Мир меняет новости или новости меняют мир?
17.06.2019 23:11:53
Марта АСТРЕЙКО
Свежие новости и чашечка бодрящего кофе — именно так, пожалуй, выглядит идеальное утро среднестатистического жителя нашей планеты.
Но многие ли задумываются о том, на какой «кухне» готовится информация, как и с какой целью она находит своего потребителя?
Окружающие нас информационные потоки состоят из пестрой мозаики газетных статей и сообщений информагентств, материалов интернет-изданий и программ эфирных СМИ, рекламного спама и постов в социальных медиа. Производителей новостей с каждым днем становится все больше, а у пользователя в сутках по-прежнему всего лишь 24 часа…
Способны ли мы сегодня моментально отсортировать важное от информационного шлака, отличить реальное от фальшивки? Легко предположить, что большинство ответят утвердительно, подумав про себя: да меня это вообще не касается. И будут не совсем правы. Ибо нынешняя медийная реальность влияет на всех, кто живет в цивилизованном обществе, независимо от нашего желания, социального статуса и персональных предпочтений.
Фейки опаснее ракет
Настоящая новость — как брендовая вещь, она имеет свою подлинную историю, безупречное качество и немалую цену. Найти, создать и распространить уникальную новость — удовольствие не из дешевых, поэтому источник финансирования «информационной фабрики» всегда имеет значение. А поражающее обывателя сверхизобилие на медиарынке на самом деле является иллюзорным: аутентичная и достоверная информация — вещь весьма востребованная и довольно дефицитная.
О будущем новостей в середине июня размышляли руководители мировых средств массовой информации: в гостеприимной Софии прошел VI Всемирный конгресс новостных агентств, организованный Болгарским телеграфным агентством. От Беларуси на форум были приглашены представители издательского дома «Беларусь сегодня» и БЕЛТА.
Впервые конгресс собрался в 2004 году в Москве по инициативе ТАСС и с тех пор проводится каждые три года. За 15 лет существования он доказал свою жизнеспособность, существенно расширив географию и круг участников — это уже не только информагентства, но и новые медиа, сетевые издания и медиахолдинги.
Престижность и высокий статус конгресса подчеркивает участие в нем первых лиц принимающих стран. В Софии к разговору о проблемах новостной журналистики присоединился президент Болгарии Румен Радев, который сфокусировал внимание аудитории на негативных последствиях дезинформирования людей.
По его мнению, бум, наблюдающийся в социальных сетях, и принципы работы новых медиа меняют устоявшиеся алгоритмы сбора, обработки, анализа и распространения информации. Это, в свою очередь, оказывает влияние на финансовую сторону в работе СМИ, подрывает профессиональные и этические стандарты.
Будущее новостей — это будущее человечества, полагает Румен Радев:
— Сегодня правда нередко утопает в море фейковых новостей, а скорость имеет приоритет над достоверностью. Разрушительное воздействие информации может быть больше, чем от бомб и ракет.
Максим Минчев.
Последний бастион
Несмотря на все сложности и жесткую конкуренцию со стороны новых медиа, информационные агентства сейчас переживают «золотой век», и у них хорошее будущее. Такой оптимистичный прогноз дал генеральный директор Болгарского телеграфного агентства и президент Всемирного конгресса новостных агентств Максим Минчев:
— Информационная журналистика — это один из последних бастионов достоверных и проверенных новостей. Сейчас, когда человечество вступило в информационную эпоху и новости публикует каждый желающий, пришло время особенно качественной работы информагентств — они являются своеобразной цитаделью правды. Но и потребителю не стоит оставаться безучастным: СМИ и общество должны действовать сообща, чтобы ограничить влияние и распространение fake news, — подчеркнул глава БТА в беседе с sb.by.
Все средства массовой информации — агентства, газеты, сетевые издания, телевидение и другие — вступают в тот этап своего развития, когда профессия журналиста претерпевает очень быстрые изменения, полагает Минчев:
— Интенсивно меняются технологии и инфраструктура, поэтому эффективность и содержательность всех наших международных встреч — это залог выживаемости всех нас как СМИ.
Живые встречи и обмен опытом имеют большой коэффициент полезного действия:
— Подобные форумы профессионалов очень нужны: там мы получаем важную информацию о том, что происходит в других частях мира, делимся наработками. Хороший пример — ежегодная международная выставка СМИ в Беларуси, которая стала для меня в определенном смысле учебным пособием. Некоторые ноу-хау оттуда я успешно применил в Болгарии. Надеюсь, что и из Софии участники увезут эффективные решения и полезные идеи, — сказал глава БТА.
