Что расскажет икона под рентгеном? Сенсационные открытия в Брестском музее
24.11.2017 07:28:17
Известно, как легко пограничники с помощью специальной аппаратуры распознают поддельные паспорта, а банковские работники — липовые купюры. Оказывается, с такой техникой можно разгадывать и художественные ребусы. Увидеть то, что скрыто от человеческого глаза на живописных полотнах и старинных иконах. Реставрационные мастерские крупнейших музеев мира в своем арсенале такие инструменты имеют. И мы не отстаем. Брестский областной краеведческий музей недавно стал первым в стране испытательным полигоном от культуры для минской компании, четверть века производящей экспертно–криминалистическое оборудование. Без сенсаций не обошлось.
Директор музея Алексей Митюков показывает микроскоп и лупу, которые производитель поставил по договору:
— С их помощью художники–реставраторы исследуют экспонаты. Видеоспектральная люминесцентная лупа, с первого взгляда похожая на компьютерную мышь, выводит увеличенное изображение на компьютер, а специальная программа его обрабатывает. Электронный микроскоп позволяет рассматривать объект не только в видимом белом свете, но и в инфракрасном, и ультрафиолетовом. Сегодня при написании унифицированных паспортов все иконы у нас проходят специальное исследование на этих приборах, в некоторые документы вносим существенные изменения. Недавно получили еще один аппарат, который просвечивает объемные предметы. Будем изучать спорные экспонаты, в частности, медное литье. Есть договоренность о поставке большого электронного микроскопа — стола с рампой — для изучения больших объемных работ.
Открытиями ведущий научный сотрудник музея Елена Куприянюк в конце октября поделилась с участниками научно–методической конференции в Москве, посвященной 60–летию Государственного научно–исследовательского института реставрации России:
— Мы с экспертом–криминалистом фирмы–партнера были единственными представителями Беларуси на этом форуме. Очень волновалась, все–таки представляла периферийный музей. Не ожидала, что мой доклад будет с интересом принят.
Однако не в каждом периферийном музее есть такие профессионалы, как Елена Куприянюк, и такие экспонаты, как конфискованные в пунктах таможенного оформления иконы. Они и стали первыми в очереди на исследования.
Икону «Похвала Пресвятой Богородицы с Акафистом» Брестская таможня передала музею в 1980 году. После реставрации 2015 года сотрудники музея засомневались в точности даты ее рождения. Но возможность развеять или подтвердить сомнения возникла только минувшей весной, после появления в музее уникального оборудования.
Елена Куприянюк открывает изображения на компьютере, которые человеческим глазом и не увидишь:
— Тонкое письмо, индивидуальные лики, светящиеся изнутри радостью. Чтобы так точно передать Акафист в красках, мастеру нужно было быть не только прекрасным иконописцем, но и поэтом. При микроскопическом исследовании расшифровали обнаруженную в правом нижнем углу надпись. Оказалось, написан образ в XVIII веке, а не в XIX, как доселе считалось.
Сотрудница Елена Куприянюк за работой.
А в августе с помощью новой аппаратуры исследовали икону «Святитель Василий Великий и благоверный князь Александр Невский» (образ появился в музее в 1995 году, также конфискован таможней). Установили, что написана она в 1871 году в Троице–Сергиевой лавре в мастерской иконописи под руководством художника Ивана Малышева. Сейчас микроскоп помогает художнику–реставратору Ольге Алимовой проводить первую в жизни образа реставрацию.
Еще одно открытие подарила икона «Избранные святые». Елена Куприянюк, надев перчатки, достает из конверта рентген–снимки:
— После того как икону исследовали на микроскопе в различных увеличениях, возникло предположение, что под верхним красочным слоем и левкасом есть нижележащий красочный слой. Рентген–кабинета у нас нет, и мы обратились в Брестскую городскую поликлинику № 2. Дозу облучения, к слову, рассчитывал начальник Военно–медицинской службы управления КГБ по Брестской области Юрий Романюк. И — сенсация! Смотрите, на рентгенограммах отчетливо видно, что под верхней иконой — нижняя. Она вполне законченная, старше верхней ненамного — на лет 50.
