Илья Бегун: вся проблема «невероятных» заключается в том, что они не помнят простую истину: критикуешь — предлагай
20.01.2022 07:28:23
«Так называемая «Конституция» беглых – лишь отражение момента времени, она насквозь промаринована политикой»
Илья Бегун — IT‑специалист, политический аналитик, блогер и по совместительству один из ведущих программы «Полит Stand Up» на телеканале ОНТ. В кадре любит похулиганить: покрошить печенье для Светланы Тихановской — мол, цып‑цып‑цып, или жизнерадостно бить в кастрюлю. Зачем и почему это нужно, он расскажет сам.
— Как ты себя чувствуешь в роли телеведущего?
— На самом деле на удивление органично. Никогда раньше не занимался никакими активностями, связанными со сценой или с медиа, держался в тени. Но в чем разница между съемкой перед камерами и обычной работой айтишника, когда ты полдня проводишь на видеоконференциях, постоянно пытаешься в чем‑то убедить заказчика, нередко иностранного? Работа на самом деле крайне схожая. Отличается лишь степень ответственности: тут ты понимаешь, что продукт потом пойдет на национальное телевидение. Но при этом, как ни странно, страха камеры вообще не было. Во многом, конечно, это заслуга профессионализма команды ОНТ.
— Шутливый подход к подаче серьезной информации эффективен?
— Сейчас сформировался большой пласт людей, которые не принимают привычный телевизионный контент: для них он скучен, они оторваны от консервативной повестки в целом. Кроме того, интернет очень повлиял на восприятие информации. Следовательно, варианта два: или занять позицию страуса и игнорировать этих людей, или адаптироваться, сохраняя линию преемственности, постепенно привнося в эфир что‑то новое. Процитирую персонажа Вуди Аллена из фильма «Сенсация»: «У вас прекрасное чувство юмора. Если бы оно было у всех, в этом мире не было бы проблем». На мой взгляд, суть программы «Полит Stand Up» заключается не только в донесении информации — качественного серьезного контента на телевидении хватает. Само понятие «стендап» подразумевает какую‑то юмористическую составляющую, просто исходя из этимологии этого слова.
А динамика в кадре должна быть. Надо понимать, что более молодые люди — мои ровесники и те, кто чуть помладше, — абсолютно по‑другому воспринимают информацию. Если раньше СССР был самой читающей страной в мире, то сейчас молодежь может просто залипнуть в TikTok и часами смотреть там полную ахинею. Интернет — это неподконтрольная клоака, по‑другому назвать не могу, где огромное количество людей идут «туда, где очередь», где больше подписчиков. Мы можем сопротивляться потоку этого бесконтрольного контента в сети, но постоянно биться одними только контраргументами и оправдываться бесполезно.
— Белорусское государство все‑таки производственное, почему наша экономика и проходит любые кризисы с гораздо меньшими социальными потрясениями, чем во многих других странах. Но у нас при этом параллельные миры во всем: в культуре, в IT... Люди в некоторых сферах общаются преимущественно друг с другом, создают свою экосистему, почти полностью оторванную от реальности, в которой собственные проблемы, обычному человеку на самом деле чуждые. Айтишники — это вообще пролетариат, который возомнил себя буржуазией. При этом у них связь с внешним миром, только когда они мусор выносят или в магазин заходят за продуктами, плюс зашкаливающее чувство собственной важности. Считают, что все плохо во власти, но при этом предложить, как сделать лучше, никто из них так и не смог. Вся проблема «невероятных» заключается в том, что они не помнят банальную простую истину: критикуешь — предлагай.
— В итоге сами же беглые пропагандируют насилие, которое якобы осуждают. Говорят: мол, такому‑то за мошенничество надо ноги переломать.
— Сейчас один из самых важных вопросов, обсуждаемых что в интернете, что в СМИ, — проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь. Знаю, что ты тоже много внимания уделяешь этой теме. И уже слышны голоса наших оппонентов с призывами то бойкотировать референдум, то портить бюллетени…
— Люди живут в своей параллельной реальности. Референдум по Конституции для них не более чем очередной повод покричать. А жизнь идет дальше, государству нужно развиваться, необходимо в том числе обновление законодательства под контекст реальности и времени. В идеале любые изменения должны произойти плавно — так, чтобы у граждан не было шока от происходящего. С точки зрения юридической в Конституции поменяются определенные аспекты, но в жизни обычного человека, который, вполне возможно, вообще не читает новости, ничего необычного не случится. И это нормально.
