Сокращение издержек на 40 процентов: в Беларусь прибыл первый груз по Северному морскому пути
01.10.2024 07:04:00
Владислав СЫЧЕВИЧ
В последнее время произошла масштабная трансформация рынка транспортно-логистических услуг. Геополитические процессы, санкционные ограничения привели к разрыву традиционных цепочек поставок и переформатированию логистики, став для Беларуси и России новой точкой роста. Из-за политики Запада порты Украины и стран Балтии, через которые раньше доставлялись белорусские грузы, сегодня для нас недоступны. Поэтому активно осваиваются альтернативные маршруты. В частности, Северный морской путь (СМП). С учетом выгоды и скорости транзита грузов в страны Азии, в первую очередь в Китай, перспективы на данном маршруте выглядят достаточно серьезными.
— В августе контейнер загрузился на судно и началось движение по маршруту Шанхай — порт Санкт-Петербург. В дальнейшем контейнер был перегружен на нашу машину и прибыл в распределительный центр. Основное преимущество — сроки. Они сокращены в 1,5 раза. Мы идем через морскую территорию России. И все это сокращает финансовые издержки.
Отметим, логистический оператор еще в начале года проработал технические возможности доставки экспортных и импортных товаров между Беларусью и КНР посредством инфраструктуры Северного морского транзитного коридора. Такой интермодальный способ доставки может стать альтернативой существующему Южному морскому пути, пролегающему через порты Тихого и Атлантического океанов и длящемуся около двух месяцев. Возможности СМТК впервые используются белорусскими предприятиями, и пробной поставкой дан старт новому логистическому сервису, который, несмотря на навигационный период, будет востребован бизнесом, уверен первый заместитель генерального директора «Белтаможсервиса» Александр Скачковский:
— Пробная партия — груз для белорусского предприятия. Ожидается, что в дальнейшем данный маршрут будет востребован. Каждый субъект хозяйствования может доставить любую продукцию на территорию Китая и из Китая в Беларусь по данному маршруту. Продолжительность навигации составляет более 6 месяцев, а использование ледоколов позволит сделать ее круглогодичной. Субъект хозяйствования сможет спланировать свою доставку на системной основе через инфраструктуру российских портов Санкт-Петербурга и Архангельска. А стабильность — это развитие. Контейнеровозы могут единовременно перевозить до 5 тысяч контейнеров.
Во-вторых, СМП гораздо удобнее пути через Суэцкий канал. Тут не взимается плата за проход по каналу и, что важно, нет очередей. При этом он максимально безопасен, имеется возможность доставки различной номенклатуры. Все это делает его привлекательным и для Беларуси.
— Северный морской путь является одним из перспективных транспортных коридоров. Он позволяет сократить на 40 процентов временные издержки при доставке товаров из Китайской Народной Республики в Республику Беларусь и в обратном направлении по сравнению с привычным южным маршрутом, — отметил Александр Скачковский.
МНЕНИЕ
Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук:
— Экономическая война, которую Запад объявил Беларуси, привела к тому, что сегодня осложнен, а точнее, блокирован выход наших грузов из Балтийского моря. Они рассчитывали, что таким образом парализуют белорусский экспорт. Но сильно просчитались. Видимо, плохо учили географию. Они забыли про существование Северного морского пути, который весьма перспективен. Мы видим, какие усилия предпринимаются Российской Федерацией по активизации мореходства по СМП. Строится ледокольный флот, развивается навигация. И благодаря этому доставка белорусских грузов в страны Юго-Восточной Азии, в КНР будет гораздо быстрее по срокам и дешевле по стоимости. В целом же выход Беларуси к Северному Ледовитому океану, создание собственных портовых мощностей здесь в перспективе станут серьезным подcпорьем для усиления торговых связей с Азией, а компетенции наших промышленников позволят улучшить инфраструктуру торгового пути. Да, маршрут проходит по морям Северного Ледовитого океана, которые в холодное время года покрываются льдом. Но благодаря использованию ледоколов суда будут ходить круглогодично.
СПРАВКА «Р»
Северный морской путь — судоходный маршрут, который проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты Российской Федерации, а также устья судоходных сибирских рек. Длина СМП от пролива Карские Ворота (у архипелага Новая Земля) до бухты Провидения (в районе Берингова пролива) — 5,6 тысячи километров. Для международного судоходства он был открыт в 1991 году. В 2023-м грузооборот по Северному морскому пути вырос до рекордных 36,3 миллиона тонн, что на 7 процентов больше, чем в 2022 году.
s0.rbk.ru
sichevich@sb.by
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Для нас очень важно освоить Северный морской путь. Мы свои товары в небольшом количестве попробовали поставлять по этому пути, особенно в Китайскую Народную Республику, на Дальний Восток России. Это очень выгодный для нас путь.
Во время встречи с губернатором Архангельской области Александром ЦЫБУЛЬСКИМ, 22 апреля 2024 года
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Для нас очень важно освоить Северный морской путь. Мы свои товары в небольшом количестве попробовали поставлять по этому пути, особенно в Китайскую Народную Республику, на Дальний Восток России. Это очень выгодный для нас путь.
