Почему музыкальные занятия в школах становятся платными?
18.10.2018 13:55:00
ЗУБКОВА Мария
Ольга ВАЛЬЧЕНКО
К ежемесячным платежам минчанки Галины Васильевой добавился еще один. За обучение дочки игре на фортепиано в школе нужно платить более 100 рублей в месяц. Хотя еще в прошлом учебном году это было бесплатно:
– Марина учится музыке шесть лет в той же школе, где проходят основные уроки. Хор, сольфеджио, инструмент – очень удобно, когда все в одном месте и не нужно бежать из одного учреждения в другое. Почти все дети из нашего класса с удовольствием музицировали, выступали на общих концертах.
С этого учебного года на обучение заключили договор, восемь занятий – более 100 рублей. За сольфеджио платим уже несколько лет, 20 рублей в месяц. Выходит солидная сумма.
Знаю, что в музыкальных школах оплата значительно меньше, но переводить дочку уже поздно – осталось доучиться два года, да и к педагогу она привыкла. Пока Марина хочет заниматься, буду ужимать другие расходы. Но хотелось бы понять, почему так дорого стоит то, что еще недавно было бесплатным?
Вопрос читательницы было бы проще задать руководству учреждения образования, где учится ее дочка. Но называть номер школы и даже район Галина отказывается – боится «как бы чего…». Однако факт остается фактом: договор заключен, и цена отнюдь не низкая. Почему так?
За ответом на вопрос «почему музыкальные занятия становятся платной услугой?» первым делом обращаюсь в Министерство образования. Начальник управления общего среднего образования Ирина Каржова комментирует ситуацию так:
– Рекомендаций переводить музыкальные занятия в разряд платных образовательных услуг Министерство образования не давало. Индивидуальное обучение игре на инструменте, сольфеджио, хор в школах и гимназиях – это факультативы. На них выделяется дополнительное финансирование из средств местных бюджетов, что предусмотрено Положением об учреждении общего среднего образования. Никаких изменений в этот документ по вопросу проведения факультативов музыкальной направленности мы не вносили с 2011 года. Решение об открытии факультативов и платных услуг в школах и гимназиях принимает учредитель – районный или городской исполком, исходя из возможностей финансирования.
Из 242 школ и гимназий Минска факультативы музыкальной направленности работают в 55. Казалось бы, большое поле для поиска информации! Но ее приходится собирать по крупицам. В некоторых учреждениях образования неохотно общаются на тему платных занятий – после озвученного вопроса одному директору срочно нужно бежать на урок, другой руководитель держит в секрете стоимость:
– Узнавайте в райисполкоме.
– А почему цен на платные услуги нет на вашем сайте?
– Мы его еще не обновили, информация для родителей висит на доске объявлений.
В век высоких технологий словосочетание «доска объявлений» звучит несколько архаично. И не совсем понятно, зачем возводить цену в ранг коммерческой тайны, если родители официально заключают договоры с учреждениями образования и платят за образовательные услуги. Прозвонив еще несколько школ, узнать детали все же удается. Так, например, в средней школе № 4 Минска музыкальные факультативы посещают 376 детей. Дважды в неделю учатся игре на инструментах бесплатно. Сольфеджио постигают на платной основе – занятие в группе стоит 5 рублей 20 копеек, рассказывает заместитель директора по учебной работе Людмила Виноградова:
– По заявлению родителей на платной основе можем предоставить и индивидуальные занятия по игре, если они, например, перевели ребенка из другой школы и хотят, чтобы он овладел инструментом. Или когда в 7–8-м классе ученик сам решил освоить, скажем, гитару. Индивидуальное занятие стоит 18 рублей.
В гимназии № 4 Минска учатся 1005 детей, большинство из них охвачены бесплатным дополнительным обучением. Для талантливых ребят организовано 50 факультативов музыкальной направленности, приводит цифры директор Андрей Гоцман:
– Во вторую смену учащиеся играют на инструментах, поют в хоре «Сябрына» и танцуют в хореографическом ансамбле «Дзянніца» – эти образцовые коллективы выступают во Дворце Республики, на городских площадках. Факультативные часы, которые нам выделяются, мы используем на развитие этих направлений.
Дети, обучающиеся у нас с первого класса, занимаются игрой на инструментах бесплатно.
Если ребята перешли из других учреждений и хотят музицировать, предлагаем делать это платно, а при успешных результатах со временем переводим на бюджет. Занятие в группе стоит 3 рубля, индивидуальное – 15 рублей 20 копеек. Платные услуги мы начали оказывать с 2015 года, сейчас они составляют 25 процентов от общего количества часов.
