Любовь Руденко: я говорила Толе: «Совесть есть у тебя?! У нас же династия, гены…»
28.10.2015 14:31:20
Актриса Любовь Руденко — женщина энергичная, обаятельная, решительная. Развод в 50 лет ее не напугал. Наоборот — никакого страха перед будущим, а только ощущение свободы и ожидание интересных поворотов. Накануне дня рождения актриса рассказала «ТН» об отношениях с сыном, о внучке и новой роли.
— Первую любовь, случившуюся в пять лет, я запомнила на всю жизнь. Еще бы — шрам на лбу остался. «Соперница» в садике приревновала. Видимо, уже в моем детстве ощущался дефицит настоящих мужчин. Самый красивый мальчик в группе оказывал мне знаки внимания. А другой девочке, которая считала себя лучше всех, это жутко не понравилось, и когда мы с Сережей мило болтали, она толкнула качели и они влетели мне прямо в лоб — хлынула кровь. В результате в травмпункте залепили рану пластырем крест-накрест. Но этот случай надолго отбил охоту общаться с мальчиками.
Внимание к себе со стороны мужского пола я остро почувствовала в 14 лет. За три летних месяца в моем организме произошел так называемый гормональный взрыв — и я обрела привлекательные женские формы. Когда вернулась в Москву из Каменска-Шахтинского, где проводила каникулы у бабушек, мама, открыв дверь, чуть в обморок не упала. Уезжала худенькая девочка-подросток, а вернулась девушка, почти женщина. С того момента на меня стали обращать внимание мужчины — думали, что мне лет восемнадцать. Но я поцеловалась впервые только в 21 год. Правда, в 22 уже родила сына. (Смеется.)
— Эффектная внешность помогала в карьере?
— В кино всегда существовал стереотип: героиня должна быть очень худенькой, стройной. А я никогда не была тоненькой: у меня кость широкая, кровь бурлит украинская — широкомасштабная я! В папу пошла.
А вот осознание собственного совершенства пришло в четыре года. Мама, актриса Дина Солдатова, часто уезжала на гастроли, оставляя меня с тетей, которая не всегда могла справиться с племянницей. В очередной раз, призывая меня к послушанию, тетя Галя пригрозила, что обязательно расскажет о проделках маме и та найдет себе другую девочку. Задумавшись, я ушла в комнату и затихла. В щелку тетя увидела, как я стою перед зеркалом и, перебирая длинные волнистые волосы, говорю: «И где же мама найдет такую девочку? И красивая, и волосы с блестками». (Смеется.) Но благодаря тому что я родилась в скромной, интеллигентной семье, себя никогда не выпячивала. Я таким же и сына воспитала. А что касается внешности… «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Вот моя мамочка была красавицей, талантливой актрисой. В театре ее судьба сложилась удачно, а в кино — наоборот. Причина тому — внешнее сходство с другой замечательной актрисой, Ириной Скобцевой. Раз за разом мама приходила на кинопробы и узнавала, что на эту же роль пробуется Ирина Константиновна. Она тогда много снималась. И, понятное дело, ее и утверждали. Зато в родном Московском гастрольном театре комедии (сейчас это театр «На Покровке») она переиграла весь мировой репертуар. Мамочка сейчас прекрасно выглядит в свои 87 лет, хотя ее подкосила смерть мужа, моего любимого отчима. Они прожили вместе 36 лет. Но я дала маме установку: держать себя в руках, следить за здоровьем и не раскисать, чтобы повести правнучку в первый класс.
С Александром Ширвиндтом в телевизионном фильме «Отпуск за свой счет» (1981)
— Рассматривая ваши старые фото, ловишь себя на мысли, что внешне вы были похожи с Ириной Алферовой…
— Да, мы учились в одном институте с небольшой разницей во времени, и некоторые педагоги называли меня Ирой. Мы с ней вместе снимались в фильме-сказке «Василий Буслаев» о былинном богатыре. Я играла там первую любовь героя, а Ирочка другую его зазнобу. Помню сцену, в которой богатырь возвращается после битвы и привозит с собой Ксению, то есть Иру, а я по сценарию, увидев разлучницу, заливаюсь горючими слезами. У меня есть свой метод: на площадке и в театре работаю по ассоциации с собственными переживаниями. И вот, глядя на Иру, я подумала: «Почему она, а не я, играет главную женскую роль, я ведь тоже могу!» И полились слезы. (Смеется.) В общем, я рыдаю, а оператор Саша Гарибян говорит: «Любочка, пока я снимать не начну, ты не плачь, а то слезы кончатся». — «У меня не кончатся!» — и опять реву. (Смеется.) А если по правде, никогда никому не завидовала и не расстраивалась от того, что не мне дали большую роль. Думала и верила: мое от меня не уйдет.