Во время встречи с губернатором Архангельской области Александром ЦЫБУЛЬСКИМ, 22 апреля 2024 года
Первый пришел
30 сентября 2024 года войдет в историю страны как дата прибытия первого груза по маршруту Северного морского транспортного коридора (СМТК). Партия товаров, предназначенная для белорусских субъектов хозяйствования, была отгружена в порту Шанхая в августе 2024 года. Морской контейнеровоз проследовал через моря Северного Ледяного океана, обходя территорию Российской Федерации по СМП, и прибыл в порт Санкт-Петербурга, из которого автомобильным транспортом доставлен в транспортно-логистический центр «Могилев-Белтаможсервис». Время в пути составило 35 дней, рассказал ведущий специалист по логистике отдела обеспечения транспортно-экспедиционной деятельности «Белтаможсервиса» Антон Прохоцкий:— В августе контейнер загрузился на судно и началось движение по маршруту Шанхай — порт Санкт-Петербург. В дальнейшем контейнер был перегружен на нашу машину и прибыл в распределительный центр. Основное преимущество — сроки. Они сокращены в 1,5 раза. Мы идем через морскую территорию России. И все это сокращает финансовые издержки.
Отметим, логистический оператор еще в начале года проработал технические возможности доставки экспортных и импортных товаров между Беларусью и КНР посредством инфраструктуры Северного морского транзитного коридора. Такой интермодальный способ доставки может стать альтернативой существующему Южному морскому пути, пролегающему через порты Тихого и Атлантического океанов и длящемуся около двух месяцев. Возможности СМТК впервые используются белорусскими предприятиями, и пробной поставкой дан старт новому логистическому сервису, который, несмотря на навигационный период, будет востребован бизнесом, уверен первый заместитель генерального директора «Белтаможсервиса» Александр Скачковский:
— Пробная партия — груз для белорусского предприятия. Ожидается, что в дальнейшем данный маршрут будет востребован. Каждый субъект хозяйствования может доставить любую продукцию на территорию Китая и из Китая в Беларусь по данному маршруту. Продолжительность навигации составляет более 6 месяцев, а использование ледоколов позволит сделать ее круглогодичной. Субъект хозяйствования сможет спланировать свою доставку на системной основе через инфраструктуру российских портов Санкт-Петербурга и Архангельска. А стабильность — это развитие. Контейнеровозы могут единовременно перевозить до 5 тысяч контейнеров.
Очевидные преимущества
Сегодня по воде Европу и Азию связывают только два пути: через Суэцкий канал и по северным морям. Расстояние от Мурманска до Шанхая составляет 7 тысяч морских миль, а через Гибралтар и Суэцкий пролив — 12,5 тысячи. Эксперты подсчитали, что при благоприятных условиях путь из Европы в тот же Китай по Северному морскому пути займет 25 дней и судно израсходует примерно 600 тонн топлива. Альтернативный же маршрут продлится больше месяца. На это понадобится уже 900 тонн топлива. Это дороже, чем путь через Арктику, в среднем на один миллион долларов США.Во-вторых, СМП гораздо удобнее пути через Суэцкий канал. Тут не взимается плата за проход по каналу и, что важно, нет очередей. При этом он максимально безопасен, имеется возможность доставки различной номенклатуры. Все это делает его привлекательным и для Беларуси.
— Северный морской путь является одним из перспективных транспортных коридоров. Он позволяет сократить на 40 процентов временные издержки при доставке товаров из Китайской Народной Республики в Республику Беларусь и в обратном направлении по сравнению с привычным южным маршрутом, — отметил Александр Скачковский.
МНЕНИЕ
Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук:
— Экономическая война, которую Запад объявил Беларуси, привела к тому, что сегодня осложнен, а точнее, блокирован выход наших грузов из Балтийского моря. Они рассчитывали, что таким образом парализуют белорусский экспорт. Но сильно просчитались. Видимо, плохо учили географию. Они забыли про существование Северного морского пути, который весьма перспективен. Мы видим, какие усилия предпринимаются Российской Федерацией по активизации мореходства по СМП. Строится ледокольный флот, развивается навигация. И благодаря этому доставка белорусских грузов в страны Юго-Восточной Азии, в КНР будет гораздо быстрее по срокам и дешевле по стоимости. В целом же выход Беларуси к Северному Ледовитому океану, создание собственных портовых мощностей здесь в перспективе станут серьезным подcпорьем для усиления торговых связей с Азией, а компетенции наших промышленников позволят улучшить инфраструктуру торгового пути. Да, маршрут проходит по морям Северного Ледовитого океана, которые в холодное время года покрываются льдом. Но благодаря использованию ледоколов суда будут ходить круглогодично.
СПРАВКА «Р»
Северный морской путь — судоходный маршрут, который проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты Российской Федерации, а также устья судоходных сибирских рек. Длина СМП от пролива Карские Ворота (у архипелага Новая Земля) до бухты Провидения (в районе Берингова пролива) — 5,6 тысячи километров. Для международного судоходства он был открыт в 1991 году. В 2023-м грузооборот по Северному морскому пути вырос до рекордных 36,3 миллиона тонн, что на 7 процентов больше, чем в 2022 году.
s0.rbk.ru
sichevich@sb.by