Кстати, Всемирный конгресс новостных агентств-2019 медиаэксперты единодушно признали одним из наиболее интересных и успешных за весь период существования этого крупного медиапроекта. Генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов отметил высокий уровень организации и качество проведенных дискуссий:
— Конгресс подтвердил, что он является одним из немногих мероприятий, которые живут настоящей жизнью: люди действительно хотят встречаться и обсуждать существующие проблемы.
Во время форума в Софии.
Журналисты и роботы: коллеги или конкуренты?
Эксперты на форуме говорили и о развитии искусственного интеллекта: делегаты познакомились с китайскими и российскими разработками в этой сфере.
Генеральный директор европейского бюро агентства Синьхуа Ян Хуанг продемонстрировал на экране телевизионного диктора — машину, умеющую читать с монитора новости на китайском, английском и русском языках. И читает, надо признать, хорошо, хоть и не идеально.
В Синьхуа имеются и роботы, занимающиеся прогнозами погоды, отслеживанием котировок на фондовых биржах и результатов спортивных соревнований.
Отвечая на вопросы аудитории о том, насколько роботы-ведущие уязвимы перед хакерами, Ян Хуанг признал, что полностью гарантировать безопасность в данном случае не представляется возможным. Тем не менее он не считает нужным драматизировать ситуацию: сегодня любой высокотехнологичный объект, а том числе в интернете, вполне может подвергнуться атаке.
Свою презентацию разработок в сфере искусственного интеллекта провел и российский Сбербанк: участники конгресса увидели цифровую телеведущую Елену. Миловидная девушка с экрана приветствовала аудиторию словами:
— Я знаю, что сегодня вы обсуждаете будущее новостей, я — это будущее.
Многим делегатам российская разработка показалась более естественной «в эксплуатации» — Елена, пожалуй, была более близка к человеческой мимике, произношению и интонации.
Впрочем, вердикт медиаэкспертов для машин не очень утешителен: искусственный интеллект может быть полезен для средств массовой информации, но он пока не способен заменить реального человека в журналистике.
Да, с помощью роботов вполне возможно усилить отдельные элементы работы журналиста, однако полностью положиться на искусственный разум в части проверки фактов, анализа явлений и оценки ситуации в ближайшее время вряд ли представляется возможным.
marta@sb.by
Но многие ли задумываются о том, на какой «кухне» готовится информация, как и с какой целью она находит своего потребителя?
Окружающие нас информационные потоки состоят из пестрой мозаики газетных статей и сообщений информагентств, материалов интернет-изданий и программ эфирных СМИ, рекламного спама и постов в социальных медиа. Производителей новостей с каждым днем становится все больше, а у пользователя в сутках по-прежнему всего лишь 24 часа…
Способны ли мы сегодня моментально отсортировать важное от информационного шлака, отличить реальное от фальшивки? Легко предположить, что большинство ответят утвердительно, подумав про себя: да меня это вообще не касается. И будут не совсем правы. Ибо нынешняя медийная реальность влияет на всех, кто живет в цивилизованном обществе, независимо от нашего желания, социального статуса и персональных предпочтений.
Фейки опаснее ракет
Настоящая новость — как брендовая вещь, она имеет свою подлинную историю, безупречное качество и немалую цену. Найти, создать и распространить уникальную новость — удовольствие не из дешевых, поэтому источник финансирования «информационной фабрики» всегда имеет значение. А поражающее обывателя сверхизобилие на медиарынке на самом деле является иллюзорным: аутентичная и достоверная информация — вещь весьма востребованная и довольно дефицитная.
О будущем новостей в середине июня размышляли руководители мировых средств массовой информации: в гостеприимной Софии прошел VI Всемирный конгресс новостных агентств, организованный Болгарским телеграфным агентством. От Беларуси на форум были приглашены представители издательского дома «Беларусь сегодня» и БЕЛТА.
Впервые конгресс собрался в 2004 году в Москве по инициативе ТАСС и с тех пор проводится каждые три года. За 15 лет существования он доказал свою жизнеспособность, существенно расширив географию и круг участников — это уже не только информагентства, но и новые медиа, сетевые издания и медиахолдинги.
Престижность и высокий статус конгресса подчеркивает участие в нем первых лиц принимающих стран. В Софии к разговору о проблемах новостной журналистики присоединился президент Болгарии Румен Радев, который сфокусировал внимание аудитории на негативных последствиях дезинформирования людей.
