Как в школах Беларуси и России ведется военная подготовка?
25.11.2022 10:27:00
Александр НЕСТЕРОВ
Со следующего учебного года у российских школьников появится новый предмет — начальная военная подготовка, или НВП. Школьников будут учить элементам строевой подготовки, пользованию средствами индивидуальной защиты и оказанию первой медицинской помощи. Как это будет выглядеть на деле и каков опыт преподавания подобной дисциплины в школах Беларуси, изучили корреспонденты «СОЮЗа».
Не исключено, что в рамках школьного курса НВП молодежь будут учить управлять беспилотниками.
КАК В РОССИИ
Инициатива вернуть в школы НВП принадлежит депутатам Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Они посчитали, что подросткам в нынешней непростой для страны ситуации просто необходимы начальные знания об обороне государства и гражданской обороне. В конце июня 2022 года они направили официальное обращение на сей счет премьер-министру РФ Михаилу Мишустину.
В документе депутаты предложили ввести в школьную программу строевую, огневую и тактическую подготовку, защиту от оружия массового поражения, медицинскую, топографическую, инженерную подготовку, а также добавить иные дисциплины с учетом современных реалий. Преподавать новую дисциплину, по мнению депутатов, должны отставные офицеры.
Инициатива была услышана и поддержана на самом верху.
И вот 9 ноября глава Минпросвещения России Сергей Кравцов официально сообщил, что изучение элементов начальной военной подготовки в школах России станет обязательным: «Курс будет в рамках предмета ОБЖ («Основы безопасной жизнедеятельности». — Авт.), а предмет ОБЖ — обязательный». Поясним: сегодня основы военной подготовки в общеобразовательных учреждениях России частично освещают на уроках ОБЖ, но крайне поверхностно.
По словам министра, программа обучения сейчас готовится, этот процесс продлится до января 2023 года. Вместе с тем стало известно и о подготовке отдельного курса НВП для учеников средней школы. Но это уже «внеурочка», которая может вводиться только по согласованию с родителями и учителями. В Минпросвещения уточнили, что в настоящее время разработано два курса — «Основы военной подготовки» и «Военно-морская подготовка», каждый из которых может изучаться на протяжении пяти лет, с 5‑го по 9‑й класс, либо только в старшей школе, с 10‑го по 11‑й класс.
На освоение первой программы предполагается отвести 335 академических часов, также она предусматривает полевые занятия для учеников 10‑го класса общим сроком в 12 учебных дней. Курс военно-морской подготовки рассчитан на 174 часа для учащихся средней школы и на 69 часов — для старшей.
Ясности с организацией преподавания новой дисциплины пока нет. К примеру, непонятно, за счет каких часов ее будут преподавать. По идее, требуется увеличить количество учебных часов. Но в этом вопросе необходимо заручиться поддержкой родителей. А это непросто. Особенно болезненна подобная тема для старшей школы, где у школьников колоссальная учебная нагрузка, включая подготовку к ЕГЭ.
Подлежит проработке и сам учебный материал по НВП, ведь старые программы устарели. К примеру, непонятно, с каким оружием нужно знакомить современных школьников. В частности, очевидно, что они должны иметь представление о дронах. По мнению законодателей, формат курса должно определять Минпросвещения.
По официальной информации, некоторые российские школы решили, что не будут откладывать введение новшества до 1 сентября будущего года и в качестве пилотного проекта запустят его с января, то есть практически через месяц.
И еще одно нововведение: ожидается, что Минпросвещения, Минспорта и Минздрав вместе представят предложения о включении в школьные учебные программы по физкультуре выполнение нормативов ГТО. Будут рассмотрены возможности введения во время каникул на базе детских лагерей для всех желающих военно-спортивных смен и всероссийских массовых спортивно-патриотических мероприятий, в том числе на основе военно-спортивной игры «Зарница». Вице-премьер России Дмитрий Чернышенко, курирующий спорт, заявил, что в перечень дисциплин «Готов к труду и обороне» включат даже управление беспилотниками.
«Возвращение таких дисциплин, как метание спортивного снаряда и стрельба из пневматической винтовки, а также ввод новой дисциплины — управление беспилотником — повысят интерес молодежи к комплексу ГТО, сделают их подготовку более комплексной и разносторонней», — уточнил вице-премьер.
