Зачем молодой белорусский виолончелист Иван Каризна каждый год едет из Парижа в Дятлово
25.02.2019 21:29:00
Татьяна УСКОВА
Пятого марта в большом зале Белорусской государственной филармонии — сольный концерт виолончелиста Ивана Каризны. Впервые молодой виртуоз громко заявил о себе еще в 2010 году, когда представлял нашу страну в финале классического «Евровидения» и занял второе место. Спустя год Иван выиграл бронзу на престижном XIV Международном конкурсе имени Чайковского, что заметно повлияло на интерес к нашему музыканту со стороны организаторов концертов в Европе. Теперь Иван Каризна, выпускник Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки и Парижской консерватории, гастролирует по всему миру.
— Иван, большой концерт вы играли в Минске два года назад. С какими чувствами возвращаетесь? Разве не хочется выступать дома чаще?
— Действительно, в последний раз играл в сентябре 2017-го, и это был концертный зал «Верхний город». Сейчас — сцена филармонии и оригинальная программа в ансамбле с пианистом Борисом Кузнецовым (Германия).
Все это время в силу разных причин, особенно финансовых, организовать концерт было непросто. Но благодаря стараниям Музыкального дома «Классика» они преодолены и я, наконец, сыграю дома. Скажу больше: перед собой вижу задачу выступать в Беларуси, но я очень сильно загружен. Гастрольный график расписан на год вперед.
— Получается, все же финансовые вопросы в организации концертов выходят на первый план?
— Здесь все непросто. Несколько лет назад мы с коллегой Кириллом Кедуком сделали огромный экспериментальный тур по Беларуси, сыграв за месяц в 27 городах — больших и маленьких. Посмотрели страну, познакомили людей с классикой. И интерес был колоссальный! Хочется подобный проект повторить — привезти музыку в регионы.
Но организацией этого проекта занимались мы самостоятельно. И столкнулись с тем, что не так легко это делать, особенно когда ты живешь за сотни километров от дома. Хочется поддержки, какой-то взаимной заинтересованности. Потому что иногда бывает так, что пытаешься реализовать какую-то идею, а перед тобой встает ряд бюрократических процедур, через которые нужно пройти...
Вот смотрите. У нас есть фестиваль Башмета, который, несомненно, занимается тем, что просвещает публику и продвигает классическую музыку в массы. Но бюджет у этого фестиваля такой, что за него можно было бы провести 5 фестивалей с участием прекрасных музыкантов, пусть молодых, менее раскрученных, но ничем не уступающих мэтрам по качеству.
Именно поэтому в организации выступлений многое зависит от каких-то знакомств, связей и спонсоров, которые могли бы профинансировать какой-то интересный культурный проект. К примеру, совместный — с участием белорусских и французских артистов. Перед собой ставлю такую задачу на будущее, но пока есть проблема: с какой стороны зайти, у кого попросить. Думаю, мы к этому рано или поздно придем. Просто еще должно пройти какое-то время, чтобы люди осознали, что это очень важно — вкладывать деньги в культуру, нацию.
— Кстати, Иван, вы 10 лет в Париже. Не офранцузились ли еще?
— Конечно, нет. Да, я с 17 лет живу в Париже, но самое главное, что есть у человека, — его корни. Это основа, фундамент. Когда у меня спрашивают, откуда я, то всегда говорю — из Беларуси — и объясняю, где находится наше государство.
В Европе с ее историей, культурным разнообразием и количеством выбора для молодого музыканта намного интереснее находиться. А вообще, я не думаю о том, чтобы прожить свою жизнь где-то в одном месте. Понятие «дом» для меня уже стерлось: я постоянно в разъездах.
— Но на историческую Родину хоть иногда, но надо заглядывать...
— Каждый год бываю в Беларуси летом, в августе. На недельку или две, когда появляется «форточка» между выступлениями, приезжаю погостить к родителям, обязательно еду в Дятлово к бабушке. Этот небольшой городок — очень дорогое сердцу место, где я родился, и потом, когда мы переехали в Минск, каждое лето проводил там. Очень горд, что мои корни оттуда.
— Кстати, о предках. Ваш дед — знаменитый поэт, отец — композитор. Получается, вы представитель творческой династии уже в третьем поколении, связанной с искусством и продвижением национальной культуры. Не задумывались над тем, чтобы соединить ваши таланты в одном проекте?
— Если честно, пока нет, но спасибо за идею. В творческом портфеле деда много песен, папа писал больше для хоров, инструментальной музыки у него почти нет. Есть произведение для квартета виолончелей, которые мы исполняли, пока я не уехал в Париж... Кстати, в конце 2018 года был большой фестиваль в Амстердаме, и я в том числе исполнял произведение нашего композитора Галины Гореловой. Довольно часто это делаю — играю музыку белорусских авторов. Тем самым показываю, что у нас есть прекрасные композиторы и красивые произведения.
— Согласна. Но принято считать, что классика — для элиты, широкой аудитории такой формат музыки неинтересен. Стоит ли продвигать ее в массы?
— Я считаю, должен быть выбор. Нужна инфраструктура, которая позволяла бы показывать классическую музыку в лучшем свете. Это касается необходимости иметь хорошие концертные залы. Например, в январе мы играли со всемирно известным скрипачом Гидоном Кремером и его камерным оркестром «Кремерата Балтика». Это был тур по городам Германии, Швейцарии, Латвии и Литвы. Так вот мы приехали в Лиепаю — небольшой городок с населением, если я не ошибаюсь, около 70 тысяч человек. Четыре года назад там построили прекрасный зал на 1,5 тысячи мест. Многофункциональный комплекс соединяет в себе не только изумительную концертную площадку, но и музыкальную школу, театр, куда приезжают звезды из Европы. В итоге — на улице минус 15, за окном метель, а в зале — ни одного свободного места. Значит, людям интересно видеть у себя артистов, они хотят быть частью культурной жизни своего города.
Я к чему. И нам нужен подобный зал с прекрасной акустикой, чтобы привлекать зрителей на концерты классической музыки, вывести представления о ней на более высокий уровень.
— Иван, а правда, что вы до сих пор играете на той самой виолончели, которая появилась у вас благодаря личному содействию Владимира Спивакова?
— Да. Это инструмент старинного французского мастера Огюста Бернарделя 1867 года. Но уже сейчас я ищу виолончель другого уровня. Считается, что лучшие в своем роде инструменты кремондской школы — Страдивари, Амати, Гварнери. Я никогда не смогу позволить себе купить такую виолончель, ведь цены на нее стартуют от 1,5 миллиона евро, поэтому ищу спонсора.
СПРАВКА «СГ»
В творческой визитке молодого виолончелиста — награды более чем десяти международных конкурсов. Иван Каризна — обладатель Гран-при и звания лауреата Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.
География выступлений Ивана Каризны охватывает весь мир: от стран Европы до Израиля, Мексики, США и Японии. Среди именитых коллег, с которыми сотрудничал и выступал музыкант, такие прославленные мэтры, как Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Гидон Кремер.
uskova@sb.by
Фото предоставлено Музыкальным домом «Классика»