Меньше бесплатных занятий в школах не становится, утверждает начальник отдела дошкольного, общего среднего и специального образования Комитета по образованию Мингорисполкома Марина Илющеня:
– Количество часов на проведение факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий ежегодно определяется типовым учебным планом, который разрабатывается в Министерстве образования. Учреждения образования сами решают, какие факультативы открывать. Группы комплектуются по запросам родителей – их письменным заявлениям. Часы, выделенные на факультативные занятия, предусмотрены как типовым учебным планом, так и дополнительным финансированием. При этом учитывается максимально допустимая нагрузка на ребенка, прописанная в санитарно-гигиенических нормах. Для каждого возраста она своя. В некоторых классах дети могут посещать уроки и только один факультатив – предлагать им больше занятий нельзя, потому что будет перенагрузка и нарушение норм. В свою очередь платные образовательные услуги не входят в максимально допустимую нагрузку, родители могут выбирать их для детей на свое усмотрение.
После общения с представителями еще нескольких учреждений образования из разных районов Минска вырисовывается следующая картина. Если раньше играть на инструментах учили почти всех ребят, которые выбирали школу с музыкальным отделением (неважно, горели они желанием освоить инструмент или этого хотели родители), то теперь факультативы организованы по большей части для тех, кто проявляет искренний интерес к творчеству, показывает успешные результаты, участвует в конкурсах.
Детям, которые ходили на музыку через не хочу, «для родителей», предложили делать это за оплату.
Такая ситуация характерна не только для Минска. Полтора года назад родители учеников средней школы № 33 Витебска, взволнованные слухами о закрытии факультативов музыкальной направленности, написали коллективное письмо в различные инстанции с просьбой оставить все на своих местах. На самом деле беспокойство было преждевременным – лишать детей возможности музицировать не собирались. Но корректировки в расписание внесли, рассказывает начальник отдела по образованию Витебского городского исполнительного комитета Игорь Кирютенко:
– Для повышения качества образования факультативы в большей степени должны быть нацелены на общеобразовательные предметы – математику, химию, физику, языки, историю. В Витебске девять учреждений образования с музыкальной, художественной, хореографической и театральной направленностью. Долгое время все факультативные часы в них использовались на развитие творческих способностей. Несколько лет назад мы проанализировали ситуацию и увидели, что показатель поступления в высшие учебные заведения там слабый, да и по музыкальным направлениям только 10-20 процентов выпускников выбирали соответствующую профессию. Мы пришли к выводу, что необходимо соблюдать следующие пропорции: 75-80 процентов часов, выделенных для проведения факультативных занятий, направить на факультативы по гуманитарным и естественно-математическим направлениям, 20-25 процентов – по творческим. На музыку принимаются в первую очередь дети, которые имеют способности и инструменты дома. И если раньше ей занимались все 80 учеников из параллели первых классов только потому, что они выбрали данную школу, то сейчас мы формируем группу из 16-18 ребят – тех, кто действительно этого хочет. В основном занятия у нас бесплатные. Платные услуги по индивидуальному обучению игре на инструменте стоят дорого (четыре занятия – 50 рублей), и мало кто из родителей соглашается на такие условия.
– Можно ли удешевить стоимость занятий?
– Они и так нерентабельны. Мы не закладываем в индивидуальные занятия прибыль, средства идут на коммунальные услуги, содержание кабине-
та, зарплату педагога.
– Какая есть альтернатива?
– Музыкальные школы. В них работают хорошие специалисты, и обучение обойдется куда дешевле.
ТАКОЙ ВОПРОС
В разговорах «не под запись» некоторые педагоги связывают перевод занятий на платную основу с пилотным проектом по апробации нормативного финансирования. На данный момент в нем участвуют 857 учреждений общего среднего образования по всей стране. Однако прямой взаимосвязи между пилотным проектом и платными занятиями в школах заместитель начальника Главного управления экономики образования – начальник управления планирования и финансирования бюджетных расходов Министерства образования Светлана Дормешкина не усматривает:
– Нормативное финансирование – это средства, выделенные на административно-территориальную единицу. Условно говоря, средства поступают в Минск, город распределяет их по районам и уже там с ними работают. Администрация района решает, финансировать в конкретной школе музыкальные занятия из бюджета или нет. Местная власть, как и прежде, имеет возможность предусматривать дополнительные часы и выделять на них средства, если считает, что в данном учреждении образования нужно поддерживать то или иное направление.
