Эксперт рассказала, что лучше выращивать на школьном огороде
17.05.2024 13:33:00
Виктория ДЕРЖАНОВИЧ
Школьный огород, или, точнее, учебно-опытный участок, может превратиться в настоящую живую лабораторию под открытым небом, где мальчишки и девчонки (особенно городские, у многих из которых нет бабушек и дедушек в деревне) могут познакомиться с разнообразием культурных растений и особенностями их выращивания. Заведующая отделом прикладной ботаники и фитодизайна Республиканского центра экологии и краеведения Татьяна Ступина рассказала, что лучше выращивать на школьных грядках.
При планировании учебно-опытного участка следует учитывать три основных условия: он должен располагаться недалеко от учреждения образования, иметь источник водоснабжения и быть достаточно освещенным. Один из ключевых отделов участка – сельскохозяйственных растений. Он включает открытый, закрытый и частично защищенный грунт. Поскольку большинство овощных культур требовательны к поливу и удобрениям, под такой отдел лучше отводить участок с ровным рельефом и почвенным плодородием, источником водоснабжения.
В открытый грунт рекомендуется высаживать такие культуры, как картофель, морковь, свекла, огурец, лук-перо, салаты, редис, редька, чеснок, укроп, петрушка, кабачок, тыква, патиссон, бобовые (горох, фасоль). В закрытый грунт (парники) высаживаются высокорослые томаты и огурцы, перцы. За основу можно взять системы севооборотов, рекомендованные Научно-практическим центром НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству. Так, согласно одной из схем, на первое поле высаживаются однолетние кормовые культуры, на второе – капуста, на третье – столовые корнеплоды (морковь, свекла), на четвертое – огурец. По другой схеме на первом поле выращиваются однолетние кормовые культуры и укроп, на втором – огурец, на третьем – столовые корнеплоды (морковь, свекла), на четвертом – томат.
Когда лучше производить работы на участке? В начале мая, когда почва прогреется, следует высаживать картофель, морковь, лук-севок, салаты, редис, яровой чеснок (озимый высаживается осенью). В середине мая можно браться за свеклу. После 20 мая – бобовые (фасоль, горох), кабачок, тыкву, патиссон, огурец. Огурец можно сеять как в открытый грунт, первое время частично прикрывая его спанбондом или пленкой, так и в теплице или парнике. Выращенный в тепличных условиях, он демонстрирует повышенную урожайность, так как считается свето- и теплолюбивой культурой. Рассаду для парников готовят в феврале – марте.
КСТАТИ
Как грамотно распорядиться урожаем?
Урожай со школьного учебно-опытного участка и средства, вырученные от реализации продукции, могут быть направлены на приобретение оборудования и инвентаря для работы на участке, организацию внеклассной работы, премирование учеников, отличившихся в труде на участке, на проведение экскурсий, организацию горячего питания учеников (в первую очередь тех, кто проживает в школах-интернатах), на оказание помощи детям, имеющим в этом потребность.
ЕСТЬ ВОПРОС
Что вы выращиваете на школьном огороде?
Анна Станкевич, директор Утевской средней школы Добрушского района:
– С 2015 года у нас работает школьная бизнес-компания «Гаспадар», в которую входят учащиеся от 14 лет и старше. Вместе с педагогами они курируют работу на участке. К практическим занятиям на нем приобщаем всех учеников, преподавателей и техработников. Под овощные культуры отвели полгектара. Все, что выращиваем, а это лук, капуста, морковь, свекла, огурцы, помидоры, кабачки, фасоль, сдаем в школьную столовую. В последние три года к этому набору добавили картофель (раньше им обеспечивало нас базовое хозяйство). Свеклы и моркови нам хватает на год, лука и капусты – до февраля, поскольку необходимо выдерживать условия хранения. Излишками делимся с Добрушским районным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и Утевским детским садом. Оздоровительный лагерь организуем не в июне, как это делает большинство школ, а в августе, когда собираем урожай. Это позволяет удешевлять питание, за счет чего дети получают больше выпечки и фруктов. Химию не используем, базовое хозяйство дает органику. Вдобавок с прошлого года завели червей-старателей: в специальных ящиках они перерабатывают отходы (листья, картофельные очистки) и производят питательный грунт.
Светлана Малащёнок, учитель биологии Приболовичской средней школы Лельчицкого района:
– Под огород отвели 0,25 гектара, на которых выращиваем картофель, свеклу, морковь и лук. Ставку сделали на те культуры, которые больше всего востребованы в школьной столовой. Кроме того, при учебном заведении разбит плодово-ягодный сад (в нем растут в основном яблони, есть немного вишен и слив) и цветник. За каждым классом закреплены участки: кто-то отвечает за лук, кто-то – за картофель. Мальчишки и девчонки ухаживают за грядками на протяжении всего сезона – от момента весенних посадок до сбора урожая осенью. Дополнительных десять соток нам выделило ОАО «Приболовичи» – высаживаем на них картофель. На этом участке трудятся в основном старшеклассники.
Антонина Зевако, директор Бобовской средней школы Жлобинского района:
– Наш школьный огород занимает 30 соток. Плюс есть еще плодовый сад на 200 деревьев, в нем яблони, груши, косточковые, ремонтантная малина и голубика. Овощной ассортимент включает картофель, капусту, свеклу, морковь. В двух парниках растут огурцы и томаты, еще в двух мини-тепличках – перцы. На протяжении двух лет пробуем выращивать арбузы и дыни и добились определенных успехов в этом – в прошлом году собрали более 200 килограммов бахчевых. Урожай используем для удешевления школьного питания. Кроме того, у нас есть так называемые социальные грядки. К их возделыванию привлекаем детей из многодетных семей, семей, находящихся в СОП, ребят, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа. Выращенную продукцию они могут забирать домой. В этом году десятиклассников готовим по рабочей профессии «овощевод»: ребята проходят все этапы – от замачивания и обработки семян до пикировки и посева. По завершении обучения им будет присвоен второй разряд.
derzhanovich@sb.by