Но когда за главную роль режиссеры требовали близких отношений, я резко обрывала все подобные попытки. Это к вопросу о том, помогает ли внешность. Даже мама, которая краснела при слове на букву «Ж», сказала как-то: «Доченька, может, нужно было согласиться? Если режиссеры все такие, что же делать…» Но я была непреклонна: «Мама, я никогда не буду торговать собой таким образом! И всего добьюсь своим трудом». Так и вышло, пусть и позже, чем у кого-то.
— В картине «Жизнь Клима Самгина» я сыграла Евдокию Стрешневу,
певицу, прототипом которой была Анастасия Вяльцева (1988)
— Вы стали популярны после телевизионного фильма «Жизнь Клима Самгина», вышедшего на экраны в 1988 году. Ожидали такой реакции?
— Нет, конечно! Изначально я пробовалась на маленькую роль. Но перед пробами не просто изучила сценарий, а перечитала все четыре тома романа Горького. К тому же в родном Театре Маяковского мой мастер Андрей Александрович Гончаров начал ставить спектакль «Жизнь Клима Самгина», я была утверждена на роль белошвейки Риты во второй состав, в первом репетировала моя любимая Наташа Гундарева. Когда наш курс показывался в «Маяковку», Наташа сказала про меня Гончарову: «Вот мне замена в театре, а я в кино спокойно буду сниматься!»
На пробах знание материала приятно удивило режиссера Виктора Титова. И он утвердил меня на большую роль — певицы Евдокии Стрешневой, прототипом которой была Анастасия Вяльцева.
После премьеры я проснулась «почти знаменитой», но в кино начался застой.
Государственных денег на производство фильмов не было, киностудии опустели. И этот период пришелся на пик моей профессиональной и физической формы — с 28 до 35 лет, когда можно и нужно сниматься! Впрочем, без дела я никогда не сидела. Во-первых, у меня всегда был театр, во-вторых, я занималась дубляжом, снималась в рекламе, играла в антрепризе.
И еще к слову о важности подготовки. Поступая в театральный институт, в качестве прозаического отрывка, который все абитуриенты читают на прослушиваниях, я сама написала материал по письмам советских комсомольцев чилийским коммунистам. А в конце исполнила гимн чилийской молодежи. Текст его до сих пор помню. И вот спустя годы мне это неожиданно пригодилось: в антрепризном спектакле «Продается детектор лжи» моя героиня под гипнозом начинает разговаривать по-испански. Я быстро-быстро проговариваю текст того самого гимна, который знаю с 17 лет! Это всегда вызывает смех и аплодисменты в зале… (Улыбается.) А бывшего мужа поражал такой момент. Если звонила моя подруга из Франции, даже среди ночи, я легко начинала говорить с ней по-французски. Окончив французскую спецшколу, я хорошо знаю язык.
— В сериале «Вчера закончилась война» моим партнером был Богдан Ступка (2010)
— С мужем вы расстались после двадцати с лишним лет брака. Тяжело дался развод?
— Нет, это было осознанное решение, приняв которое я почувствовала облегчение. В какой-то момент семейной жизни поняла, что устала от этих отношений. Они изжили себя. Последние десять лет брака я много работала, ездила в киноэкспедиции и на гастроли, Приезжала домой, оставляла денежки и опять на заработки. Наверное, вкладывала больше, чем получала. Какое-то время после разрыва продолжала жить в квартире моего замечательного ныне покойного свекра и мужа Кирилла. Каждый день, просыпаясь, я просила у Бога только одного: дать мне возможность заработать на собственный угол. И — о чудо! — мои молитвы были услышаны: меня утвердили на большую роль в сериал «Огонь любви». За полтора года мы отсняли 316 серий. Ни копеечки из гонорара за эти съемки я не потратила — била себя по рукам, но деньги не трогала. И в итоге смогла купить однокомнатную квартиру, в которой сейчас и живу. Решив жилищный вопрос, я со спокойной совестью ушла. По-мужски, ничего с собой не взяв. (Смеется.) А Кирилл женился на другой женщине, и я только рада за него.