— Кстати, сейчас ходят по интернету абсурдные «предложения Светланы Тихановской» по части изменений в Конституцию — в том числе упоминается выход из ОДКБ и из Союзного государства. Какое отношение все это имеет к Основному Закону страны, совершенно непонятно.
— Что такое Конституция? Это дух нации, вектор, в котором движется развитие государства. Так называемая «Конституция» беглых — лишь отражение момента времени, она насквозь промаринована политикой, причем конкретной ангажированной позицией. Они в нее запихнули все то, чего им хочется сейчас, и никак не отвечают на вопрос, а что же завтра. Просто фиксируют свои переживания. Но Конституция — не о переживаниях. Она о будущем. И должна быть четкой и понятной — и через 10, и через 50 лет. Сочинения беглых понятны только сегодня и то лишь определенному количеству людей, которые в данную тему вовлечены. Это скорее меморандум, причем привязанный исключительно к нынешнему дню. Через полвека человек, прочтя «Конституцию Светланы Тихановской», задастся вопросом: какие тараканы были в голове у того, кто это придумал? Впрочем, этот вопрос возникает и сейчас.
В отличие от тех, кто, сидя за границей, пытается вмешиваться во внутренние дела Беларуси, мы живем и собираемся дальше жить в своей стране. Все эти люди не имеют никакого отношения к нашей внутренней повестке, поскольку не несут персональной ответственности за сделанный выбор. Я вообще считаю, что у них не должно быть права голоса. Если ты временно выехал — пожалуйста, голосуй. Живешь за рубежом постоянно по визе D или виду на жительство — до свиданья. Государство тебе предоставляет возможность вернуться обратно и принимать участие в его жизни, но только находясь на родине.
Илья Бегун — IT‑специалист, политический аналитик, блогер и по совместительству один из ведущих программы «Полит Stand Up» на телеканале ОНТ. В кадре любит похулиганить: покрошить печенье для Светланы Тихановской — мол, цып‑цып‑цып, или жизнерадостно бить в кастрюлю. Зачем и почему это нужно, он расскажет сам.
— Как ты себя чувствуешь в роли телеведущего?
— На самом деле на удивление органично. Никогда раньше не занимался никакими активностями, связанными со сценой или с медиа, держался в тени. Но в чем разница между съемкой перед камерами и обычной работой айтишника, когда ты полдня проводишь на видеоконференциях, постоянно пытаешься в чем‑то убедить заказчика, нередко иностранного? Работа на самом деле крайне схожая. Отличается лишь степень ответственности: тут ты понимаешь, что продукт потом пойдет на национальное телевидение. Но при этом, как ни странно, страха камеры вообще не было. Во многом, конечно, это заслуга профессионализма команды ОНТ.
— Шутливый подход к подаче серьезной информации эффективен?
— Сейчас сформировался большой пласт людей, которые не принимают привычный телевизионный контент: для них он скучен, они оторваны от консервативной повестки в целом. Кроме того, интернет очень повлиял на восприятие информации. Следовательно, варианта два: или занять позицию страуса и игнорировать этих людей, или адаптироваться, сохраняя линию преемственности, постепенно привнося в эфир что‑то новое. Процитирую персонажа Вуди Аллена из фильма «Сенсация»: «У вас прекрасное чувство юмора. Если бы оно было у всех, в этом мире не было бы проблем». На мой взгляд, суть программы «Полит Stand Up» заключается не только в донесении информации — качественного серьезного контента на телевидении хватает. Само понятие «стендап» подразумевает какую‑то юмористическую составляющую, просто исходя из этимологии этого слова.
Кроме того, сейчас в мире происходит столько абсурдных вещей, что воспринимать их без смеха лично у меня уже не получается, о многом без какого‑то едкого сарказма я просто не могу говорить.Участвуя в проекте ОНТ, я как раз хочу в саркастической манере поставить некоторых людей на место, сказать: ребята, то, что вы делаете, одновременно и смешно, и стыдно.
А динамика в кадре должна быть. Надо понимать, что более молодые люди — мои ровесники и те, кто чуть помладше, — абсолютно по‑другому воспринимают информацию. Если раньше СССР был самой читающей страной в мире, то сейчас молодежь может просто залипнуть в TikTok и часами смотреть там полную ахинею. Интернет — это неподконтрольная клоака, по‑другому назвать не могу, где огромное количество людей идут «туда, где очередь», где больше подписчиков. Мы можем сопротивляться потоку этого бесконтрольного контента в сети, но постоянно биться одними только контраргументами и оправдываться бесполезно.