Ольга Валерьева
nikamir@yandex.ru
В советское время начальная военная подготовка стояла в сетке школьного расписания как обязательный предмет, по которому выставлялись оценки.
КАК В БЕЛАРУСИ
Аналог школьного предмета советских времен «Начальная военная подготовка» есть в программах учреждений общего среднего образования современной Беларуси. Допризывная подготовка юношей и медицинская подготовка девушек организационно объединены в учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», изучением которого заняты подростки в 10‑х и 11‑х классах.
Программа рассчитана на 130 часов в год в 10‑м классе и на 70 часов в год — в 11‑м. Обязательная составляющая — учебно-полевой сбор для юношей на базе одной из воинских частей, для девушек — практические занятия. Проигнорировать их не получится — прогульщика могут не перевести в выпускной класс.
В 2022 году в учебную программу добавлены обязательные нормативы. К примеру, неполная разборка автомата и его сборка, снаряжение магазина учебными патронами, надевание противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта, действия по сигналу «Химическая тревога», элементы строевой и тактической подготовки, военной топографии. В сфере военно-медицинской подготовки — развертывание индивидуального перевязочного пакета, наложение повязок и кровоостанавливающего резинового жгута, применение шприц-тюбика и др.
Материально-техническая база для качественной передачи знаний по допризывной и медицинской подготовке создавалась постепенно. Упор в свое время был сделан на создание центров допризывной подготовки. Каждая такая структура объединяет учащихся нескольких школ. Практикуется блочно-модульный принцип организации образовательного процесса, при котором весь материал, предусмотренный на год, изучается в течение нескольких учебных дней. Помимо этого, старшеклассникам предоставляется возможность посещения факультативных занятий, спортивно-технических и других кружков прикладного характера. Руководители таких центров — офицеры запаса с богатым педагогическим опытом. Педагоги — тоже профессионалы в своем деле. Занятия помогают проводить офицеры районного военкомата, педагоги и курсанты военных факультетов, студенты медицинского университета. Оснащение центров тоже на высоком уровне: тир для стрельбы из пневматической винтовки, учебные автоматы Калашникова, наглядные пособия и т. д.
С дисциплиной не забалуешь. При изучении блока «Допризывная подготовка» классы именуют взводами (взвод делится на два-три отделения). Из числа учащихся назначаются командиры взводов и отделений. Каждое занятие начинается с построения личного состава, проверки присутствия учащихся и доклада учителю о готовности к учебному занятию. На занятии должны соблюдаться требования общевоинских уставов при действиях, ответах, обращении учащихся к учителю. Впрочем, муштрой такое обучение не назовешь, ведь это всего лишь школьный предмет, а его задача — получение знаний об основах военного дела, конституционной обязанности граждан по защите страны, ознакомление с историей и современным состоянием вооруженных сил, формирование представления о героизме и мужестве народа в деле защиты Отечества.
Кстати, допризывная и медицинская подготовка школьников — одна из составляющих комплекса мер по патриотическому воспитанию белорусских учащихся. В его рамках, к примеру, в дни школьных каникул для детей и подростков организуют военно-патриотические лагеря и смены. Подразделения силовых ведомств также охотно берут шефство над учреждениями образования. Есть в белорусских школах и профильные классы военно-патриотической направленности. В 2021/2022 учебном году в них насчитывалось почти полторы тысячи 10- и 11‑классников. Они изучают два учебных предмета на повышенном уровне — физику и математику или математику и иностранный язык, а также осваивают содержание программы факультативов «Готовы Родине служить!» или «Юный пограничник», разработанных Минобразования совместно с Минобороны и Госпогранкомитетом. Критерии для набора в такой профильный класс — хорошие физические данные, состояние здоровья, средний балл свидетельства о базовом образовании для поступающих не ниже 7 (по действующей в стране 10‑балльной системе).
А еще в прошлом году в белорусские школы вернули... военруков. Точнее, ввели должность руководителя военно-патриотического воспитания. Работы у них хватает: организация тематических занятий, забота о ветеранах, благоустройство захоронений и воинских могил, изучение истории воинских частей и соединений, действующих партизанских отрядов и подпольных групп в годы Великой Отечественной войны на территории регионов, организация походов по местам боевой славы...
