27 января — Международный день памяти жертв Холокоста. Трагедия местечка Липень
26.01.2023 08:58:46
Ольга КИСЛЯК
27 января — Международный день памяти жертв Холокоста: в Липенской школе устанавливают имена земляков, погибших в местном гетто
У этого населенного пункта в Осиповичском районе красивое название — Липень. И — трагическая история. В селе, где больше половины населения были евреями, в 1941‑м фашисты вместе с пособниками расстреляли 207 человек. Еще часть загнали в школу и сожгли заживо. В электронной книге «Память. Осиповичский район» речь идет о 216 загубленных душах. Но местные твердят: их было более 300.
2009 году в Липене установили новый памятник жертвам геноцида.
Вот что рассказала о геноциде 90‑летняя жительница Липеня Елена Беседа:
— До войны мои родители работали в колхозе, растили троих детей — меня, Нину и Анатолия. Жили мы на центральной улице, которую в основном населяли евреи: Мэйся, Шолум, Гэйся, Яся, Зелда... Дружили, помогали друг другу. Когда пришли немцы, соседке Розе Ицковой, муж которой был русским, посоветовали перекреститься — стать православной. Ни Розу, ни ее красавицу дочь Сару, окончившую десять классов, это не спасло от расправы — их расстреляли. Закопали Розу на огороде у бабы Сони Станкевич, у забора...
На «Стену памяти» школьники наносят имена липенских евреев, погибших в годы войны.
Последний раз с теми, кто знает о трагедии еврейского населения в Липене, общались в 2022 году. Одну из землячек, Бэлу Лившиц, разыскали в Минске.
Бэла Лившиц.
Бэла Хоневна всю жизнь работала учителем музыки, сейчас на пенсии. Из Липеня ее мама Мария Шапиро:
— Муж моей бабушки Хаси Айзиковны Шапиро Моисей Пиневич умер в 1917 году, когда она носила под сердцем мою маму. А детей в семье было шестеро. Приходилось нелегко. Но они выросли, получили образование. Мама окончила Минский пединститут, в 1939 году ее направили в Осиповичи — преподавать немецкий и английский языки. Ее брат Пиня Моисеевич возглавил колхоз. Другие мои дяди работали на лесозаготовке. По национальностям никто никого в Липене не делил: вместе ходили на танцы, в лес по ягоды. Когда крестьяне из окрестных сел приходили в церковь, многие останавливались у бабушки в доме. И в еврейские праздники народ у нас собирался — пекли мацу. Многие белорусы не просто понимали язык евреев, но и сами могли говорить на идиш.
Мария Моисеевна ШАПИРО выжила чудом, но в Липене погибли ее мать, сестра и брат.
— Летом 1941‑го мама приехала в отпуск в Липень. Хотела навестить родных, а 22 июня отправиться к жениху в Бобруйск, уже и билет купила. Они не свиделись — жених ушел на фронт, погиб. Осталось лишь письмо с надписью: «За Родину! За Сталина! За Машеньку!» — с грустью вспоминала Бэла Хоневна. — А в августе случилась еще одна большая трагедия. Немцы согнали всех евреев в толпу, приказали заходить в дом. Маму, внешне на еврейку не похожую — светловолосую, голубоглазую, — спас полицай. За руку вытащил из толпы, крича фашистам, что она русская. Имени его я не помню, мама говорила, он был ее учеником. В селе Брицаловичи, куда она убежала, ей помогла сельчанка Надежда Гилицкая, у которой были муж-еврей и двое детей. Дала свой паспорт, где мама подставила палочку, изменив фамилию на «Пилицкая». По этому документу добралась до Смоленска. В Осиповичский район она вернулась в 1946‑м, но не то что жить в Липене — даже приезжать сюда часто не могла. Ей становилось плохо — в 1941‑м изверги заживо сожгли тут ее маму, сестру Анну. Брата Пиню, вернувшегося в село за детскими вещами, расстреляли.
— В воспоминаниях землячки Валентины Архипенко фигурирует еще одно место казни евреев — вдоль дороги Осиповичи — Свислочь. Увы, отыскать в лесу их останки невозможно: очевидцев, которые хотя бы примерно могли показать, где это было, нет, — уточняет историк Липенской СШ Ольга Подвойская. — Ясно одно: в октябре 1941 года евреев в Липене не осталось. После войны вернулась лишь одна семья — Гиршик. Их старшая дочь София Ароновна работала заведующей клубом.
Подтверждает это и 85‑летний житель Липеня Анатолий Шардыко, отец которого во время войны водил грузовики с продовольствием по льду Ладожского озера в блокадный Ленинград:
— В Липень из Бобруйска мы с мамой переехали уже после уничтожения евреев. Поселились метрах в 40 от места, где размещалось гетто. Гиршиков я знал. Отец семейства Арон работал в леспромхозе, жена его Рива — домохозяйка. Две дочери у них было и три сына. Шмерка — разнорабочий в магазине, Петя — парикмахер в Минске, Исаак, который младше меня на 2 — 3 года, после института устроился на Минский автомобильный завод. А когда Арон умер, Рива со Шмеркой перебрались в Бобруйск.
Сельчанин Иван Жданович знает: первый памятник жертвам Холокоста в Липене был деревянным, в виде прямоугольной тумбы со звездой на вершине:
— Надписей на нем не было. Табличка «Жертвам фашизма 1941 — 1944 гг.» появилась на том, что установили в 1983 году.
В 2009‑м уже на новом памятнике добавили строку: «Вечная память расстрелянным и сожженным евреям в годы ВОВ».
ФАКТЫ
Всего в Осиповичском районе во время Великой Отечественной войны существовало девять гетто: в Осиповичах, Ясене, Дараганово, Елизово, Гродзянке, Лапичах, Свислочи, Липене и санатории «Крынка».
kislyak@sb.by
Фото Андрея САЗОНОВА и из архива Липенской СШ.
У этого населенного пункта в Осиповичском районе красивое название — Липень. И — трагическая история. В селе, где больше половины населения были евреями, в 1941‑м фашисты вместе с пособниками расстреляли 207 человек. Еще часть загнали в школу и сожгли заживо. В электронной книге «Память. Осиповичский район» речь идет о 216 загубленных душах. Но местные твердят: их было более 300.
2009 году в Липене установили новый памятник жертвам геноцида.
Пожар на Галене и казнь на мосту
Деревня Липень известна с XVII века. Евреев тут всегда было много. Именно они сразу после установления оккупационной власти первыми испытали на себе бесчеловечность фашизма. На улице, названной в честь партизанки Риммы Кунько (местные жители это место на берегу реки Свислочи зовут Галеня), появилось гетто.Вот что рассказала о геноциде 90‑летняя жительница Липеня Елена Беседа:
— До войны мои родители работали в колхозе, растили троих детей — меня, Нину и Анатолия. Жили мы на центральной улице, которую в основном населяли евреи: Мэйся, Шолум, Гэйся, Яся, Зелда... Дружили, помогали друг другу. Когда пришли немцы, соседке Розе Ицковой, муж которой был русским, посоветовали перекреститься — стать православной. Ни Розу, ни ее красавицу дочь Сару, окончившую десять классов, это не спасло от расправы — их расстреляли. Закопали Розу на огороде у бабы Сони Станкевич, у забора...
А мой папа Александр Кисель, партизанский связной, посоветовал землякам-евреям уходить в лес, а за провизией в село наведываться только ночью — украдкой. Они ушли, посидели там какое-то время и вернулись. На свою погибель. Сожгли их на Галене, где ныне стоит памятник...А раньше стоял дом — большой, на две семьи, принадлежавший моей тетке Марыле, сестре отца. Еще часть евреев убили на мосту через Свислочь. Он был очень широкий, длинный, мы на танцы туда ходили… Так эти изверги как делали — сажали или ставили человека на перила, заставляли прыгать, стреляли в него на лету, и он падал прямо в речку. Никого потом не вылавливали, не хоронили...
На «Стену памяти» школьники наносят имена липенских евреев, погибших в годы войны.
Знать и помнить
Лет шесть назад в Липенской СШ организовали отряд «Поиск» под руководством учителя физики, краеведа Валентины Шаровой. С ней и преподавателем истории, руководителем школьного музея «Боевой и трудовой славы» Ольгой Подвойской ученики ходят в экспедиции, изучают электронную книгу «Память. Осиповичский район», базу данных Национального архива «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны», штудируют справочную, научную литературу, публикации СМИ разных лет на тему геноцида, организуют поиск очевидцев тех давних драматических событий, их родственников, фиксируют воспоминания.Последний раз с теми, кто знает о трагедии еврейского населения в Липене, общались в 2022 году. Одну из землячек, Бэлу Лившиц, разыскали в Минске.
Бэла Лившиц.
Бэла Хоневна всю жизнь работала учителем музыки, сейчас на пенсии. Из Липеня ее мама Мария Шапиро:
— Муж моей бабушки Хаси Айзиковны Шапиро Моисей Пиневич умер в 1917 году, когда она носила под сердцем мою маму. А детей в семье было шестеро. Приходилось нелегко. Но они выросли, получили образование. Мама окончила Минский пединститут, в 1939 году ее направили в Осиповичи — преподавать немецкий и английский языки. Ее брат Пиня Моисеевич возглавил колхоз. Другие мои дяди работали на лесозаготовке. По национальностям никто никого в Липене не делил: вместе ходили на танцы, в лес по ягоды. Когда крестьяне из окрестных сел приходили в церковь, многие останавливались у бабушки в доме. И в еврейские праздники народ у нас собирался — пекли мацу. Многие белорусы не просто понимали язык евреев, но и сами могли говорить на идиш.