— А как у вас складывается личная жизнь?
— С моей профессией в этом смысле не все так просто. Некоторое время назад я рассталась с гражданским мужем — мы прожили девять месяцев, но представьте, я все время в разъездах (съемки, фестивали), он — оператор, соответственно, тоже постоянно пропадает в киноэкспедициях. Это тяжело. Нужно либо работать в одних проектах, либо служить в одном театре. Конечно, мы пытались сводить разлуки к минимуму, вместе отдыхали, но в какой-то момент стало понятно, что не получается. Каждому мужчине хочется возвращаться в уютный дом, где его ждет вкусный ужин. А с женой-актрисой это редко получается. Хотя есть, безусловно, примеры счастливых актерских браков: это мои любимые Немоляева и Лазарев, Касаткина и Колосов. Я рада за сына и невестку Леночку (актриса Елена Дудина. — Прим. «ТН»). В 2010 году мы втроем снимались в сериале «Вчера закончилась война», а в 2012-м Толя с Леной поженились. Ну а что касается меня, в моем возрасте и положении выбор небольшой! Мои ровесники либо глубоко женаты, либо рано состарились. А в искренность молодых верится с трудом. Скорее всего, им нужен карьерный рост. Но если вдруг случится настоящая любовь, отказываться не буду. Мое сердце всегда открыто для настоящего чувства. Сын мечтает, чтобы у меня сложилась личная жизнь. Он мой лучший друг. Толя говорит: «Мама, если нужна помощь, не стесняйся!» Машина, на которой я езжу, — его подарок. Я попала в жуткую аварию три года назад, в меня въехал «опель» — не успел затормозить на скользкой после дождя дороге. Когда увидела несущуюся на меня машину, успела подумать только: «Вот и все!» Одно мгновение! А дальше поняла, что жива: никаких травм, даже сотрясения не было. Еще одно чудо в моей жизни.
С мамой Диной Анатольевной, отчимом Львом Семеновичем и сыном Толей (1990-е)
— У вас хорошие, дружеские отношения со взрослым сыном. Всегда так было?
— Конечно. Мы с ним друзья, а как иначе? Лишь однажды я его наказала. Толе было годика четыре, я пыталась довезти сына зимой на санках, по-моему, в детский садик. Он капризничал и не хотел усаживаться: мол, пойду пешком в своих валеночках. Скатывается в снег — и все, делай что хочешь. А я опаздываю, у меня работа! В общем, не выдержала и пояском его кожаным по шубке шлепнула ниже спины. От неожиданности он впал в ступор, заморгал удивленно. Я ведь никогда прежде так не делала. Воспользовавшись растерянностью, усадила сына на санки и быстренько покатила. Да, вспомнила, в 12 лет он довел меня до белого каления компьютерными играми — в порыве эмоций я швырнула в форточку его любимый пистолетик. Потом сама полночи искала его под окнами в кустах. (Смеется.)
Сын в актеры идти не хотел, упирался. Когда Толя оканчивал школу, популярны были юриспруденция, экономика, туризм. Говорю: «Совесть есть у тебя? У нас же актерская династия, гены!» Все решил случай. В антрепризной постановке «Воительница», где я выступила как продюсер, срочно понадобилось заменить молодого актера. Режиссер Ира Подкопаева уговорила Толю спасти мать — все билеты были уже проданы, отмена спектакля меня бы разорила. И когда Толя вышел на сцену, услышал аплодисменты, получил цветы на поклонах, то определился с будущей профессией. Тогда же за кулисами признался: «Мама, я пропал, пойду в актеры». Я вздохнула с облегчением.
— В сериале «Запретная любовь» вы играете маму главного героя, которая ради сына готова на многое.
— Да, героиня у меня неоднозначная. В нашем фильме есть и колдовство, и месть… Некоторые думают: это только в кино бывает! А на самом деле приезжаешь куда-нибудь на съемки в маленький провинциальный город, пообщаешься с людьми и услышишь такие невыдуманные истории, что сценаристам и не снилось! Не устаю говорить спасибо режиссеру Юрию Поповичу, что он доверил мне такую серьезную роль. Для любой актрисы важно, когда есть режиссер, который в нее верит и помнит о ней. Может, это и наивно звучит, но я верю, что мы, актеры, живем и работаем не зря, что мы должны достучаться до зрителя. Знаете, я всю жизнь всегда и всем желаю любви и добра. Не случайно меня Любовью зовут!
— Толя мечтает, чтобы у меня сложилась личная жизнь. Он мой лучший друг
(с сыном и невесткой Еленой, 2012)
— Что вас саму радует в жизни?
— Любимая работа, общение с внучкой, мои друзья, поклонники — да сама жизнь во всем ее многообразии! К внучке спешу каждый раз, как только появляется возможность. Ей три годика, и это самостоятельный человек. Вот недавно я приехала вечером уложить ее спать — дети работали, попросили помочь. Внучка спросила, где папа с мамой, я ей объяснила, что родители вернутся, когда она уже будет спать. Выслушав, внучка вдруг серьезно сказала: «Ну, ты иди тогда, я сама». — «Что сама?» — «Сама засну». То есть не надо ни сказку ей читать, ни спинку гладить — сама закроет глазки и заснет. Выхожу из комнаты, через десять минут приоткрываю дверь — внучка спит в обнимку со своей любимой плюшевой козой, которую я ей подарила на Новый год. Пообещала — и сделала. Все-таки в который раз убеждаюсь в том, что самостоятельность — это у нас семейное.
— Первую любовь, случившуюся в пять лет, я запомнила на всю жизнь. Еще бы — шрам на лбу остался. «Соперница» в садике приревновала. Видимо, уже в моем детстве ощущался дефицит настоящих мужчин. Самый красивый мальчик в группе оказывал мне знаки внимания. А другой девочке, которая считала себя лучше всех, это жутко не понравилось, и когда мы с Сережей мило болтали, она толкнула качели и они влетели мне прямо в лоб — хлынула кровь. В результате в травмпункте залепили рану пластырем крест-накрест. Но этот случай надолго отбил охоту общаться с мальчиками.
Внимание к себе со стороны мужского пола я остро почувствовала в 14 лет. За три летних месяца в моем организме произошел так называемый гормональный взрыв — и я обрела привлекательные женские формы. Когда вернулась в Москву из Каменска-Шахтинского, где проводила каникулы у бабушек, мама, открыв дверь, чуть в обморок не упала. Уезжала худенькая девочка-подросток, а вернулась девушка, почти женщина. С того момента на меня стали обращать внимание мужчины — думали, что мне лет восемнадцать. Но я поцеловалась впервые только в 21 год. Правда, в 22 уже родила сына. (Смеется.)
— Эффектная внешность помогала в карьере?
— В кино всегда существовал стереотип: героиня должна быть очень худенькой, стройной. А я никогда не была тоненькой: у меня кость широкая, кровь бурлит украинская — широкомасштабная я! В папу пошла.
А вот осознание собственного совершенства пришло в четыре года. Мама, актриса Дина Солдатова, часто уезжала на гастроли, оставляя меня с тетей, которая не всегда могла справиться с племянницей. В очередной раз, призывая меня к послушанию, тетя Галя пригрозила, что обязательно расскажет о проделках маме и та найдет себе другую девочку. Задумавшись, я ушла в комнату и затихла. В щелку тетя увидела, как я стою перед зеркалом и, перебирая длинные волнистые волосы, говорю: «И где же мама найдет такую девочку? И красивая, и волосы с блестками». (Смеется.) Но благодаря тому что я родилась в скромной, интеллигентной семье, себя никогда не выпячивала. Я таким же и сына воспитала. А что касается внешности… «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Вот моя мамочка была красавицей, талантливой актрисой. В театре ее судьба сложилась удачно, а в кино — наоборот. Причина тому — внешнее сходство с другой замечательной актрисой, Ириной Скобцевой. Раз за разом мама приходила на кинопробы и узнавала, что на эту же роль пробуется Ирина Константиновна. Она тогда много снималась. И, понятное дело, ее и утверждали. Зато в родном Московском гастрольном театре комедии (сейчас это театр «На Покровке») она переиграла весь мировой репертуар. Мамочка сейчас прекрасно выглядит в свои 87 лет, хотя ее подкосила смерть мужа, моего любимого отчима. Они прожили вместе 36 лет. Но я дала маме установку: держать себя в руках, следить за здоровьем и не раскисать, чтобы повести правнучку в первый класс.
