Почему белорусским спортсменам не удается заработать на своем имени?
19.01.2018 14:03:07
На встречу, посвященную созданию узнаваемого и приносящего доход спортивного бренда, из представителей спортивной отрасли пришел лишь организатор любительской лиги тенниса. В принципе, это все, что нужно знать о спортивном менеджменте в Беларуси, при этом разговоры о необходимости популяризировать спорт, повышать узнаваемость и, главное, продаваемость атлетов и спортивного продукта возникают регулярно. Спорт должен научиться зарабатывать, но с завидной настойчивостью откладывает это на потом.
Наша известная гимнастка Мелитина Станюта, например, успела мелькнуть не только на гимнастическом ковре, но и в рекламе, однако в список журнала “Форбс” пока не попала.
После окончания карьеры Мелитина Станюта открыла магазин женских аксессуаров.
— С самого детства я, как и мои подруги по команде, тренировалась едва ли не круглосуточно. Плюс учеба. На все остальное времени просто не оставалось. Люба Черкашина как-то пыталась вести свой блог, но в итоге забросила: сложно одновременно тренироваться, наносить макияж перед выступлениями и думать, что нужно что-то написать “для интернета”. По этой же причине в США и Европе раскруткой и рекламой спортсменов занимаются специальные люди. У нас же в БГУФК курс “менеджер спортсмена” начали читать только в нынешнем году. Да и большой надобности в этих людях, признаться, нет. В США спортсмены заключают контракты со спонсорами, а потом платят менеджерам. Зачем белорусским спортсменам платить менеджеру, если зарплату они получают в министерстве и она напрямую зависит от результатов? Да и среди федераций вопросом узнаваемости спортсменов и вида спорта озабочены единицы.
Эта апатия лежит в основе того, почему до сих пор не удалось расшевелить клубы и федерации на работу с болельщиками. Хоккейное “Динамо” или БАТЭ, ориентированные на международные турниры, равно как Алина Талай, Александра Герасименя или Марина Арзамасова, скорее исключения. В то время как их западные коллеги умудряются раздавать интервью даже со скамейки запасных во время матчей, большинство белорусских спортсменов зачастую стараются избегать лишнего внимания к себе, ссылаясь на занятость или необходимость готовиться к стартам. Мелитина Станюта, правда, замечает, что смысл в публичности все же имеется и в существующих реалиях:
— Моя популярность не стала следствием каких-то целенаправленных усилий. Я просто тренировалась, выступала и (спасибо родителям) занималась самообразованием. Но в итоге благодаря известности и спортивным достижениям года три назад мною заинтересовалось управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. Скоро я стану послом доброй воли этой организации. Рекламный контракт с компанией — производителем минеральной воды — также результат узнаваемости: предложение мне поступило уже после окончания карьеры. Плюс периодически просят показаться на фото в соцсетях с какой-нибудь продукцией. В свое время я постоянно хотела быть похожей на Любовь Черкашину: смотрела, что она надевает, какие книжки читает, куда ходит. Сегодня многие девушки наверняка так же смотрят на меня...
Правда, с точки зрения заработка такой вариант использования популярности, по словам Станюты, вызывает немало вопросов. Надевать на себя и советовать друзьям все, что предлагают, путь сомнительный. Предложения порой бывают весьма неоднозначные. Если же не делать ставку на массовость, доходы оставляют желать лучшего. Поэтому Мелитина в итоге сделала выбор в пользу проведения собственных мастер-классов. Здесь также большую роль играет имя, за это также платят деньги, но при условии, что акции проводятся за границей.
Если попытаться вспомнить белорусских спортсменов, которым удалось создать себе действительно громкое имя и даже на этом заработать, на память первым делом приходят Виктория Азаренко и Дарья Домрачева. Первая вполне предсказуемо сделала ставку на американскую публику. Вторая пробует монетизировать свою популярность, в том числе и в Беларуси. Человека, который помогает Даше в этом непростом деле, зовут Марта Скавинская. В прежние годы она продвигала баскетбольный бренд “Палова-Арена”, помогала находить контракты Елене Левченко и все подводные камни в этой непредсказуемой акватории изучила досконально.
— В спортивном маркетинге очень многое завязано на результате, а в Беларуси не так много спортсменов, способных этот результат показывать стабильно. С минувшей Олимпиады наши фристайлисты привезли две золотые медали, но вряд ли к ним выстроилась толпа спонсоров. Это был лишь яркий момент, после которого герои довольно быстро ушли в тень. В Беларуси зарабатывать на своем имени и результатах удается пока трем красивым девчонкам — Даше Домрачевой, Саше Герасимене и Алине Талай. Правда, и в их случаях процесс идет не без нюансов. Контракт Домрачевой с “Белгосстрахом” — один из самых крупных, но при этом оказалось, что, если ты подписываешь контракт с “Белгосстрахом” или, как Герасименя, с Беларусбанком, вряд ли стоит рассчитывать на сотрудничество с МТС или “Велком”. Казалось бы, они не конкуренты, но все предложения упираются во фразу “Так она ведь уже с “Белгосстрахом” работает”. При этом та же Серена Вильямс, имея уйму контрактов, едва став мамой, умудряется и на этом зарабатывать, рекламируя детские матрасики, питание и что-то еще.