Мария Моисеевна ШАПИРО выжила чудом, но в Липене погибли ее мать, сестра и брат.
Погибшие родные и чудесное спасение
Когда началась война, в Липене осталась бабушка Бэлы Хоневны Хася с дочерью Анной. Сыновья Хаси Айзиковны Пиня и Берл успели эвакуировать своих жен и детей. Но беда семью Шапиро не миновала.— Летом 1941‑го мама приехала в отпуск в Липень. Хотела навестить родных, а 22 июня отправиться к жениху в Бобруйск, уже и билет купила. Они не свиделись — жених ушел на фронт, погиб. Осталось лишь письмо с надписью: «За Родину! За Сталина! За Машеньку!» — с грустью вспоминала Бэла Хоневна. — А в августе случилась еще одна большая трагедия. Немцы согнали всех евреев в толпу, приказали заходить в дом. Маму, внешне на еврейку не похожую — светловолосую, голубоглазую, — спас полицай. За руку вытащил из толпы, крича фашистам, что она русская. Имени его я не помню, мама говорила, он был ее учеником. В селе Брицаловичи, куда она убежала, ей помогла сельчанка Надежда Гилицкая, у которой были муж-еврей и двое детей. Дала свой паспорт, где мама подставила палочку, изменив фамилию на «Пилицкая». По этому документу добралась до Смоленска. В Осиповичский район она вернулась в 1946‑м, но не то что жить в Липене — даже приезжать сюда часто не могла. Ей становилось плохо — в 1941‑м изверги заживо сожгли тут ее маму, сестру Анну. Брата Пиню, вернувшегося в село за детскими вещами, расстреляли.
Восстановить имена
Шлапаковы, Шустеры, Шапиро, Ценцеры, Фарберы… Фашисты и коллаборационисты уничтожали евреев целыми семьями, а они были большие, по 5 — 12 человек. Самому младшему из убитых, Хаиму Азенштату, не исполнилось и года, он родился в 1941‑м. Старшему, Вульфу Кантаровичу, было 72. Большинство убитых — молодые…— В воспоминаниях землячки Валентины Архипенко фигурирует еще одно место казни евреев — вдоль дороги Осиповичи — Свислочь. Увы, отыскать в лесу их останки невозможно: очевидцев, которые хотя бы примерно могли показать, где это было, нет, — уточняет историк Липенской СШ Ольга Подвойская. — Ясно одно: в октябре 1941 года евреев в Липене не осталось. После войны вернулась лишь одна семья — Гиршик. Их старшая дочь София Ароновна работала заведующей клубом.
Подтверждает это и 85‑летний житель Липеня Анатолий Шардыко, отец которого во время войны водил грузовики с продовольствием по льду Ладожского озера в блокадный Ленинград:
— В Липень из Бобруйска мы с мамой переехали уже после уничтожения евреев. Поселились метрах в 40 от места, где размещалось гетто. Гиршиков я знал. Отец семейства Арон работал в леспромхозе, жена его Рива — домохозяйка. Две дочери у них было и три сына. Шмерка — разнорабочий в магазине, Петя — парикмахер в Минске, Исаак, который младше меня на 2 — 3 года, после института устроился на Минский автомобильный завод. А когда Арон умер, Рива со Шмеркой перебрались в Бобруйск.
Сельчанин Иван Жданович знает: первый памятник жертвам Холокоста в Липене был деревянным, в виде прямоугольной тумбы со звездой на вершине:
— Надписей на нем не было. Табличка «Жертвам фашизма 1941 — 1944 гг.» появилась на том, что установили в 1983 году.
В 2009‑м уже на новом памятнике добавили строку: «Вечная память расстрелянным и сожженным евреям в годы ВОВ».
А в местной школе наставники и ученики создали «Стену памяти», на которую наносят имена погибших липенских евреев. Недавно установили фамилии еще 15, хотят добавить их в электронную книгу «Память. Осиповичский район». Работа в этом направлении продолжается.
Школьники и наставники собирают воспоминания очевидцев о Холокосте.
ФАКТЫ
Всего в Осиповичском районе во время Великой Отечественной войны существовало девять гетто: в Осиповичах, Ясене, Дараганово, Елизово, Гродзянке, Лапичах, Свислочи, Липене и санатории «Крынка».
kislyak@sb.by
Фото Андрея САЗОНОВА и из архива Липенской СШ.