С Александром Ширвиндтом в телевизионном фильме «Отпуск за свой счет» (1981)
— Рассматривая ваши старые фото, ловишь себя на мысли, что внешне вы были похожи с Ириной Алферовой…
— Да, мы учились в одном институте с небольшой разницей во времени, и некоторые педагоги называли меня Ирой. Мы с ней вместе снимались в фильме-сказке «Василий Буслаев» о былинном богатыре. Я играла там первую любовь героя, а Ирочка другую его зазнобу. Помню сцену, в которой богатырь возвращается после битвы и привозит с собой Ксению, то есть Иру, а я по сценарию, увидев разлучницу, заливаюсь горючими слезами. У меня есть свой метод: на площадке и в театре работаю по ассоциации с собственными переживаниями. И вот, глядя на Иру, я подумала: «Почему она, а не я, играет главную женскую роль, я ведь тоже могу!» И полились слезы. (Смеется.) В общем, я рыдаю, а оператор Саша Гарибян говорит: «Любочка, пока я снимать не начну, ты не плачь, а то слезы кончатся». — «У меня не кончатся!» — и опять реву. (Смеется.) А если по правде, никогда никому не завидовала и не расстраивалась от того, что не мне дали большую роль. Думала и верила: мое от меня не уйдет.
Но когда за главную роль режиссеры требовали близких отношений, я резко обрывала все подобные попытки. Это к вопросу о том, помогает ли внешность. Даже мама, которая краснела при слове на букву «Ж», сказала как-то: «Доченька, может, нужно было согласиться? Если режиссеры все такие, что же делать…» Но я была непреклонна: «Мама, я никогда не буду торговать собой таким образом! И всего добьюсь своим трудом». Так и вышло, пусть и позже, чем у кого-то.
— В картине «Жизнь Клима Самгина» я сыграла Евдокию Стрешневу,
певицу, прототипом которой была Анастасия Вяльцева (1988)
— Вы стали популярны после телевизионного фильма «Жизнь Клима Самгина», вышедшего на экраны в 1988 году. Ожидали такой реакции?
— Нет, конечно! Изначально я пробовалась на маленькую роль. Но перед пробами не просто изучила сценарий, а перечитала все четыре тома романа Горького. К тому же в родном Театре Маяковского мой мастер Андрей Александрович Гончаров начал ставить спектакль «Жизнь Клима Самгина», я была утверждена на роль белошвейки Риты во второй состав, в первом репетировала моя любимая Наташа Гундарева. Когда наш курс показывался в «Маяковку», Наташа сказала про меня Гончарову: «Вот мне замена в театре, а я в кино спокойно буду сниматься!»
На пробах знание материала приятно удивило режиссера Виктора Титова. И он утвердил меня на большую роль — певицы Евдокии Стрешневой, прототипом которой была Анастасия Вяльцева.
После премьеры я проснулась «почти знаменитой», но в кино начался застой.
Государственных денег на производство фильмов не было, киностудии опустели. И этот период пришелся на пик моей профессиональной и физической формы — с 28 до 35 лет, когда можно и нужно сниматься! Впрочем, без дела я никогда не сидела. Во-первых, у меня всегда был театр, во-вторых, я занималась дубляжом, снималась в рекламе, играла в антрепризе.