Причина парадокса, по словам Скавинской, теряется в хаотичности белорусского спортивного маркетинга. Даже привлекая в качестве собственного лица кого-то из раскрученных спортсменов, компании зачастую попросту не представляют, как его использовать. Результатом становится фамилия в углу экрана во время телевизионного ролика и далекая от максимальной эффективность подобного сотрудничества. С другой стороны, сами спортсмены не стремятся создавать красивые истории, которые можно было бы продать.
Дарья Домрачева — самая известная наша спортсменка.
— Самый яркий сюжет последнего времени в белорусском спорте — Сергей Долидович. Если бы он жил в Норвегии или Германии, уже наверняка нашлись бы спонсоры, которые использовали бы эту историю в рекламе. Правда, есть важный момент: вряд ли Долидович должен обходить один за другим офисы компаний. Во всем мире этим занимаются менеджеры или даже целые агентства. Ведь мало снять ролик с участием спортсмена или, наоборот, выиграть медаль и ждать, что под твоей дверью завтра выстроится очередь. Нужно постоянно создавать поводы, проводить какие-то акции, напоминать о себе. Кстати, молодое поколение спортсменов постепенно понимает, что свои пять минут славы в современном мире может получить каждый, и старается использовать те возможности, которые дают, например, социальные сети.
В негласном рейтинге зрительских симпатий и народного обожания первое место, безусловно, удерживает Дарья Домрачева. Более того, по убеждению работающей с ней Скавинской, если бы не концентрировалась на тренировках и подготовке к Олимпиаде, Даша запросто могла бы оказаться вполне самодостаточным брендом. Рекламные предложения поступают регулярно, с недавних пор Домрачева стала одним из 40 атлетов “команды VISA” (компания, кстати, является официальным спонсором предстоящих Игр), а посылки с предметами “именной” линии одежды, кроме Беларуси, расходятся в Норвегию, Германию, Италию и даже США. Но при этом успешность подобного спортивного проекта очень сильно зависит и от внешних факторов.
— Понятно, что важно учитывать состояние экономики страны и возможности потенциальных спонсоров. С другой стороны, пример футбольных “Крумкачоў” показывает, что без результата любая красивая история может закончиться сбором пожертвований и долгами. Важно понимать, что создание приносящего прибыль персонального бренда в спорте — кропотливый и долгий процесс, в котором одинаково важны как готовность спортсмена продавать себя, так и умение спонсоров использовать представившуюся возможность. Если же одних тянут в спорт за уши, а вторые при первой возможности отказываются от интервью, никакой любви не выйдет.
Мало снять ролик с участием спортсмена или, наоборот, выиграть медаль и ждать, что под твоей дверью завтра выстроится очередь. Нужно постоянно создавать поводы, проводить какие-то акции, напоминать о себе. Кстати, молодое поколение спортсменов постепенно понимает, что свои пять минут славы в современном мире может получить каждый, и старается использовать все возможности.
komashko@sb.by
Наша известная гимнастка Мелитина Станюта, например, успела мелькнуть не только на гимнастическом ковре, но и в рекламе, однако в список журнала “Форбс” пока не попала.
После окончания карьеры Мелитина Станюта открыла магазин женских аксессуаров.
— С самого детства я, как и мои подруги по команде, тренировалась едва ли не круглосуточно. Плюс учеба. На все остальное времени просто не оставалось. Люба Черкашина как-то пыталась вести свой блог, но в итоге забросила: сложно одновременно тренироваться, наносить макияж перед выступлениями и думать, что нужно что-то написать “для интернета”. По этой же причине в США и Европе раскруткой и рекламой спортсменов занимаются специальные люди. У нас же в БГУФК курс “менеджер спортсмена” начали читать только в нынешнем году. Да и большой надобности в этих людях, признаться, нет. В США спортсмены заключают контракты со спонсорами, а потом платят менеджерам. Зачем белорусским спортсменам платить менеджеру, если зарплату они получают в министерстве и она напрямую зависит от результатов? Да и среди федераций вопросом узнаваемости спортсменов и вида спорта озабочены единицы.
— Моя популярность не стала следствием каких-то целенаправленных усилий. Я просто тренировалась, выступала и (спасибо родителям) занималась самообразованием. Но в итоге благодаря известности и спортивным достижениям года три назад мною заинтересовалось управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. Скоро я стану послом доброй воли этой организации. Рекламный контракт с компанией — производителем минеральной воды — также результат узнаваемости: предложение мне поступило уже после окончания карьеры. Плюс периодически просят показаться на фото в соцсетях с какой-нибудь продукцией. В свое время я постоянно хотела быть похожей на Любовь Черкашину: смотрела, что она надевает, какие книжки читает, куда ходит. Сегодня многие девушки наверняка так же смотрят на меня...
