Какие секреты открылись при реконструкции танка Т-34 — одного из самых узнаваемых памятников Гомеля
16.03.2024 14:59:00
Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ
С начала весны рабочие Гомельского завода литья и нормалей занимаются самым известным гомельским танком Т-34. В их руках оживает легенда.
Такой задачи, конечно же, нет. Но что касается внешности, машину ждет не просто косметика, а полный апгрейд с добавлением новых элементов. Самыми приметными станут дополнительные баки, в которых танки на маршах перевозили запасы ГСМ. Перед боем их обычно снимали.
![](https://storage01.sb.by/iblock/810/810f076ec8626a6666b10085622bd945/b203eca4ef0ab5e6930a25520bfdd3e1.jpg)
Свои места займут инструментальный ящик, буксировочные тросы, двуручная пила и две лопаты. Что-то будет имитацией, что-то — в оригинале. Все без исключения надежно закрепят для защиты от вандалов или фанатичных коллекционеров. Ранее кто-то из них отпилил в лобовой части корпуса фрагмент пулеметного ствола. Эту деталь также восстановят.
В специально предназначенных местах установят антенну радиостанции и фару, найти которую помогли в бригаде внутренних войск (в/ч 5525). На башенном люке сделают замок, передав ключи на хранение в горисполком. А тот самый, нижний, теперь уже точно заварят, перекрыв лаз для ползающих «танкистов».
Некоторые вопросы еще обсуждаются. В частности, не принято цветовое решение.
— Мы пытались выяснить родной цвет Т-34, — рассказывает Олег Шляхто. — Оказалось, единого стандарта не было. Использовались несколько базовых расцветок, среди которых преобладали оттенки зеленого. К тому же с учетом сезонов танк могли перекрашивать для лучшей маскировки, чтобы машина сливалась с окружающей местностью. Совершенно точно на башне останутся прежний бортовой номер и красная звезда.
— Мы установили, что ходовую часть произвели в Нижнем Тагиле, а башню — в Горьком. То есть танк собрали из частей двух других машин, очевидно, поврежденных на поле боя. Поэтому ремонтникам пришлось прибегнуть к такому конструкту.
Предположительно, «подписывались» танки на случай, если весь экипаж сгорит, а чтобы известить родных, нужно будет идентифицировать личности. Для войны это типичный случай.
По запросу поисковая система интернет-проекта Минобороны РФ «Подвиг народа» выдала данные о 139 наградных документах на «майоров Раевских». Выяснить, какой из них тот самый, невозможно. То же касается остальных фамилий. Данных о танкистах, к сожалению, слишком мало.
Представители молодежного совета Алексей Хроменков и Дмитрий Заяц.
На эту же тему в танке заложат капсулу времени. Изготовят ее в виде снаряда со снимающейся верхней частью. В макет поместят фотоснимки этапов ремонта и фамилии тех, кто приложил к делу умелые руки. Послание поместят в ствол орудия и заварят. Лет через 50 танк наверняка будут ремонтировать снова. Тогда и получат послание из прошлого.
Полностью завершить реконструкцию «тридцатьчетверки» планируется в конце апреля. А увидеть танк на привычном месте можно будет после открытия обновленной площади Восстания.
![](https://storage01.sb.by/iblock/879/8793f154cefbcea2bdf5ef7fe06a2b48/dfd0bb224fd8a492af69747cd4733e5d.jpg)
Участники акции «100 дней до освобождения Беларуси» до 3 июля будут помогать в благоустройстве мемориалов в память о жертвах геноцида и подвиге белорусского народа. Первыми объектами станут военно-исторический комплекс «Партизанская криничка» и памятный знак на месте массовых расстрелов мирного населения оккупантами. Проект организован областным музеем военной славы совместно с прокуратурой Гомельской области и Гомельской пограничной группой.
![](https://storage01.sb.by/iblock/1d5/1d5fe1bf96f94d9102a59bd1df3cd1bb/ab5e34a3e44c40b5c427b9cc125116b0.jpg)
Полный комплект
На постамент в центре Гомеля боевую машину установили в 1968 году. В советские годы танк с номером 101 и звездой на башне являлся одним из самых знаковых гомельских памятников. Взобраться на него ребятня считала своим долгом. Еще круче — проникнуть внутрь. Если башенный люк был заварен, то про нижний, вырезанный в днище танка, как-то забыли. Чтобы воспользоваться им, требовалось проползти по-пластунски, вжимаясь в бетон и уняв клаустрофобию. И вот ты в танке. Лично мне, правда, быстро захотелось обратно. Уж слишком темно, тесно и неудобно внутри.Сегодня на площади Восстания идет масштабная реконструкция, не обошедшая и «тридцатьчетверку». Ее сняли с постамента и перевезли в один из цехов Гомельского завода литья и нормалей.— Собираемся сделать танк таким, каким он должен быть во всеоружии, но вместе с тем сохраним парадный вид, — рассказывает первый заместитель главного инженера Олег Шляхто, который курирует ход работ. — Консультировались со специалистами, смотрели фильмы, читали книги, бороздили интернет. Нашли множество чертежей практически всех узлов. В теории при наличии двигателя можно было бы восстановить его до собственного хода.
Такой задачи, конечно же, нет. Но что касается внешности, машину ждет не просто косметика, а полный апгрейд с добавлением новых элементов. Самыми приметными станут дополнительные баки, в которых танки на маршах перевозили запасы ГСМ. Перед боем их обычно снимали.