Медицинское образование для расшифровки снимка не понадобилось. Елена Куприянюк справилась сама. Она увидела лики святителя Антипы Пергамского, лик Спаса Вседержителя, мученика Вонифатия и мученицы Акилины. Теперь брестские музейщики мечтают перенести верхний красочный слой на новую основу и открыть «спрятанное» изображение. Из одной иконы сделать две. Предварительное согласие реставраторов Национального художественного музея уже получено.
А во время исследования иконы «Тихон Задонский» явилось брестским музейщикам имя Иван Алексеевич Болотов. Елена Куприянюк нашла его на подписной иконе:
— Это одна из первых икон Тихона Задонского после причисления его Русской православной церковью к лику святых. Написана в 1861 году. На русских иконах авторская подпись — явление крайне редкое. Кто такой Болотов? В словаре иконописцев, составленном известным российским реставратором Михаилом Красилиным, такого нет. Возможно, мы введем в оборот новое имя мастера.
Интересуюсь у Алексея Митюкова, как все–таки случилось, что компания по производству экспертно–криминалистического оборудования выбрала брестский музей? Оказывается, имеется интересная предыстория. Музейный реставратор Николай Трофимович Богателя еще в 2003 году связался с производителями и... попросил лупу, которую потом использовал в работе. Когда Николай Трофимович ушел из жизни, лупа осталась без дела. Как–то, разглядывая ее, программист музея Татьяна Обухова набрала телефонный номер предприятия и предложила возобновить сотрудничество. Минчане трубку не бросили, пригласили в гости. Сейчас на основании материалов, поступающих от брестских музейщиков (уже отправлены отчеты о 8 исследованиях), они создают специальный исследовательский комплекс, который упростит трудоемкие работы при реставрации музейных предметов, а значит, поможет вернуть из запасников в экспозиции многие культурные ценности. Глядишь, придет время и такие аппараты будут как минимум в каждом областном музее нашей страны.
В ТЕМУ
К 2020 году в историко–археологическом музее Гродно появится Центр по исследованию и реставрации. Проект будет реализован по программе трансграничного сотрудничества Польша — Беларусь — Украина. В Гродненском историко–археологическом музее хранится около 200.000 предметов, многие требуют реставрации. Нехватка экспертов, специальной техники и приспособлений для реставрации и стала основанием для участия в проекте. К слову, на его реализацию музеи–партнеры (Гродненский и Подляшский) получат 1,2 миллиона евро.
КСТАТИ
Неизвестная ранее картина Sola con mi gran soledad («Наедине со своим великим одиночеством»), подписанная именем Фриды Кало и датированная 1938 годом, была найдена в нынешнем году в частной коллекции в мексиканском Агуаскальентесе. Для установления подлинности авторства потребовались экспертизы, в том числе почерковедческая. Мексиканский специалист в области документальной криминологии Хуан Мануэль Падрон Примо с помощью видеоспектрального компаратора и программного обеспечения белорусского предприятия ООО «Регула» пришел к выводу, что картина действительно принадлежит кисти известной художницы.
valentinak3@mail.ru
Фото Юрия МАКАРЧУКА и из архива Брестского областного краеведческого музея.
Директор музея Алексей Митюков показывает микроскоп и лупу, которые производитель поставил по договору:
— С их помощью художники–реставраторы исследуют экспонаты. Видеоспектральная люминесцентная лупа, с первого взгляда похожая на компьютерную мышь, выводит увеличенное изображение на компьютер, а специальная программа его обрабатывает. Электронный микроскоп позволяет рассматривать объект не только в видимом белом свете, но и в инфракрасном, и ультрафиолетовом. Сегодня при написании унифицированных паспортов все иконы у нас проходят специальное исследование на этих приборах, в некоторые документы вносим существенные изменения. Недавно получили еще один аппарат, который просвечивает объемные предметы. Будем изучать спорные экспонаты, в частности, медное литье. Есть договоренность о поставке большого электронного микроскопа — стола с рампой — для изучения больших объемных работ.
