приоритет по отношению к принятым до их издания положениям законов, – заявил Вадим Ипатов.![](https://storage01.sb.by/iblock/72b/72bbc4ee763d076913ca84e86bc93af6/faac90ef12e8bc8207d24d391244554e.jpg)
Выделение законодательных актов из общей массы нормативных правовых актов обусловлено не только их юридической силой, но и тем, что право на их издание или принятие вытекает непосредственно из Конституции, подчеркнул заместитель председателя:
– В целом обновление норм Конституции, ставшее итогом состоявшегося 27 февраля 2022 года республиканского референдума, внесло значимые изменения в структуру и иерархию правовых актов, существенно повысив роль законов и актов представительных органов в целом. Особое место в национальной правовой системе теперь отводится актам Всебелорусского народного собрания – высшего представительного органа народовластия. Решения ВНС являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.
![](https://storage01.sb.by/iblock/2a5/2a56c81c14a158ffb084aba1218ab14b/d3b85757f1c5e3a92d5ea62815bd1431.jpg)
Второе – порядок подготовки, принятия и издания нормативных правовых актов.
– Общие требования, если говорить о принимаемых Парламентом законах, закреплены непосредственно в Конституции и детализированы в ряде законов и регламентах палат Национального собрания, – заявил Вадим Ипатов.Третье – требования к сущностному содержанию акта, ведь законотворчество – это своеобразное социальное планирование, в ходе которого моделируются общеобязательные правила поведения.
– И эти правила должны максимально отвечать объективно складывающимся общественным отношениям, интересам и потребностям государства, общества и личности. И безусловным ориентиром для законодателя здесь является реализация в принимаемых законах положений Конституции, в которых закреплены фундамент идеологии белорусского государства, ключевые исторические, духовные, культурные ценности нашего народа, его взгляд на современное состояние страны, ее прошлое и будущее, – констатировал заместитель председателя.![](https://storage01.sb.by/iblock/9ff/9ff1686f96bb92e6f59b391799e5c69d/e27dc3fd8dd87bb4ab57aacd063df803.jpg)
Также, по его словам, еще одним значимым источником для законотворчества станет реализация важнейших решений Всебелорусского народного собрания, к компетенции которого Конституция отнесла утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, Военной доктрины, Концепции национальной безопасности.