Какие секреты открылись при реконструкции танка Т-34 — одного из самых узнаваемых памятников Гомеля
16.03.2024 14:59:00
Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ
С начала весны рабочие Гомельского завода литья и нормалей занимаются самым известным гомельским танком Т-34. В их руках оживает легенда.
Такой задачи, конечно же, нет. Но что касается внешности, машину ждет не просто косметика, а полный апгрейд с добавлением новых элементов. Самыми приметными станут дополнительные баки, в которых танки на маршах перевозили запасы ГСМ. Перед боем их обычно снимали.
Свои места займут инструментальный ящик, буксировочные тросы, двуручная пила и две лопаты. Что-то будет имитацией, что-то — в оригинале. Все без исключения надежно закрепят для защиты от вандалов или фанатичных коллекционеров. Ранее кто-то из них отпилил в лобовой части корпуса фрагмент пулеметного ствола. Эту деталь также восстановят.
В специально предназначенных местах установят антенну радиостанции и фару, найти которую помогли в бригаде внутренних войск (в/ч 5525). На башенном люке сделают замок, передав ключи на хранение в горисполком. А тот самый, нижний, теперь уже точно заварят, перекрыв лаз для ползающих «танкистов».
Некоторые вопросы еще обсуждаются. В частности, не принято цветовое решение.
— Мы пытались выяснить родной цвет Т-34, — рассказывает Олег Шляхто. — Оказалось, единого стандарта не было. Использовались несколько базовых расцветок, среди которых преобладали оттенки зеленого. К тому же с учетом сезонов танк могли перекрашивать для лучшей маскировки, чтобы машина сливалась с окружающей местностью. Совершенно точно на башне останутся прежний бортовой номер и красная звезда.
— Мы установили, что ходовую часть произвели в Нижнем Тагиле, а башню — в Горьком. То есть танк собрали из частей двух других машин, очевидно, поврежденных на поле боя. Поэтому ремонтникам пришлось прибегнуть к такому конструкту.
Предположительно, «подписывались» танки на случай, если весь экипаж сгорит, а чтобы известить родных, нужно будет идентифицировать личности. Для войны это типичный случай.
По запросу поисковая система интернет-проекта Минобороны РФ «Подвиг народа» выдала данные о 139 наградных документах на «майоров Раевских». Выяснить, какой из них тот самый, невозможно. То же касается остальных фамилий. Данных о танкистах, к сожалению, слишком мало.
На эту же тему в танке заложат капсулу времени. Изготовят ее в виде снаряда со снимающейся верхней частью. В макет поместят фотоснимки этапов ремонта и фамилии тех, кто приложил к делу умелые руки. Послание поместят в ствол орудия и заварят. Лет через 50 танк наверняка будут ремонтировать снова. Тогда и получат послание из прошлого.
Полностью завершить реконструкцию «тридцатьчетверки» планируется в конце апреля. А увидеть танк на привычном месте можно будет после открытия обновленной площади Восстания.
Участники акции «100 дней до освобождения Беларуси» до 3 июля будут помогать в благоустройстве мемориалов в память о жертвах геноцида и подвиге белорусского народа. Первыми объектами станут военно-исторический комплекс «Партизанская криничка» и памятный знак на месте массовых расстрелов мирного населения оккупантами. Проект организован областным музеем военной славы совместно с прокуратурой Гомельской области и Гомельской пограничной группой.
Полный комплект
На постамент в центре Гомеля боевую машину установили в 1968 году. В советские годы танк с номером 101 и звездой на башне являлся одним из самых знаковых гомельских памятников. Взобраться на него ребятня считала своим долгом. Еще круче — проникнуть внутрь. Если башенный люк был заварен, то про нижний, вырезанный в днище танка, как-то забыли. Чтобы воспользоваться им, требовалось проползти по-пластунски, вжимаясь в бетон и уняв клаустрофобию. И вот ты в танке. Лично мне, правда, быстро захотелось обратно. Уж слишком темно, тесно и неудобно внутри.Сегодня на площади Восстания идет масштабная реконструкция, не обошедшая и «тридцатьчетверку». Ее сняли с постамента и перевезли в один из цехов Гомельского завода литья и нормалей.— Собираемся сделать танк таким, каким он должен быть во всеоружии, но вместе с тем сохраним парадный вид, — рассказывает первый заместитель главного инженера Олег Шляхто, который курирует ход работ. — Консультировались со специалистами, смотрели фильмы, читали книги, бороздили интернет. Нашли множество чертежей практически всех узлов. В теории при наличии двигателя можно было бы восстановить его до собственного хода.
Такой задачи, конечно же, нет. Но что касается внешности, машину ждет не просто косметика, а полный апгрейд с добавлением новых элементов. Самыми приметными станут дополнительные баки, в которых танки на маршах перевозили запасы ГСМ. Перед боем их обычно снимали.
