Иерей Максим Козлов: как пережить клевету
07.08.2022 18:49:00
Девятая заповедь Божия звучит следующим образом: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20: 16). Этим повелением Господь запрещает человеку всякое лжесвидетельство, обман, клевету и лесть.
Ложь несовместима с высоким достоинством христианина. Господь Иисус Христос со всей определенностью говорит, что отец лжи — дьявол (Ин. 8: 44). Апостол Павел призывал первых христиан: «Отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему…» (Еф. 4: 25). Это требование апостола сохраняет свою актуальность и в наши дни.
Клеветник сам себя подвергает нравственному разрушению. Христианский подвижник IV века преподобный Ефрем Сирин точно подметил: «Как моль портит одежду, так клеветничество — душу». Святитель Иоанн Златоуст строго предостерегает: «Не клевещи, чтобы тебе не осквернить самого себя; не смешивай навоза с грязью и глиной, но сплетай венцы из роз, фиалок и других цветов; не носи помета во рту, подобно жукам — а так делают клеветники, сами первые испытывая зловоние, — но держись цветов, подобно пчелам, и составляй соты, как они, и будь со всеми дружелюбен».
Нарушение девятой заповеди не обязательно предполагает целенаправленное лжесвидетельство против своего ближнего. Великий отец Церкви блаженный Августин говорит, что фраза «Не произноси ложного свидетельства» подразумевает всякую ложь. Таким образом, обвинение в лживом свидетельстве распространяется на человека, который сам себя хвалит, то есть хвастается своими настоящими или мнимыми достоинствами. Не исполняет эту заповедь и тот, кто сам не клевещет на других, не хвастается, но с удовольствием слушает и принимает клевету на ближних. Погрешает против этой заповеди и тот, кто незаслуженно хвалит другого человека, льстит ему. Льстец наиболее склонен превратиться в клеветника.
Как правильно христианину себя вести, если на него клевещут? Евангелие от Матфея передает нам описание поведения Господа Иисуса Христа во время Его допроса у первосвященников Анны и Каиафы: «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал» (Мф. 26: 59—63). Из этого евангельского отрывка мы видим, что Спаситель не стал спорить с клеветниками, кричать, оправдываться. Он проигнорировал их обвинения.
Господь учит Своих последователей правильному отношению к врагам. Он говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Спаситель предлагает парадоксальное средство против недругов: не меч, а молитва за них. Преподобный Максим Исповедник, много пострадавший за исповедание православной веры, утверждает: «Соответственно тому, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог удостоверительно открывать будет истину о тебе соблазнившимся».
Иерей Максим Козлов, бакалавр богословия