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
В советских школах НВП появилась в 1967 году с принятием новой редакции Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности». Она стала обязательным предметом, по которому выставляли оценки. Посещение уроков было обязательным и для мальчиков, и для девочек. Они учились маршировать, собирать и разбирать автомат, оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, изучали модели ручных гранат... В конце курса мальчиков-десятиклассников вывозили на учебные военные сборы в воинские части, где они отрабатывали полученные знания. Такая практика просуществовала до октября 1990 года.
Александр Нестеров
nesterov@sb.by
Не исключено, что в рамках школьного курса НВП молодежь будут учить управлять беспилотниками.
КАК В РОССИИ
Инициатива вернуть в школы НВП принадлежит депутатам Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Они посчитали, что подросткам в нынешней непростой для страны ситуации просто необходимы начальные знания об обороне государства и гражданской обороне. В конце июня 2022 года они направили официальное обращение на сей счет премьер-министру РФ Михаилу Мишустину.
В документе депутаты предложили ввести в школьную программу строевую, огневую и тактическую подготовку, защиту от оружия массового поражения, медицинскую, топографическую, инженерную подготовку, а также добавить иные дисциплины с учетом современных реалий. Преподавать новую дисциплину, по мнению депутатов, должны отставные офицеры.
Инициатива была услышана и поддержана на самом верху.
И вот 9 ноября глава Минпросвещения России Сергей Кравцов официально сообщил, что изучение элементов начальной военной подготовки в школах России станет обязательным: «Курс будет в рамках предмета ОБЖ («Основы безопасной жизнедеятельности». — Авт.), а предмет ОБЖ — обязательный». Поясним: сегодня основы военной подготовки в общеобразовательных учреждениях России частично освещают на уроках ОБЖ, но крайне поверхностно.
По словам министра, программа обучения сейчас готовится, этот процесс продлится до января 2023 года. Вместе с тем стало известно и о подготовке отдельного курса НВП для учеников средней школы. Но это уже «внеурочка», которая может вводиться только по согласованию с родителями и учителями. В Минпросвещения уточнили, что в настоящее время разработано два курса — «Основы военной подготовки» и «Военно-морская подготовка», каждый из которых может изучаться на протяжении пяти лет, с 5‑го по 9‑й класс, либо только в старшей школе, с 10‑го по 11‑й класс.
На освоение первой программы предполагается отвести 335 академических часов, также она предусматривает полевые занятия для учеников 10‑го класса общим сроком в 12 учебных дней. Курс военно-морской подготовки рассчитан на 174 часа для учащихся средней школы и на 69 часов — для старшей.
Ясности с организацией преподавания новой дисциплины пока нет. К примеру, непонятно, за счет каких часов ее будут преподавать. По идее, требуется увеличить количество учебных часов. Но в этом вопросе необходимо заручиться поддержкой родителей. А это непросто. Особенно болезненна подобная тема для старшей школы, где у школьников колоссальная учебная нагрузка, включая подготовку к ЕГЭ.
Подлежит проработке и сам учебный материал по НВП, ведь старые программы устарели. К примеру, непонятно, с каким оружием нужно знакомить современных школьников. В частности, очевидно, что они должны иметь представление о дронах. По мнению законодателей, формат курса должно определять Минпросвещения.
По официальной информации, некоторые российские школы решили, что не будут откладывать введение новшества до 1 сентября будущего года и в качестве пилотного проекта запустят его с января, то есть практически через месяц.
И еще одно нововведение: ожидается, что Минпросвещения, Минспорта и Минздрав вместе представят предложения о включении в школьные учебные программы по физкультуре выполнение нормативов ГТО. Будут рассмотрены возможности введения во время каникул на базе детских лагерей для всех желающих военно-спортивных смен и всероссийских массовых спортивно-патриотических мероприятий, в том числе на основе военно-спортивной игры «Зарница». Вице-премьер России Дмитрий Чернышенко, курирующий спорт, заявил, что в перечень дисциплин «Готов к труду и обороне» включат даже управление беспилотниками.
«Возвращение таких дисциплин, как метание спортивного снаряда и стрельба из пневматической винтовки, а также ввод новой дисциплины — управление беспилотником — повысят интерес молодежи к комплексу ГТО, сделают их подготовку более комплексной и разносторонней», — уточнил вице-премьер.
Ольга Валерьева
nikamir@yandex.ru
КАК В БЕЛАРУСИ
Аналог школьного предмета советских времен «Начальная военная подготовка» есть в программах учреждений общего среднего образования современной Беларуси. Допризывная подготовка юношей и медицинская подготовка девушек организационно объединены в учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», изучением которого заняты подростки в 10‑х и 11‑х классах.