И еще к слову о важности подготовки. Поступая в театральный институт, в качестве прозаического отрывка, который все абитуриенты читают на прослушиваниях, я сама написала материал по письмам советских комсомольцев чилийским коммунистам. А в конце исполнила гимн чилийской молодежи. Текст его до сих пор помню. И вот спустя годы мне это неожиданно пригодилось: в антрепризном спектакле «Продается детектор лжи» моя героиня под гипнозом начинает разговаривать по-испански. Я быстро-быстро проговариваю текст того самого гимна, который знаю с 17 лет! Это всегда вызывает смех и аплодисменты в зале… (Улыбается.) А бывшего мужа поражал такой момент. Если звонила моя подруга из Франции, даже среди ночи, я легко начинала говорить с ней по-французски. Окончив французскую спецшколу, я хорошо знаю язык.
— В сериале «Вчера закончилась война» моим партнером был Богдан Ступка (2010)
— С мужем вы расстались после двадцати с лишним лет брака. Тяжело дался развод?
— Нет, это было осознанное решение, приняв которое я почувствовала облегчение. В какой-то момент семейной жизни поняла, что устала от этих отношений. Они изжили себя. Последние десять лет брака я много работала, ездила в киноэкспедиции и на гастроли, Приезжала домой, оставляла денежки и опять на заработки. Наверное, вкладывала больше, чем получала. Какое-то время после разрыва продолжала жить в квартире моего замечательного ныне покойного свекра и мужа Кирилла. Каждый день, просыпаясь, я просила у Бога только одного: дать мне возможность заработать на собственный угол. И — о чудо! — мои молитвы были услышаны: меня утвердили на большую роль в сериал «Огонь любви». За полтора года мы отсняли 316 серий. Ни копеечки из гонорара за эти съемки я не потратила — била себя по рукам, но деньги не трогала. И в итоге смогла купить однокомнатную квартиру, в которой сейчас и живу. Решив жилищный вопрос, я со спокойной совестью ушла. По-мужски, ничего с собой не взяв. (Смеется.) А Кирилл женился на другой женщине, и я только рада за него.
— А как у вас складывается личная жизнь?
— С моей профессией в этом смысле не все так просто. Некоторое время назад я рассталась с гражданским мужем — мы прожили девять месяцев, но представьте, я все время в разъездах (съемки, фестивали), он — оператор, соответственно, тоже постоянно пропадает в киноэкспедициях. Это тяжело. Нужно либо работать в одних проектах, либо служить в одном театре. Конечно, мы пытались сводить разлуки к минимуму, вместе отдыхали, но в какой-то момент стало понятно, что не получается. Каждому мужчине хочется возвращаться в уютный дом, где его ждет вкусный ужин. А с женой-актрисой это редко получается. Хотя есть, безусловно, примеры счастливых актерских браков: это мои любимые Немоляева и Лазарев, Касаткина и Колосов. Я рада за сына и невестку Леночку (актриса Елена Дудина. — Прим. «ТН»). В 2010 году мы втроем снимались в сериале «Вчера закончилась война», а в 2012-м Толя с Леной поженились. Ну а что касается меня, в моем возрасте и положении выбор небольшой! Мои ровесники либо глубоко женаты, либо рано состарились. А в искренность молодых верится с трудом. Скорее всего, им нужен карьерный рост. Но если вдруг случится настоящая любовь, отказываться не буду. Мое сердце всегда открыто для настоящего чувства. Сын мечтает, чтобы у меня сложилась личная жизнь. Он мой лучший друг. Толя говорит: «Мама, если нужна помощь, не стесняйся!» Машина, на которой я езжу, — его подарок. Я попала в жуткую аварию три года назад, в меня въехал «опель» — не успел затормозить на скользкой после дождя дороге. Когда увидела несущуюся на меня машину, успела подумать только: «Вот и все!» Одно мгновение! А дальше поняла, что жива: никаких травм, даже сотрясения не было. Еще одно чудо в моей жизни.
С мамой Диной Анатольевной, отчимом Львом Семеновичем и сыном Толей (1990-е)
— У вас хорошие, дружеские отношения со взрослым сыном. Всегда так было?