Правда, с точки зрения заработка такой вариант использования популярности, по словам Станюты, вызывает немало вопросов. Надевать на себя и советовать друзьям все, что предлагают, путь сомнительный. Предложения порой бывают весьма неоднозначные. Если же не делать ставку на массовость, доходы оставляют желать лучшего. Поэтому Мелитина в итоге сделала выбор в пользу проведения собственных мастер-классов. Здесь также большую роль играет имя, за это также платят деньги, но при условии, что акции проводятся за границей.
Если попытаться вспомнить белорусских спортсменов, которым удалось создать себе действительно громкое имя и даже на этом заработать, на память первым делом приходят Виктория Азаренко и Дарья Домрачева. Первая вполне предсказуемо сделала ставку на американскую публику. Вторая пробует монетизировать свою популярность, в том числе и в Беларуси. Человека, который помогает Даше в этом непростом деле, зовут Марта Скавинская. В прежние годы она продвигала баскетбольный бренд “Палова-Арена”, помогала находить контракты Елене Левченко и все подводные камни в этой непредсказуемой акватории изучила досконально.
— В спортивном маркетинге очень многое завязано на результате, а в Беларуси не так много спортсменов, способных этот результат показывать стабильно. С минувшей Олимпиады наши фристайлисты привезли две золотые медали, но вряд ли к ним выстроилась толпа спонсоров. Это был лишь яркий момент, после которого герои довольно быстро ушли в тень. В Беларуси зарабатывать на своем имени и результатах удается пока трем красивым девчонкам — Даше Домрачевой, Саше Герасимене и Алине Талай. Правда, и в их случаях процесс идет не без нюансов. Контракт Домрачевой с “Белгосстрахом” — один из самых крупных, но при этом оказалось, что, если ты подписываешь контракт с “Белгосстрахом” или, как Герасименя, с Беларусбанком, вряд ли стоит рассчитывать на сотрудничество с МТС или “Велком”. Казалось бы, они не конкуренты, но все предложения упираются во фразу “Так она ведь уже с “Белгосстрахом” работает”. При этом та же Серена Вильямс, имея уйму контрактов, едва став мамой, умудряется и на этом зарабатывать, рекламируя детские матрасики, питание и что-то еще.
Причина парадокса, по словам Скавинской, теряется в хаотичности белорусского спортивного маркетинга. Даже привлекая в качестве собственного лица кого-то из раскрученных спортсменов, компании зачастую попросту не представляют, как его использовать. Результатом становится фамилия в углу экрана во время телевизионного ролика и далекая от максимальной эффективность подобного сотрудничества. С другой стороны, сами спортсмены не стремятся создавать красивые истории, которые можно было бы продать.
Дарья Домрачева — самая известная наша спортсменка.
— Самый яркий сюжет последнего времени в белорусском спорте — Сергей Долидович. Если бы он жил в Норвегии или Германии, уже наверняка нашлись бы спонсоры, которые использовали бы эту историю в рекламе. Правда, есть важный момент: вряд ли Долидович должен обходить один за другим офисы компаний. Во всем мире этим занимаются менеджеры или даже целые агентства. Ведь мало снять ролик с участием спортсмена или, наоборот, выиграть медаль и ждать, что под твоей дверью завтра выстроится очередь. Нужно постоянно создавать поводы, проводить какие-то акции, напоминать о себе. Кстати, молодое поколение спортсменов постепенно понимает, что свои пять минут славы в современном мире может получить каждый, и старается использовать те возможности, которые дают, например, социальные сети.
В негласном рейтинге зрительских симпатий и народного обожания первое место, безусловно, удерживает Дарья Домрачева. Более того, по убеждению работающей с ней Скавинской, если бы не концентрировалась на тренировках и подготовке к Олимпиаде, Даша запросто могла бы оказаться вполне самодостаточным брендом. Рекламные предложения поступают регулярно, с недавних пор Домрачева стала одним из 40 атлетов “команды VISA” (компания, кстати, является официальным спонсором предстоящих Игр), а посылки с предметами “именной” линии одежды, кроме Беларуси, расходятся в Норвегию, Германию, Италию и даже США. Но при этом успешность подобного спортивного проекта очень сильно зависит и от внешних факторов.
Мало снять ролик с участием спортсмена или, наоборот, выиграть медаль и ждать, что под твоей дверью завтра выстроится очередь. Нужно постоянно создавать поводы, проводить какие-то акции, напоминать о себе. Кстати, молодое поколение спортсменов постепенно понимает, что свои пять минут славы в современном мире может получить каждый, и старается использовать все возможности.
komashko@sb.by