Открытиями ведущий научный сотрудник музея Елена Куприянюк в конце октября поделилась с участниками научно–методической конференции в Москве, посвященной 60–летию Государственного научно–исследовательского института реставрации России:
— Мы с экспертом–криминалистом фирмы–партнера были единственными представителями Беларуси на этом форуме. Очень волновалась, все–таки представляла периферийный музей. Не ожидала, что мой доклад будет с интересом принят.
Однако не в каждом периферийном музее есть такие профессионалы, как Елена Куприянюк, и такие экспонаты, как конфискованные в пунктах таможенного оформления иконы. Они и стали первыми в очереди на исследования.
Икону «Похвала Пресвятой Богородицы с Акафистом» Брестская таможня передала музею в 1980 году. После реставрации 2015 года сотрудники музея засомневались в точности даты ее рождения. Но возможность развеять или подтвердить сомнения возникла только минувшей весной, после появления в музее уникального оборудования.
Елена Куприянюк открывает изображения на компьютере, которые человеческим глазом и не увидишь:
— Тонкое письмо, индивидуальные лики, светящиеся изнутри радостью. Чтобы так точно передать Акафист в красках, мастеру нужно было быть не только прекрасным иконописцем, но и поэтом. При микроскопическом исследовании расшифровали обнаруженную в правом нижнем углу надпись. Оказалось, написан образ в XVIII веке, а не в XIX, как доселе считалось.
Сотрудница Елена Куприянюк за работой.
А в августе с помощью новой аппаратуры исследовали икону «Святитель Василий Великий и благоверный князь Александр Невский» (образ появился в музее в 1995 году, также конфискован таможней). Установили, что написана она в 1871 году в Троице–Сергиевой лавре в мастерской иконописи под руководством художника Ивана Малышева. Сейчас микроскоп помогает художнику–реставратору Ольге Алимовой проводить первую в жизни образа реставрацию.
Еще одно открытие подарила икона «Избранные святые». Елена Куприянюк, надев перчатки, достает из конверта рентген–снимки:
— После того как икону исследовали на микроскопе в различных увеличениях, возникло предположение, что под верхним красочным слоем и левкасом есть нижележащий красочный слой. Рентген–кабинета у нас нет, и мы обратились в Брестскую городскую поликлинику № 2. Дозу облучения, к слову, рассчитывал начальник Военно–медицинской службы управления КГБ по Брестской области Юрий Романюк. И — сенсация! Смотрите, на рентгенограммах отчетливо видно, что под верхней иконой — нижняя. Она вполне законченная, старше верхней ненамного — на лет 50.
|
|
А во время исследования иконы «Тихон Задонский» явилось брестским музейщикам имя Иван Алексеевич Болотов. Елена Куприянюк нашла его на подписной иконе:
— Это одна из первых икон Тихона Задонского после причисления его Русской православной церковью к лику святых. Написана в 1861 году. На русских иконах авторская подпись — явление крайне редкое. Кто такой Болотов? В словаре иконописцев, составленном известным российским реставратором Михаилом Красилиным, такого нет. Возможно, мы введем в оборот новое имя мастера.
В ТЕМУ
К 2020 году в историко–археологическом музее Гродно появится Центр по исследованию и реставрации. Проект будет реализован по программе трансграничного сотрудничества Польша — Беларусь — Украина. В Гродненском историко–археологическом музее хранится около 200.000 предметов, многие требуют реставрации. Нехватка экспертов, специальной техники и приспособлений для реставрации и стала основанием для участия в проекте. К слову, на его реализацию музеи–партнеры (Гродненский и Подляшский) получат 1,2 миллиона евро.
КСТАТИ
Неизвестная ранее картина Sola con mi gran soledad («Наедине со своим великим одиночеством»), подписанная именем Фриды Кало и датированная 1938 годом, была найдена в нынешнем году в частной коллекции в мексиканском Агуаскальентесе. Для установления подлинности авторства потребовались экспертизы, в том числе почерковедческая. Мексиканский специалист в области документальной криминологии Хуан Мануэль Падрон Примо с помощью видеоспектрального компаратора и программного обеспечения белорусского предприятия ООО «Регула» пришел к выводу, что картина действительно принадлежит кисти известной художницы.
valentinak3@mail.ru
Фото Юрия МАКАРЧУКА и из архива Брестского областного краеведческого музея.