Программа рассчитана на 130 часов в год в 10‑м классе и на 70 часов в год — в 11‑м. Обязательная составляющая — учебно-полевой сбор для юношей на базе одной из воинских частей, для девушек — практические занятия. Проигнорировать их не получится — прогульщика могут не перевести в выпускной класс.
В 2022 году в учебную программу добавлены обязательные нормативы. К примеру, неполная разборка автомата и его сборка, снаряжение магазина учебными патронами, надевание противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта, действия по сигналу «Химическая тревога», элементы строевой и тактической подготовки, военной топографии. В сфере военно-медицинской подготовки — развертывание индивидуального перевязочного пакета, наложение повязок и кровоостанавливающего резинового жгута, применение шприц-тюбика и др.
Материально-техническая база для качественной передачи знаний по допризывной и медицинской подготовке создавалась постепенно. Упор в свое время был сделан на создание центров допризывной подготовки. Каждая такая структура объединяет учащихся нескольких школ. Практикуется блочно-модульный принцип организации образовательного процесса, при котором весь материал, предусмотренный на год, изучается в течение нескольких учебных дней. Помимо этого, старшеклассникам предоставляется возможность посещения факультативных занятий, спортивно-технических и других кружков прикладного характера. Руководители таких центров — офицеры запаса с богатым педагогическим опытом. Педагоги — тоже профессионалы в своем деле. Занятия помогают проводить офицеры районного военкомата, педагоги и курсанты военных факультетов, студенты медицинского университета. Оснащение центров тоже на высоком уровне: тир для стрельбы из пневматической винтовки, учебные автоматы Калашникова, наглядные пособия и т. д.
С дисциплиной не забалуешь. При изучении блока «Допризывная подготовка» классы именуют взводами (взвод делится на два-три отделения). Из числа учащихся назначаются командиры взводов и отделений. Каждое занятие начинается с построения личного состава, проверки присутствия учащихся и доклада учителю о готовности к учебному занятию. На занятии должны соблюдаться требования общевоинских уставов при действиях, ответах, обращении учащихся к учителю. Впрочем, муштрой такое обучение не назовешь, ведь это всего лишь школьный предмет, а его задача — получение знаний об основах военного дела, конституционной обязанности граждан по защите страны, ознакомление с историей и современным состоянием вооруженных сил, формирование представления о героизме и мужестве народа в деле защиты Отечества.
Кстати, допризывная и медицинская подготовка школьников — одна из составляющих комплекса мер по патриотическому воспитанию белорусских учащихся. В его рамках, к примеру, в дни школьных каникул для детей и подростков организуют военно-патриотические лагеря и смены. Подразделения силовых ведомств также охотно берут шефство над учреждениями образования. Есть в белорусских школах и профильные классы военно-патриотической направленности. В 2021/2022 учебном году в них насчитывалось почти полторы тысячи 10- и 11‑классников. Они изучают два учебных предмета на повышенном уровне — физику и математику или математику и иностранный язык, а также осваивают содержание программы факультативов «Готовы Родине служить!» или «Юный пограничник», разработанных Минобразования совместно с Минобороны и Госпогранкомитетом. Критерии для набора в такой профильный класс — хорошие физические данные, состояние здоровья, средний балл свидетельства о базовом образовании для поступающих не ниже 7 (по действующей в стране 10‑балльной системе).
А еще в прошлом году в белорусские школы вернули... военруков. Точнее, ввели должность руководителя военно-патриотического воспитания. Работы у них хватает: организация тематических занятий, забота о ветеранах, благоустройство захоронений и воинских могил, изучение истории воинских частей и соединений, действующих партизанских отрядов и подпольных групп в годы Великой Отечественной войны на территории регионов, организация походов по местам боевой славы...
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
В советских школах НВП появилась в 1967 году с принятием новой редакции Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности». Она стала обязательным предметом, по которому выставляли оценки. Посещение уроков было обязательным и для мальчиков, и для девочек. Они учились маршировать, собирать и разбирать автомат, оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, изучали модели ручных гранат... В конце курса мальчиков-десятиклассников вывозили на учебные военные сборы в воинские части, где они отрабатывали полученные знания. Такая практика просуществовала до октября 1990 года.
Александр Нестеров
nesterov@sb.by