Свои места займут инструментальный ящик, буксировочные тросы, двуручная пила и две лопаты. Что-то будет имитацией, что-то — в оригинале. Все без исключения надежно закрепят для защиты от вандалов или фанатичных коллекционеров. Ранее кто-то из них отпилил в лобовой части корпуса фрагмент пулеметного ствола. Эту деталь также восстановят.
В специально предназначенных местах установят антенну радиостанции и фару, найти которую помогли в бригаде внутренних войск (в/ч 5525). На башенном люке сделают замок, передав ключи на хранение в горисполком. А тот самый, нижний, теперь уже точно заварят, перекрыв лаз для ползающих «танкистов».
Некоторые вопросы еще обсуждаются. В частности, не принято цветовое решение.
— Мы пытались выяснить родной цвет Т-34, — рассказывает Олег Шляхто. — Оказалось, единого стандарта не было. Использовались несколько базовых расцветок, среди которых преобладали оттенки зеленого. К тому же с учетом сезонов танк могли перекрашивать для лучшей маскировки, чтобы машина сливалась с окружающей местностью. Совершенно точно на башне останутся прежний бортовой номер и красная звезда.
Кстати, краску для танка заводчане приобретут за свои деньги. Решение сброситься было коллективным.
Экипаж машины боевой
Не обошлось без удивительных открытий. После того как пескоструйным способом была убрана краска, на корпусе обнаружились «написанные» электросваркой фамилии. Пять из них — на башне: м-р Раевский, Афанасенко, Крылов, Костко, Крючко. На заводе не сомневаются, что это члены экипажа,— Первый из них — майор Раевский, по всей видимости, был командиром роты. Такая должность как раз соответствует званию, — говорит Олег Шляхто. — Еще одно косвенное подтверждение — гнездо для крепления антенны, которые устанавливались только на командирских танках. В интернете отдельные «эксперты» с нашей версией спорят. Якобы «м-р» — это «мастер». Но никакие гражданские оставлять свои автографы на боевых машинах не могли. К тому же это общепринятое сокращение, точно так же, как «л-т» — лейтенант, «к-н» — капитан и так далее.Еще две фамилии — Фролов и Маскаленко — найдены на корпусе. Логично предположить, что это тоже танкисты. Получается, из другого экипажа? Кажущийся парадокс на самом деле подводит к разгадке еще одного секрета, о котором рассказывает Шляхто:
— Мы установили, что ходовую часть произвели в Нижнем Тагиле, а башню — в Горьком. То есть танк собрали из частей двух других машин, очевидно, поврежденных на поле боя. Поэтому ремонтникам пришлось прибегнуть к такому конструкту.
Предположительно, «подписывались» танки на случай, если весь экипаж сгорит, а чтобы известить родных, нужно будет идентифицировать личности. Для войны это типичный случай.
По запросу поисковая система интернет-проекта Минобороны РФ «Подвиг народа» выдала данные о 139 наградных документах на «майоров Раевских». Выяснить, какой из них тот самый, невозможно. То же касается остальных фамилий. Данных о танкистах, к сожалению, слишком мало.
Капсула времени
Желающих участвовать в реконструкции танка среди заводчан нашлось столько, что можно было бы проводить конкурс. Наибольший энтузиазм проявили молодые ребята. Наладчик станков автоматного цеха Дмитрий Заяц рассказывает:— Больше всего привлекла возможность не только прикоснуться к истории, но и внести вклад в ее сохранение. Когда впервые залез внутрь, будто перенесся во времени. Ярко представил, как танкисты вели бой, старались уничтожить врага и при этом остаться в живых. Когда-нибудь, гуляя с детьми по центру Гомеля, буду показывать им танк и рассказывать, как участвовал в его восстановлении.Представители молодежного совета Алексей Хроменков и Дмитрий Заяц.
На эту же тему в танке заложат капсулу времени. Изготовят ее в виде снаряда со снимающейся верхней частью. В макет поместят фотоснимки этапов ремонта и фамилии тех, кто приложил к делу умелые руки. Послание поместят в ствол орудия и заварят. Лет через 50 танк наверняка будут ремонтировать снова. Тогда и получат послание из прошлого.
Полностью завершить реконструкцию «тридцатьчетверки» планируется в конце апреля. А увидеть танк на привычном месте можно будет после открытия обновленной площади Восстания.
Начнут с «Партизанской кринички»
В Гомеле стартует проект по благоустройству мемориаловУчастники акции «100 дней до освобождения Беларуси» до 3 июля будут помогать в благоустройстве мемориалов в память о жертвах геноцида и подвиге белорусского народа. Первыми объектами станут военно-исторический комплекс «Партизанская криничка» и памятный знак на месте массовых расстрелов мирного населения оккупантами. Проект организован областным музеем военной славы совместно с прокуратурой Гомельской области и Гомельской пограничной группой.