И корабль плывет…
03.12.2013
Белорусам показали беспилотный морской катер
Около года назад Беларусь совершила мощный технологический прорыв, ворвавшись в те сферы, где уверенно правят балом сверхдержавы. Тогда на суд зрителей был представлен первый беспилотный самолет «Стерх-БМ». Теперь пришло время закрепить успех, но на этот раз не в воздушной стихии, а на воде. Под Минском на Цнянском водохранилище прошла презентация первого в СНГ опытного образца многоцелевого морского беспилотного комплекса.
Проект был осуществлен по принципу международной кооперации — компаниями из Беларуси, России и Китая. Поддержку в создании катера оказал Деловой клуб Шанхайской организации сотрудничества (ДОК ШОС). Работа делилась поровну. Сам катер был построен и спроектирован санкт-петербургской компанией «Композитное Кораблестроение», инновационные полимерные материалы представила китайская «Sino Polymer», а белорусское ООО «Кванд Ис» разработало программное обеспечение, а также изготовило систему автоматического управления и интегрировало ее в беспилотное судно.
Как отметили авторы проекта, в нем реализованы современные технологии композитного кораблестроения, обеспечивающие высокие эксплуатационные характеристики судна в самых сложных климатических условиях. Кроме того, создатели обещают, что наладить массовое производство будет не так сложно: трудозатраты невысоки.
Скоростной беспилотный катер в зависимости от типа полезной нагрузки может использоваться для патрулирования и охраны гаваней и особо важных объектов, визуального и гидроакустического наблюдения, экологического мониторинга и спасательно-поисковых работ и даже для противоминной и противолодочной борьбы. Судно сравнительно небольшое. Его длина составляет всего чуть более 6 метров, а ширина — 1,9 метра. Катер может быть доукомплектован любым оборудованием, получить лазерный дальномер с возможностью подсветки цели, гидролокатор бокового обзора, гидролокатор для обнаружения препятствий, визуальные усилители... Сам беспилотный комплекс является автономной системой с возможностью автоматического, полуавтоматического и ручного управления. Судно позволяет выполнять задачи даже в удалении до 360 километров от берега в течение 120 часов с использованием спутникового канала передачи данных. Максимальная его скорость — 55 узлов.
Беларусь имеет статус партнера ШОС с 2009 года. Некоторые проекты с этой организацией были осуществлены в формате Парка высоких технологий. «У вас много хороших специалистов. Мы хотим возродить в Беларуси судостроение из металла — большие корабли будут строиться здесь. Тяжело найти сейчас сварщика 6-го разряда, но вы сохранили такие специальности», — сказал Владимир Горбановский, заместитель директора ДОК ШОС.
Проект беспилотника уже востребован на рынке. «Сейчас ведутся переговоры с двумя странами, которые заинтересованы в приобретении катера. Судно будет использоваться в военной сфере. Из-за того, что катер беспилотный, то условно представляет собой опасность, и вопрос его позиционирования не урегулирован. Это новое явление, поэтому пока не будет использоваться в других сферах. Но мы обсуждаем вопрос расширения сферы применения. Например, хотим провести испытания катера в зоне Чернобыльской АЭС», — рассказал «Р» директор ООО «Кванд Ис» Сергей Тыцык. Также, по словам специалиста, испытания катера пройдут и в городе Сочи во время проведения зимних Олимпийских игр, где его задачей будет патрулирование побережья.
Фото: Алина КАСЕЛЬ