![](https://storage01.sb.by/iblock/810/810f076ec8626a6666b10085622bd945/b203eca4ef0ab5e6930a25520bfdd3e1.jpg)
Свои места займут инструментальный ящик, буксировочные тросы, двуручная пила и две лопаты. Что-то будет имитацией, что-то — в оригинале. Все без исключения надежно закрепят для защиты от вандалов или фанатичных коллекционеров. Ранее кто-то из них отпилил в лобовой части корпуса фрагмент пулеметного ствола. Эту деталь также восстановят.
В специально предназначенных местах установят антенну радиостанции и фару, найти которую помогли в бригаде внутренних войск (в/ч 5525). На башенном люке сделают замок, передав ключи на хранение в горисполком. А тот самый, нижний, теперь уже точно заварят, перекрыв лаз для ползающих «танкистов».
Некоторые вопросы еще обсуждаются. В частности, не принято цветовое решение.
— Мы пытались выяснить родной цвет Т-34, — рассказывает Олег Шляхто. — Оказалось, единого стандарта не было. Использовались несколько базовых расцветок, среди которых преобладали оттенки зеленого. К тому же с учетом сезонов танк могли перекрашивать для лучшей маскировки, чтобы машина сливалась с окружающей местностью. Совершенно точно на башне останутся прежний бортовой номер и красная звезда.
Кстати, краску для танка заводчане приобретут за свои деньги. Решение сброситься было коллективным.
![](https://storage01.sb.by/iblock/059/0594e14bf56476d7534e1bcc340dc779/95c2747c028d6f459176773e10955c03.jpg)
Экипаж машины боевой
Не обошлось без удивительных открытий. После того как пескоструйным способом была убрана краска, на корпусе обнаружились «написанные» электросваркой фамилии. Пять из них — на башне: м-р Раевский, Афанасенко, Крылов, Костко, Крючко. На заводе не сомневаются, что это члены экипажа,— Первый из них — майор Раевский, по всей видимости, был командиром роты. Такая должность как раз соответствует званию, — говорит Олег Шляхто. — Еще одно косвенное подтверждение — гнездо для крепления антенны, которые устанавливались только на командирских танках. В интернете отдельные «эксперты» с нашей версией спорят. Якобы «м-р» — это «мастер». Но никакие гражданские оставлять свои автографы на боевых машинах не могли. К тому же это общепринятое сокращение, точно так же, как «л-т» — лейтенант, «к-н» — капитан и так далее.Еще две фамилии — Фролов и Маскаленко — найдены на корпусе. Логично предположить, что это тоже танкисты. Получается, из другого экипажа? Кажущийся парадокс на самом деле подводит к разгадке еще одного секрета, о котором рассказывает Шляхто:
— Мы установили, что ходовую часть произвели в Нижнем Тагиле, а башню — в Горьком. То есть танк собрали из частей двух других машин, очевидно, поврежденных на поле боя. Поэтому ремонтникам пришлось прибегнуть к такому конструкту.
Предположительно, «подписывались» танки на случай, если весь экипаж сгорит, а чтобы известить родных, нужно будет идентифицировать личности. Для войны это типичный случай.
По запросу поисковая система интернет-проекта Минобороны РФ «Подвиг народа» выдала данные о 139 наградных документах на «майоров Раевских». Выяснить, какой из них тот самый, невозможно. То же касается остальных фамилий. Данных о танкистах, к сожалению, слишком мало.
Капсула времени
Желающих участвовать в реконструкции танка среди заводчан нашлось столько, что можно было бы проводить конкурс. Наибольший энтузиазм проявили молодые ребята. Наладчик станков автоматного цеха Дмитрий Заяц рассказывает:— Больше всего привлекла возможность не только прикоснуться к истории, но и внести вклад в ее сохранение. Когда впервые залез внутрь, будто перенесся во времени. Ярко представил, как танкисты вели бой, старались уничтожить врага и при этом остаться в живых. Когда-нибудь, гуляя с детьми по центру Гомеля, буду показывать им танк и рассказывать, как участвовал в его восстановлении.
![](https://storage01.sb.by/iblock/e7e/e7ebc9baa3944b432cb11d9678a91020/d173b0175b9e4bb52508abae4ec54c3b.jpg)
На эту же тему в танке заложат капсулу времени. Изготовят ее в виде снаряда со снимающейся верхней частью. В макет поместят фотоснимки этапов ремонта и фамилии тех, кто приложил к делу умелые руки. Послание поместят в ствол орудия и заварят. Лет через 50 танк наверняка будут ремонтировать снова. Тогда и получат послание из прошлого.
Полностью завершить реконструкцию «тридцатьчетверки» планируется в конце апреля. А увидеть танк на привычном месте можно будет после открытия обновленной площади Восстания.
Начнут с «Партизанской кринички»
В Гомеле стартует проект по благоустройству мемориалов![](https://storage01.sb.by/iblock/879/8793f154cefbcea2bdf5ef7fe06a2b48/dfd0bb224fd8a492af69747cd4733e5d.jpg)
Участники акции «100 дней до освобождения Беларуси» до 3 июля будут помогать в благоустройстве мемориалов в память о жертвах геноцида и подвиге белорусского народа. Первыми объектами станут военно-исторический комплекс «Партизанская криничка» и памятный знак на месте массовых расстрелов мирного населения оккупантами. Проект организован областным музеем военной славы совместно с прокуратурой Гомельской области и Гомельской пограничной группой.