По его мнению, бум, наблюдающийся в социальных сетях, и принципы работы новых медиа меняют устоявшиеся алгоритмы сбора, обработки, анализа и распространения информации. Это, в свою очередь, оказывает влияние на финансовую сторону в работе СМИ, подрывает профессиональные и этические стандарты.
Будущее новостей — это будущее человечества, полагает Румен Радев:
— Сегодня правда нередко утопает в море фейковых новостей, а скорость имеет приоритет над достоверностью. Разрушительное воздействие информации может быть больше, чем от бомб и ракет.
Максим Минчев.
Последний бастион
Несмотря на все сложности и жесткую конкуренцию со стороны новых медиа, информационные агентства сейчас переживают «золотой век», и у них хорошее будущее. Такой оптимистичный прогноз дал генеральный директор Болгарского телеграфного агентства и президент Всемирного конгресса новостных агентств Максим Минчев:
— Информационная журналистика — это один из последних бастионов достоверных и проверенных новостей. Сейчас, когда человечество вступило в информационную эпоху и новости публикует каждый желающий, пришло время особенно качественной работы информагентств — они являются своеобразной цитаделью правды. Но и потребителю не стоит оставаться безучастным: СМИ и общество должны действовать сообща, чтобы ограничить влияние и распространение fake news, — подчеркнул глава БТА в беседе с sb.by.
Все средства массовой информации — агентства, газеты, сетевые издания, телевидение и другие — вступают в тот этап своего развития, когда профессия журналиста претерпевает очень быстрые изменения, полагает Минчев:
— Интенсивно меняются технологии и инфраструктура, поэтому эффективность и содержательность всех наших международных встреч — это залог выживаемости всех нас как СМИ.
Живые встречи и обмен опытом имеют большой коэффициент полезного действия:
— Подобные форумы профессионалов очень нужны: там мы получаем важную информацию о том, что происходит в других частях мира, делимся наработками. Хороший пример — ежегодная международная выставка СМИ в Беларуси, которая стала для меня в определенном смысле учебным пособием. Некоторые ноу-хау оттуда я успешно применил в Болгарии. Надеюсь, что и из Софии участники увезут эффективные решения и полезные идеи, — сказал глава БТА.
Кстати, Всемирный конгресс новостных агентств-2019 медиаэксперты единодушно признали одним из наиболее интересных и успешных за весь период существования этого крупного медиапроекта. Генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов отметил высокий уровень организации и качество проведенных дискуссий:
— Конгресс подтвердил, что он является одним из немногих мероприятий, которые живут настоящей жизнью: люди действительно хотят встречаться и обсуждать существующие проблемы.
Во время форума в Софии.
Журналисты и роботы: коллеги или конкуренты?
Эксперты на форуме говорили и о развитии искусственного интеллекта: делегаты познакомились с китайскими и российскими разработками в этой сфере.
Генеральный директор европейского бюро агентства Синьхуа Ян Хуанг продемонстрировал на экране телевизионного диктора — машину, умеющую читать с монитора новости на китайском, английском и русском языках. И читает, надо признать, хорошо, хоть и не идеально.
В Синьхуа имеются и роботы, занимающиеся прогнозами погоды, отслеживанием котировок на фондовых биржах и результатов спортивных соревнований.
Отвечая на вопросы аудитории о том, насколько роботы-ведущие уязвимы перед хакерами, Ян Хуанг признал, что полностью гарантировать безопасность в данном случае не представляется возможным. Тем не менее он не считает нужным драматизировать ситуацию: сегодня любой высокотехнологичный объект, а том числе в интернете, вполне может подвергнуться атаке.
Свою презентацию разработок в сфере искусственного интеллекта провел и российский Сбербанк: участники конгресса увидели цифровую телеведущую Елену. Миловидная девушка с экрана приветствовала аудиторию словами:
— Я знаю, что сегодня вы обсуждаете будущее новостей, я — это будущее.
Многим делегатам российская разработка показалась более естественной «в эксплуатации» — Елена, пожалуй, была более близка к человеческой мимике, произношению и интонации.
Впрочем, вердикт медиаэкспертов для машин не очень утешителен: искусственный интеллект может быть полезен для средств массовой информации, но он пока не способен заменить реального человека в журналистике.
Да, с помощью роботов вполне возможно усилить отдельные элементы работы журналиста, однако полностью положиться на искусственный разум в части проверки фактов, анализа явлений и оценки ситуации в ближайшее время вряд ли представляется возможным.
marta@sb.by