Музыка по хозрасчету
Гомельские средние школы перевели часть музыкальных занятий на платную основу. В СШ № 28 такая инициатива продержалась всего год. Среди родителей не нашлось много желающих как следует раскошелиться.
В 1966 году СШ № 28 стала второй в Беларуси школой с музыкальным направлением, по бумагам с годами трансформировавшимся в «уклон». Красивое дополнение в названии просуществовало до 2009 года, когда эстетических особенностей все школы лишились. Но по факту здесь продолжили преподавать аккордеон, баян, домру, саксофон, скрипку, фортепиано и другие инструменты. Не прекращаются выступления двух образцовых коллективов – духового оркестра «Дружба» и хора «Юность». Радуют концертами ансамбль цимбалистов и фольклорный ансамбль. Ученики школы завоевывают награды на областных и республиканских конкурсах. На базе школы раз в два года проходит региональный фестиваль цимбалистов «Журавінка».
Из 436 учеников музыкой занимаются 215. Звуки скрипки, баяна или цимбал сопровождают на каждом шагу. Во время очередного творческого урока застаем и заместителя директора по музыкальному направлению Александра Семашко. В 2016 году часть занятий перевели на платную основу. Александр Леонидович делится экономическим опытом:
– Бухгалтерия посчитала, сколько стоит одно занятие с учетом отопления, электричества, работы педагога и многих других параметров. При одном уроке в неделю на группу 8-10 человек выходило около 12 рублей в месяц. Но сами понимаете, учить такое количество детей инструменту одновременно невозможно.
Сумма же за индивидуальные занятия способна ударить по карману практически любой семьи. Если взять необходимые для овладения инструментом два часа в неделю, за месяц придется выложить больше 100 рублей. Обучение в любой из музыкальных школ Гомеля обойдется раз в пять дешевле, к тому же в «пакет услуг» входят и хоровые уроки, и сольфеджио, и прочие необходимые для творческого образования предметы. Чему отдадут предпочтение родители? Долго гадать не надо. За год работы платными услугами воспользовалось не больше десятка учеников.
Хотя у занятий музыкой на базе средней школы есть весомые плюсы. Возить чадо в другую часть города нет необходимости. Здесь учителя заберут малыша прямо из продленки и проводят после урока обратно. Иные родители специально отдают сюда детей, даже если их дома не входят в зону обслуживания школы. Но приходится искать новые формы работы, признается директор Михаил Дорошков.
– В своей школе мы провели перераспределение и отдали под музыку часть бесплатных факультативов. С прошлого года платные подготовительные занятия предлагаем будущим первоклассникам. Причем сумма не меняется – четыре рубля за занятие.
При необходимости платными могут стать и занятия в коллективах. Достаточное количество человек в них позволяет распределить стоимость так, чтобы это не слишком сильно отражалось на кошельках родителей. Правда, есть вероятность, что некоторые не станут платить из принципа и просто избавят ребенка от дополнительных репетиций. Но Михаил Михайлович надеется на лучшее:
– Мы сделаем все, чтобы сохранить музыкальное отделение. СШ № 28 долгие годы – очаг культуры в микрорайоне. Музыка улучшает память и физическое состояние, снижает стресс. Музыка – лицо нашей школы.
Ольга ВАЛЬЧЕНКО,
valchenko@sb.by,
Фото Ивана КУЗМЕНКОВА
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Наталья Дубинина, многодетная мама, Минск:
– История читательницы Галины меня тронула: ее дочка хочет учиться музыке, но для семейного бюджета это выливается в немаленькую сумму. На месте мамы я бы обратилась в администрацию школы с ходатайством о том, чтобы занятия по обучению игре на инструменте не переводили на платную основу. Пусть девочка не участвует в конкурсах и не сочиняет произведения (не каждый рождается Моцартом или Бетховеном), но она старается и проводит время с пользой. Уверена, что каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально. Одно дело, когда родители заставляют детей делать то, что им не нравится, и совсем другое – когда дети сами тянутся к искусству. Оно должно быть доступным. И подростка особенно важно занимать интересными занятиями, чтобы у него не оставалось времени на улицу и плохие компании. Понятно, что все кружки не могут быть бесплатными. Поэтому тем, кто только выбирает учреждение образования, есть смысл задуматься: учиться музыке в обычной школе или в музыкальной. А вот тому, кто такой выбор сделал много лет назад и готов дойти до финиша в освоении нотной грамоты, стоило бы дать шанс сделать это если не бесплатно, то хотя бы не так дорого.