— Конечно. Мы с ним друзья, а как иначе? Лишь однажды я его наказала. Толе было годика четыре, я пыталась довезти сына зимой на санках, по-моему, в детский садик. Он капризничал и не хотел усаживаться: мол, пойду пешком в своих валеночках. Скатывается в снег — и все, делай что хочешь. А я опаздываю, у меня работа! В общем, не выдержала и пояском его кожаным по шубке шлепнула ниже спины. От неожиданности он впал в ступор, заморгал удивленно. Я ведь никогда прежде так не делала. Воспользовавшись растерянностью, усадила сына на санки и быстренько покатила. Да, вспомнила, в 12 лет он довел меня до белого каления компьютерными играми — в порыве эмоций я швырнула в форточку его любимый пистолетик. Потом сама полночи искала его под окнами в кустах. (Смеется.)
Сын в актеры идти не хотел, упирался. Когда Толя оканчивал школу, популярны были юриспруденция, экономика, туризм. Говорю: «Совесть есть у тебя? У нас же актерская династия, гены!» Все решил случай. В антрепризной постановке «Воительница», где я выступила как продюсер, срочно понадобилось заменить молодого актера. Режиссер Ира Подкопаева уговорила Толю спасти мать — все билеты были уже проданы, отмена спектакля меня бы разорила. И когда Толя вышел на сцену, услышал аплодисменты, получил цветы на поклонах, то определился с будущей профессией. Тогда же за кулисами признался: «Мама, я пропал, пойду в актеры». Я вздохнула с облегчением.
— В сериале «Запретная любовь» вы играете маму главного героя, которая ради сына готова на многое.
— Да, героиня у меня неоднозначная. В нашем фильме есть и колдовство, и месть… Некоторые думают: это только в кино бывает! А на самом деле приезжаешь куда-нибудь на съемки в маленький провинциальный город, пообщаешься с людьми и услышишь такие невыдуманные истории, что сценаристам и не снилось! Не устаю говорить спасибо режиссеру Юрию Поповичу, что он доверил мне такую серьезную роль. Для любой актрисы важно, когда есть режиссер, который в нее верит и помнит о ней. Может, это и наивно звучит, но я верю, что мы, актеры, живем и работаем не зря, что мы должны достучаться до зрителя. Знаете, я всю жизнь всегда и всем желаю любви и добра. Не случайно меня Любовью зовут!
— Толя мечтает, чтобы у меня сложилась личная жизнь. Он мой лучший друг
(с сыном и невесткой Еленой, 2012)
— Что вас саму радует в жизни?
— Любимая работа, общение с внучкой, мои друзья, поклонники — да сама жизнь во всем ее многообразии! К внучке спешу каждый раз, как только появляется возможность. Ей три годика, и это самостоятельный человек. Вот недавно я приехала вечером уложить ее спать — дети работали, попросили помочь. Внучка спросила, где папа с мамой, я ей объяснила, что родители вернутся, когда она уже будет спать. Выслушав, внучка вдруг серьезно сказала: «Ну, ты иди тогда, я сама». — «Что сама?» — «Сама засну». То есть не надо ни сказку ей читать, ни спинку гладить — сама закроет глазки и заснет. Выхожу из комнаты, через десять минут приоткрываю дверь — внучка спит в обнимку со своей любимой плюшевой козой, которую я ей подарила на Новый год. Пообещала — и сделала. Все-таки в который раз убеждаюсь в том, что самостоятельность — это у нас семейное.
Родилась: 22 октября 1959 года в Москве
Семья: мать — Дина Солдатова (87 лет), актриса; сын — Анатолий Руденко (33 года), актер; невестка — Елена Дудина (27 лет), актриса; внучка — Милена (3 года)
Образование: окончила ГИТИС (специальность — «актриса театра и кино»)
Карьера: с 1981 года служит в Московском академическом театре им. Маяковского. Снялась более чем в 80 фильмах и сериалах, среди которых: «Жизнь Клима Самгина», «Отпуск за свой счет», «Вчера закончилась война», «Возвращение броненосца», «Там, где ты», «Тайга. Курс выживания», «Молодожены», «Запретная любовь». Заслуженная артистка РФ
Марина КУЗНЕЦОВА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ
Фото: Юлия ХАНИНА, из личного архива Любови Руденко
Фото: Юлия ХАНИНА, из личного архива Любови Руденко