Парфюмерия Союзного государства движется к импортозамещению

Идем по запаху

России и Беларуси стоит создавать свои предприятия синтеза душистых веществ, чтобы развивать парфюмерное производство, считают эксперты «­СОЮЗа». Спрос на отечественную продукцию растет. Производство спирта на союзном рынке уже налажено, в расширении мощностей для выпуска конечной продукции также наметился прогресс.

По целому ряду позиций зависимость отечественной парфюмерии от иностранных компонентов пока достигает 70—90 %.
ОЛЕСЯ КУРПЯЕВА

Увеличить свои производственные мощности удалось группе компаний «Арнест», российскому производителю косметической продукции и товаров бытовой химии. Она приобрела бизнес в России и Беларуси у нидерландско-британской компании Unilever, одного из мировых лидеров на рынке пищевых продуктов, товаров бытовой химии, парфюмерии. Сделка поможет увеличить темпы импортозамещения в парфюмерии.

Тем более что спрос на отечественную парфюмерию растет. По данным Центра развития перспективных технологий, на отечественные парфюмерные бренды в первом квартале 2024 года пришелся 71 % рынка.

Растет и производство. По данным оператора системы маркировки «Честный знак» — Центра развития перспективных технологий, за первое полугодие 2024 года объем производства парфюмерной продукции в России составил 51,6 миллиона флаконов. Это рекорд: в 2021‑м за тот же период было выпущено 39,5 миллиона флаконов, в 2022‑м — 34,7 миллиона, а в 2023‑м — 39,3 миллиона.

Увеличивается и спрос на этиловый спирт, который используется в парфюмерии в качестве растворителя. По данным Госдумы, если объемы закупки производителями спиртосодержащей непищевой продукции в 2021 году составили 3,8 миллиона декалитров, то в 2022‑м — уже 4,2 миллиона декалитров, а в 2023‑м — 4,5 миллиона декалитров. Для борьбы с фальсификатом в парфюмерно-косметической отрасли предлагается ввести цифровую маркировку и сделать ее обязательной с 1 марта 2025 года.

Спирта производится достаточно и даже больше, чем потребляет рынок. 

— Российские заводы по производству спирта и так загружены примерно наполовину, — говорит Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя. Другое дело — борьба с контрафактом. Системы регулирования и российская, и белорусская постоянно пытаются прикрыть лазейки для контрафактного товара.

А вот производства компонентов, из которых далее изготавливают парфюмерные композиции, в России и Беларуси практически отсутствуют. По целому ряду позиций зависимость от импортных ингредиентов достигает 70 — 90 %, поясняет президент Гильдии парфюмеров Оксана Чернышова.

— У нас не построено ни одного химического производства, которое занималось бы синтезом душистых веществ, — отмечает она. — В Беларуси таких заводов тоже нет.

При этом «создавать композиции из зарубежных веществ мы можем, и не только не хуже, но даже лучше зарубежных аналогов», считает эксперт.

Собственные предприятия синтеза душистых веществ очень дорогостоящие, признает эксперт. К тому же такой завод выходит на окупаемость и нормальный рабочий режим в пределах десяти лет. Но все же есть смысл задуматься над дальнейшим развитием отечественной парфюмерной промышленности.

Одним словом, спиртовая основа для духов — в наличии. Производственные активы для выпуска готовой продукции имеются. Стоит начать работать и над созданием предприятий синтеза ароматических компонентов для парфюмерной промышленности Союзного государства.

Тарас Фомченков

taras@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter