От количества сельского населения зависит продовольственная безопасность
15.06.2024 09:20:00
Олег КАРПОВИЧ
Владимир ВОЛЧКОВ
Весьма сложный и даже очень недружелюбный внешнеполитический и международный ландшафт заставляет смотреть на развитие экономики и других сфер жизни через призму не только эффективности и целесообразности, но и с учетом национальной безопасности. Давняя тенденция снижения количества сельского населения не только несет в себе риски социальных перекосов, связанных с избыточной урбанизацией, но ставит под угрозу продовольственную безопасность, которая является краеугольным камнем фундамента национального суверенитета.
Далеко не все можно купить на открытом рынке. Это ярко продемонстрировала пандемия. Наряду с локдаунами наблюдался трек по увеличению количества различных ограничений по поставкам продуктов питания. И, как это ни парадоксально, ограничения в области международной торговли аграрной продукцией лидируют и по количеству, и по глубине. Оказалось очевидным, что устойчивая продовольственная безопасность возможна только при организации собственного производства продуктов питания.
Например, Сингапур — страна с очень высоким уровнем жизни — в доковидную эпоху в международном рейтинге Глобальной продовольственной безопасности стабильно входил в топ-5. В 2020 году он стремительно опустился на 20-е место, а в 2022-м — на 28-ю позицию по той причине, что это государство является дефицитным и крайне зависит от внешних поставок продуктов питания. Первые места в рейтинге сейчас занимают такие страны, как Финляндия, Ирландия и Норвегия, где развита собственная аграрная отрасль.
В обеспечении национальной продовольственной безопасности Беларусь изначально взяла курс на собственное производство, причем полного цикла. Сельское хозяйство у нас минимально зависит от внешних поставок: есть в Беларуси собственное сельскохозяйственное машиностроение, выпуск удобрений, имеется научное сопровождение — селекция, племенное животноводство и другие многочисленные направления. В результате наша страна полностью и даже с избытком обеспечивает себя базовыми продуктами питания. Обеспеченность по молоку составляет свыше 260 процентов, по мясу — 135, сахару — более 150, картофелю — свыше 112. Эти цифры — результат государственной поддержки и личных инициатив Президента по возрождению села, реализации госпрограмм по развитию аграрной отрасли.
Однако все острее вырисовывается риск: усиливающийся дефицит кадров на селе. В 1959-м 69,2 процента населения проживало в деревнях. Развитие индустриального сектора снизило эту долю до 33,9 процента к 1990 году. Сейчас показатель находится на уровне 21,9 процента. Одновременно сокращается и число населенных пунктов. В частности, с 1991 по 2022 год общее количество поселков городского типа сократилось на 35 единиц (с 110 до 85), сельских поселений — на 558 (с 23 615 до 23 027), число сельсоветов уменьшилось на 330 (с 1480 до 1150). За этот же период количество городов увеличилось с 101 до 115. Снижается доля занятых в сельском хозяйстве от общего количества занятых в экономике. С 2000 по 2022 год этот показатель сократился в 1,5—1,8 раза во всех областях.
Риск дефицита кадров удавалось купировать долгие годы за счет интенсивной модели развития аграрного сектора. Поэтому, несмотря на сокращение количества сельских жителей и занятых в аграрной отрасли, объемы производства продолжают расти. В 1985-м в Беларуси производилось 1534 тысячи тонн скота и птицы в живом весе, а в 2023-м — 1711 тысяч тонн. Молока в 1985 году производилось 6759 тысяч тонн, а в 2023-м вышли на рекордные 8331,2 тысячи тонн. Тем не менее снижение кадрового потенциала села приобретает тренд, который в среднесрочной перспективе угрожает и развитию сельскохозяйственного производства, соответственно, оказывает давление на продовольственную безопасность.
В стране создана нормативно-правовая база и соответствующая инфраструктура для развития села. Государство реализовало значительное число программ, стимулирующих развитие бизнеса в сельской местности, реконструкцию дорог, развитие сети агрогородков как опорных пунктов инфраструктуры на селе. Реализуются программы «Деревня будущего», «Один район — один проект». Тем не менее остается актуальным вопрос стимулирования не только снижения переселения жителей из аграрных районов в крупные города, но и создания стимулов для переезда специалистов из мегаполисов в сельскую местность.
Как видится, необходимо как развивать инфраструктуру небольших населенных пунктов, так одновременно и формировать новые ценности жизни в сельской местности. В том числе нацеливаясь на маркеры, на которые сегодня ориентируется молодежь. В частности, усиливаются запросы на экологический комфорт, возможности максимально включать в рацион органические продукты питания. Увеличивается спрос на активные виды отдыха. Целесообразно ориентироваться на эти запросы и тенденции в обществе как стимулы для переезда людей в сельскую местность.
Очевидно, что даже на уровне больших агрогородков и поселков городского типа невозможно создать инфраструктуру по широте выбора, как в столице. Но жизнь в сельской местности обладает другими преимуществами, которые могут стать решающими при выборе места жительства белорусов. Соответственно, необходимо формировать научно-обоснованный образ загородной жизни, основываясь как на социологических исследованиях, так и ориентируясь на экономическую целесообразность развития сельских населенных пунктов.
volchkov@sb.by
Например, Сингапур — страна с очень высоким уровнем жизни — в доковидную эпоху в международном рейтинге Глобальной продовольственной безопасности стабильно входил в топ-5. В 2020 году он стремительно опустился на 20-е место, а в 2022-м — на 28-ю позицию по той причине, что это государство является дефицитным и крайне зависит от внешних поставок продуктов питания. Первые места в рейтинге сейчас занимают такие страны, как Финляндия, Ирландия и Норвегия, где развита собственная аграрная отрасль.
В обеспечении национальной продовольственной безопасности Беларусь изначально взяла курс на собственное производство, причем полного цикла. Сельское хозяйство у нас минимально зависит от внешних поставок: есть в Беларуси собственное сельскохозяйственное машиностроение, выпуск удобрений, имеется научное сопровождение — селекция, племенное животноводство и другие многочисленные направления. В результате наша страна полностью и даже с избытком обеспечивает себя базовыми продуктами питания. Обеспеченность по молоку составляет свыше 260 процентов, по мясу — 135, сахару — более 150, картофелю — свыше 112. Эти цифры — результат государственной поддержки и личных инициатив Президента по возрождению села, реализации госпрограмм по развитию аграрной отрасли.
Однако все острее вырисовывается риск: усиливающийся дефицит кадров на селе. В 1959-м 69,2 процента населения проживало в деревнях. Развитие индустриального сектора снизило эту долю до 33,9 процента к 1990 году. Сейчас показатель находится на уровне 21,9 процента. Одновременно сокращается и число населенных пунктов. В частности, с 1991 по 2022 год общее количество поселков городского типа сократилось на 35 единиц (с 110 до 85), сельских поселений — на 558 (с 23 615 до 23 027), число сельсоветов уменьшилось на 330 (с 1480 до 1150). За этот же период количество городов увеличилось с 101 до 115. Снижается доля занятых в сельском хозяйстве от общего количества занятых в экономике. С 2000 по 2022 год этот показатель сократился в 1,5—1,8 раза во всех областях.
Риск дефицита кадров удавалось купировать долгие годы за счет интенсивной модели развития аграрного сектора. Поэтому, несмотря на сокращение количества сельских жителей и занятых в аграрной отрасли, объемы производства продолжают расти. В 1985-м в Беларуси производилось 1534 тысячи тонн скота и птицы в живом весе, а в 2023-м — 1711 тысяч тонн. Молока в 1985 году производилось 6759 тысяч тонн, а в 2023-м вышли на рекордные 8331,2 тысячи тонн. Тем не менее снижение кадрового потенциала села приобретает тренд, который в среднесрочной перспективе угрожает и развитию сельскохозяйственного производства, соответственно, оказывает давление на продовольственную безопасность.
В стране создана нормативно-правовая база и соответствующая инфраструктура для развития села. Государство реализовало значительное число программ, стимулирующих развитие бизнеса в сельской местности, реконструкцию дорог, развитие сети агрогородков как опорных пунктов инфраструктуры на селе. Реализуются программы «Деревня будущего», «Один район — один проект». Тем не менее остается актуальным вопрос стимулирования не только снижения переселения жителей из аграрных районов в крупные города, но и создания стимулов для переезда специалистов из мегаполисов в сельскую местность.
Как видится, необходимо как развивать инфраструктуру небольших населенных пунктов, так одновременно и формировать новые ценности жизни в сельской местности. В том числе нацеливаясь на маркеры, на которые сегодня ориентируется молодежь. В частности, усиливаются запросы на экологический комфорт, возможности максимально включать в рацион органические продукты питания. Увеличивается спрос на активные виды отдыха. Целесообразно ориентироваться на эти запросы и тенденции в обществе как стимулы для переезда людей в сельскую местность.
Очевидно, что даже на уровне больших агрогородков и поселков городского типа невозможно создать инфраструктуру по широте выбора, как в столице. Но жизнь в сельской местности обладает другими преимуществами, которые могут стать решающими при выборе места жительства белорусов. Соответственно, необходимо формировать научно-обоснованный образ загородной жизни, основываясь как на социологических исследованиях, так и ориентируясь на экономическую целесообразность развития сельских населенных пунктов.
volchkov@sb.by