На дворе эпоха постправды, истина по прошествии времени многим не важна, если эмоции уже пережиты. Поэтому, кроме аргументации в ответ на какие‑то претензии, необходимо создание параллельного контента, чтобы у человека был выбор, что ему смотреть.— Вопрос к тебе как к айтишнику. Как ты думаешь, почему в IT‑сфере, как и в культуре, например, в 2020 году многие так активно включились в бунт?
— Белорусское государство все‑таки производственное, почему наша экономика и проходит любые кризисы с гораздо меньшими социальными потрясениями, чем во многих других странах. Но у нас при этом параллельные миры во всем: в культуре, в IT... Люди в некоторых сферах общаются преимущественно друг с другом, создают свою экосистему, почти полностью оторванную от реальности, в которой собственные проблемы, обычному человеку на самом деле чуждые. Айтишники — это вообще пролетариат, который возомнил себя буржуазией. При этом у них связь с внешним миром, только когда они мусор выносят или в магазин заходят за продуктами, плюс зашкаливающее чувство собственной важности. Считают, что все плохо во власти, но при этом предложить, как сделать лучше, никто из них так и не смог. Вся проблема «невероятных» заключается в том, что они не помнят банальную простую истину: критикуешь — предлагай.
Посмотрите на беглых — они у себя сейчас пытаются бороться с мошенничеством, но не могут ничего поделать. Почему? Потому что у них нет Комитета государственного контроля, нет налоговой, нет Департамента финансовых расследований, нет следственных органов и прокуратуры, нет судов — нет ничего того, за что они так не любят государство.— …И остается только таскать друг друга за волосы, выясняя, кто у кого украл.
— В итоге сами же беглые пропагандируют насилие, которое якобы осуждают. Говорят: мол, такому‑то за мошенничество надо ноги переломать.
— Сейчас один из самых важных вопросов, обсуждаемых что в интернете, что в СМИ, — проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь. Знаю, что ты тоже много внимания уделяешь этой теме. И уже слышны голоса наших оппонентов с призывами то бойкотировать референдум, то портить бюллетени…
— Люди живут в своей параллельной реальности. Референдум по Конституции для них не более чем очередной повод покричать. А жизнь идет дальше, государству нужно развиваться, необходимо в том числе обновление законодательства под контекст реальности и времени. В идеале любые изменения должны произойти плавно — так, чтобы у граждан не было шока от происходящего. С точки зрения юридической в Конституции поменяются определенные аспекты, но в жизни обычного человека, который, вполне возможно, вообще не читает новости, ничего необычного не случится. И это нормально.
— Кстати, сейчас ходят по интернету абсурдные «предложения Светланы Тихановской» по части изменений в Конституцию — в том числе упоминается выход из ОДКБ и из Союзного государства. Какое отношение все это имеет к Основному Закону страны, совершенно непонятно.
— Что такое Конституция? Это дух нации, вектор, в котором движется развитие государства. Так называемая «Конституция» беглых — лишь отражение момента времени, она насквозь промаринована политикой, причем конкретной ангажированной позицией. Они в нее запихнули все то, чего им хочется сейчас, и никак не отвечают на вопрос, а что же завтра. Просто фиксируют свои переживания. Но Конституция — не о переживаниях. Она о будущем. И должна быть четкой и понятной — и через 10, и через 50 лет. Сочинения беглых понятны только сегодня и то лишь определенному количеству людей, которые в данную тему вовлечены. Это скорее меморандум, причем привязанный исключительно к нынешнему дню. Через полвека человек, прочтя «Конституцию Светланы Тихановской», задастся вопросом: какие тараканы были в голове у того, кто это придумал? Впрочем, этот вопрос возникает и сейчас.
В отличие от тех, кто, сидя за границей, пытается вмешиваться во внутренние дела Беларуси, мы живем и собираемся дальше жить в своей стране. Все эти люди не имеют никакого отношения к нашей внутренней повестке, поскольку не несут персональной ответственности за сделанный выбор. Я вообще считаю, что у них не должно быть права голоса. Если ты временно выехал — пожалуйста, голосуй. Живешь за рубежом постоянно по визе D или виду на жительство — до свиданья. Государство тебе предоставляет возможность вернуться обратно и принимать участие в его жизни, но только находясь на родине.
Страна живет дальше, у нее свои радости и печали, своя повседневная рутина, к которой живущие в Литве или Польше, а особенно в США или Канаде не имеют никакого отношения. Пусть решают проблемы, возникающие в этих странах, а мы будем решать свои.ovsepyan@sb.by